(no subject)

Jan 25, 2016 12:59

Мороз, Татьянин день. Выставка Серова



Семь картин Серова, которые мы уже не увидим на Крымском Валу




Выставка, вызвавшая небывалый ажиотаж, продлена еще на неделю, но несколько полотен Серова из зарубежных коллекций завтра покинут гостеприимные залы Третьяковки



Вчера министр культуры РФ Владимир Мединский и глава Третьяковской галереи Зельфира Трегулова обрадовали общественность: выставка полотен Серова еще неделю будет радовать москвичей и гостей столицы. Решение продлить выставку, по словам Мединского «было хлопотным, но приятным».

Тем не менее любоваться выставкой мы будем не в ее первозданном виде.

- К сожалению,  в связи с существующим таможенным законодательством мы обязаны вернуть за границу все работы из зарубежных музеев. В понедельник они будут демонтированы, - отметила Трегулова.

«Известия» вспоминают работы из зарубежных музеев, гостившие на выставке Серова.

1. Портрет Александра III из собрания Офицерского фонда Королевской лейб-гвардии (Дания)

Это полотно - особая гордость выставки. Его впервые привезли из Дании. Многих может удивить факт нахождения портрета российского государя на родине Русалочки. Но на самом деле ничего удивительного нет: во-первых, супруга Александра III была дочерью датского короля, и волей-неволей императору приходилось навещать семью тестя в Копенгагене. Помимо гостевания Александр III стал шефом Королевской лейб-гвардии. Потому-то после смерти императора именно датские военные и заказали Серову этот портрет. Причем позировал для него рослый датский солдат, одетый в царский мундир. А лицо царя Серов писал по фотографии.



2. Портрет М.Н. Акимовой из Национальной галереи Армении (Ереван)

Этот портрет стал настоящей сенсацией на художественной выставке 1909 года. Все зрители восхищались невероятной красотой княгини Марии Акимовой, а художник Игорь Грабарь пояснял, что Серову особенно удалось «невероятно трудное сочетание красного с синим», задуманное для выделения восточного колорита красивого лица.

Впрочем, по поводу синего были сомнения. Константин Коровин за синее Серова побранил. «Лучше бы мне дал подушку-то нарисовать», - ворчал Коровин. При чем тут вообще подушка? Главное - лицо!» - возражал Серов. Он был уверен: такое лицо, какое получилось на портрете, - никто лучше него не нарисует. Что и говорить, Серов портретом был невероятно доволен.

Однажды он беседовал с Грабарем. «А что, Валентин, напиши-ка мне на бумажке, какие твои шедевры самые шедевристые», - попросил Грабарь. Серов составил скромный список из пятнадцати пунктов.  Конечно же портрет Марии Акимовой оказался в первой пятерке.

В 1928 году портрет Национальной галерее Армении подарила сама княгиня Мария Акимова. И в таком подарке нет ничего удивительного - настоящая фамилия Акимовой была Акимян.



3. Портрет М.Я. Львовой из музея Орсе (Париж)

Читайте еще:
На портрете - Мария Львова, она же двоюродная сестра художника, она же Маша Симонович, изображенная на знаменитой картине «Девушка, освещенная солнцем». Портрет Львовой гостит в России впервые за сто с лишним лет. И хотя сама Львова завещала портрет Третьяковке, еще в незапамятные времена ее родной сын подарил картину музею Орсе.

По словам главы Третьяковки Зельфиры Трегуловой, представительница музея Орсе, приехавшая забирать полотно, московской очередью на Серова не очень впечатлилась. Сказала: «Ну как же, в Большой дворец Парижа не по три, а по четыре часа стоят».

Кажется, русских морозов курьер из Франции не учла.



4. Портрет Ольги Федоровны Тамара (Минск)

Национальный художественный музей Белоруссии щедро предоставил Третьяковке аж четыре картины Серова. Ольга Тамара - племянница Саввы Мамонтова была артисткой. При создании ее портрета Серов особенно интересовался хрупкостью и тонкой красотой обычно скрытого под шляпкой лица.

5. Портрет Анны Гиндус (Минск)

Еще один шедевр, приехавший погостить из Минска. Уже по портрету можно судить, что изображенная была не чужда моде. И это так. Анна Гиндус - владелица мастерской дамских мод в Петербурге. В начале XX века изделия мастерской Гиндус были популярны - примерно, как лабутены. После Октябрьской революции Анна уехала в Париж, где содержала Салон мод, впрочем, не такой популярный, как в Петербурге.



6. Внутренний вид Успенского собора (Минск)

В жизни Серова был эпизод, когда в составе группы художников ему пришлось готовить целый коронационный альбом. Вместе с ним над альбомом работали Виктор Васнецов, Илья Репин, Владимир Маковский, Рябушкин и другие.



7. Открытое окно. Сирень (Минск)

Эта импрессионистическая работа, отправившаяся в Белоруссию, была, как и «Девочка с персиками», написана в Абрамцево. Вообще, Абрамцево сыграло огромную роль в жизни Серова. Критики говорят, что именно Абрамцево дарило картинам художника жизнеутверждающую силу. «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», - говорил Серов.


художники, перепосты

Previous post Next post
Up