Оригинал взят у
aldashin в
Уффици_13. Шарден. Мальчик с карточным домиком, около 1740
"Во второй половине 1730-х гг. Шарден стал знаменит как мастер детских сцен. В детских фигурках художника есть странная завороженность: они не бегают, не смеются, не играют в шумные игры. Их занятия требуют внимания и сосредоточенности. Пожалуй, только девочка с воланом приготовилась к подвижной игре, но и она еще в раздумье сидит на стуле. Эти фигурки буквально иллюстрируют пословицу «Делу время - потехе час»: у девочки на поясе ножницы и подушечка для шитья, на мальчике рабочий фартук, - он явно только что помогал отцу."
"Девочка с воланом", около 1737
Посмотрите на эту хитрую рожицу:
Шарден не получил академического образования. Работа с натуры была основой его творчества, рос он в художническо-ремесленной среде.
Первое его произведение привлекшее внимание парижан было вывеской над входом в дом цирюльника-хирурга.
В 28 лет он был избран членом Королевской Академии живописи и скульптуры как «живописец цветов, плодов и характерных сюжетов» - случай беспрецедентный.
Екатерина II, высоко ценившая живопись Шардена, заказала художнику большой натюрморт с атрибутами искусств.
Мировая слава пришла к Шардену при жизни, удостоен он был многих академических наград, внимания королей, короля Франции в особенности. Людовик XV привечал и отличал Шардена всячески, подарил квартиру-мастерскую в Лувре.
" Проникновенная поэтичность и, одновременно, обыденность, гармоничность красок и понимание характера, забот и тревог хрупкой женщины-ребенка делают картину необыкновенно притягательной.
Подобно голландским художникам XVII века Шарден повернул французское искусство к живописи бытового жанра - натюрмортами, сценкам из жизни третьего сословия, реалистическому (и в то же время глубинно психологическому) портрету, в котором нет и следов парадности."
* Глядя на некоторые куски шарденовской живописи я вспоминаю Вермеера.
Дидро: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»
Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Был дважды женат, но все жены умерли, дети тоже. Свой век Шарден доживал не в богатстве, ему пришлось продать дом, а умер он в своей студии в Лувре.
Осталось после него около 1000 картин.