Оттепель.Мужчины.

May 27, 2014 13:17

Оригинал взят у na_shpilke в "Костюмные" понедельники: Ах, как я была влюблена!..(дубль 3-й)
Друзья, всех с началом новой недели! Знаю-знаю, что понедельник уже закончился по всем часовым зонам. Однако согласитесь, не отменять же из-за этого выпуск уже ставшей традиционной рубрики ;) 7-й сезон Mad Men в самом разгаре, и я кропотливо собираю материал для грядущих выпусков, а пока что... Как было обещано, мы обратимся к русской версии "Безумцев" и посмотрим, что интересного могут рассказать с экрана костюмы этих героев.



С костюмами и образами двух главных героинь - Инги и Марьяны - мы с вами уже разбирались, поэтому сегодняшний выпуск будет посвящен стилю персонажей мужских - главных и их поддерживающих. К чему мы незамедлительно приступаем.

Думаю, что после выхода "Оттепели" на экран и незамедлительно последовавшй характеристики её как "Mad Men по-русски", только ленивый не пустился в сравнения двух главных героев - Дона Дрейпера и Виктора Хрусталева. Оставив сравнение глубины и значимости персонажа кинокритикам, предлагаю обратиться к сравнению их костюмов, где нас ждет весьма интересное сходство:




Те из вас, кто читал мой первый разбор костюмов мужчин Mad Men, помнят, как "правильные" нейтрально-серые деловые костюмы Дона являются едва ли не его тайным оружием,способом стать частью того общества и образа жизни, к которым он так долго шел и так сильно стремился. Его образ как бы говорит "соответствуй", "будь правильным", "не выделяйся". Однако при его амбициозности и напоре, желание "быть как все" Дон довел до совершенства, так что его внешний вид долгое время является едва ли не эталоном мужского облика поздних 50х - ранних 60х.

Виктор Хрусталев в этом отношении действительно похож на Дона Дрейпера, сочетая в себе амбиции и талант, но подкрепляя это [по до определенного момента неизвестным нам причинам] желанием не особо высовываться на первый план. Что достаточно точно подкреплено его серыми бесцветными костюмами, на фоне которых еще ярче выглядит его красная машина (единственная, кстати, среди припаркованных рядом серых легковушек) => один образ, сочетание противоположностей:




Подобно Дону Дрейперу, свой серый костюм Хрусталев использует практически как форму, как свою защитную броню от посторонних. И тем заметнее выглядят на экране моменты его бессилия, в частности перед системой, когда нельзя просто решить и действовать, но нужно уговаривать и просить:


Для этих случаев художник припас для Хрусталева трикотажный кардиган (*мои подозрения, что это и есть та самая вещь из TopShop, о которой он упоминал в одном из интервью о костюмах этого героя). Кардиган создает мягкий силуэт, лишает фигуру жесткого плеча, как бы обнажает его перед оппонентом (который, кстати, одет в пиджак с довольно объемными плечевыми подкладами и "решительными" крупными лацканами).  Также, ансамбль из мужского кардигана с сорочкой и галстуком  - характерное сочетание стиля preppy или "колледж", связывающее образ с молодостью, студенчеством:


Что опять же ставится здесь впротивовес солидному и "взрослому" костюму директора студии. Так что в принципе, герои здесь могут не говорить - диалог за них ведет их одежда.

И еще одна причина, как кажется мне, объясняет серо-бежевую цветовую гамму нарядов Виктора Хрусталева. Признаюсь, я не уловила это сразу, но идея пришла мне в голову во время сравнения Хрусталева с его антагонистом Егором Мячиным - в сценах с их "девушкой мечты". Посмотрим:




В то время как влюбленный Егор одет с зеленый пуловер (= цвет жизни, надежды, развития), Хрусталев остается в неизменном сером ( = цвет безжизненности). И опять, даже не смотревшие "Оттепель" могут сделать правильные выводы касательно развития событий, основываясь только на костюмах героев. На протяжении всего фильма Егор пылко признается в любви, предлагает руку и сердце, страдает, добивается - в общем, живет. А вот Виктор, как бежизненный внутри (о чем говорит его серая одежда снаружи) не способен я проявления сильных чувств, постоянно отталкивая и заставляя страдать свою избранницу.

Лишь в последней сцене, когда он уезжает в попытке оставить прошлое за спиной, мы видим Виктора вот в таком костюме:


"Расшифровать" его можно несколькими путями. С одной стороны Виктор больше не в костюме - он оставляет за спиной попытки быть частью отлаженной стистемы. С другой стороны стороны, мягкий и уязвимый кардиган сменила жесткая и решительная кожаная куртка => попытка одеться в еще более крепкую "броню", защитить себя в момент наибольшей слабости? или возможно, это отсыл к кожаному тренчу Жеглова (по-настоящему и целостно сильного персонажа), ведь Хрусталев едет именно в Одессу?..


И наконец под коричневой и жесткой кожанкой у Хрусталева светло-голубое, фактически baby blue, мягкое поло => символ его уязвимости, которую он несет со времен, когда был подростком? Или его возвращение к жизни, к умению чувствовать?..

Что же касается Егора, то мотив жизни и надежды проходит "зеленой нитью" в его костюмах. Во всех сценах, где он активно пытается покорить и завоевать девушку своей мечты, художник одевает его в аквамариновый / зеленый:


Что сильно отличается от другого мотива его образов "рабочих", где он одет в "трудовые" оттенки коричневого, а доминирующим принтом является, как вы уже догадались, клетка:


Как и во многих других кино-образах, клетка здесь символ труда, кропотливой и упорной работы, которую Егор готов вложить для достижения целей. А еще клетка - "школьный" символ, т.к. Егор все еще "ученик", младший режиссер и подмастерье, как и другой персонаж, в чем-то "американская параллель" Егора:






И наконец, еще один мужской персонаж, которого я просто не могла обойти вниманием в этом разбре:


И интересен Санча в первую очередь своим нескрываемым сходством со следующим "безумным" героем:


Подобно Сальваторе Романо (созвучность у них даже в именах - Сал и Санча), Санча в своем роде креативщик, человек искусства и служитель прекрасного - он закройщик, дизайнер одежды. Поэтому не удивительно, что на фоне остальных он одет наиболее тщательно и изящно (точно также, как Сал благодаря своим костюмам безоговорочно выглядел креативным директором на фоне бюрократов).

Однако, интересны и Сал, и Санча еще и тем, что в "темные" времена они оказались людьми нетрадиционной ориентации, заложники себя и общества одновременно. И как сговорившись, в обоих случаях художники по костюмам используют один и тот же прием:




В отличие от других, эти герои почти всегда в костюмах-тройках, что часто оставляет их без пиджака, но неизменно в жилете. Когда я писала об образах Сальваторе в Mad Men, то жилет казался мне своего рода раковиной и броней - способом одновременно спрятать свое истинное "я" и оградить себя от жестокости внешнего мира. Однако когда я смотрю на фото с первым костюмом Санчи - жилетом в тонкую полоску, то у меня возникают также ассоциации с решеткой, с тюрьмой. Как будто первая сцена уже предсказывает дальнейшее развитие событий (заключение Санчи по обвинению в мужеложестве). Или, в более широком смысле - герой даже на свободе заключен в тюрьму общественного мнения и закона.

Ну а чтобы закончить на позитивной ноте, последний и быстрый взгляд на главного преставителя "оттепельского" истеблешмента и его "безумного" коллегу, которые уже имеют тот статус, когда никто из окружающих им не указ, ибо настоящая сила, равно как и стиль - в свободе быть собою:





У меня на сегодня все. В следующий понедельник - продолжим анализ интересных "оттепельских" женских персонажей, так что stay tuned!..

психология стиля, мужчины, ТВ

Previous post Next post
Up