Языков Николай Михайлович родился 16 марта 1803 года в Симбирской губернии в семье богатого и культурного помещика. Учился в Петербургском горном кадетском корпусе и в Институте инженеров путей сообщения.
Два года Николай Михайлович жил в Петербурге, ведя рассеянный образ жизни, изредка сочиняя стихи, в которых воспевал любовь, дружбу и вино. По совету А. Ф. Воейкова он решил продолжать образование и 1822 поступил на философский факультет университета в Дерпте.
В быту дерптского студенчества жили традиции “вольности” и бесшабашного разгула, певцом и поклонником которых стал Языков. Он сделался непременным участником всех пирушек и душой русского студенчества, объединявшегося в кружок, на сходках которого говорились горячие речи о будущем России, о великом значении славян. Николай Языков написал для этого кружка знаменитую песню, служившую гимном “Из страны, страны далекой...” Особенно красноречивы ее последние строки:
Но с надеждою чудесной
Мы стакан, и полновесный,
Нашей Руси - будь она,
Первым царством в поднебесной,
И счастлива и славна!
Он отличался свободолюбием, прославлял героическое прошлое русского народа, “шум народных мятежей”, вольные в прошлом города Новгород и Псков. В дерптский период Языков приобрел славу одного из лучших и самобытных русских поэтов.
В стихах его, искренних, полных живого веселья и русской удали, ярко раскрывался характер лирического героя, презирающего социальную ложь. О его поэтическом мастерстве писал Н. В. Гоголь: “Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет он языком, как араб конем своим, и еще как бы хвастается своею властью”.
Высоко ценил поэзию Языкова А.С. Пушкин:
Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связуст...
Родня друг другу по судьбе,
Они родня по вдохновенью,
Клянусь Овидиевой тенью,
Языков, близок я тебе!
Летом 1826 Языков, приехав в гости к своему студенческому товарищу Вульфу в Тригорское, встретился с Пушкиным, жившим тогда в Михайловской ссылке. Между поэтами завязалась дружба. Об этом счастливом для него лете, о знакомстве с Пушкиным, о его няне, тригорских друзьях Языков написал ряд превосходных стихотворений - «А. С. Пушкину», «Тригорское», «К няне А. С. Пушкина», «К баронессе Е. Н. Вревской» и другие
А. С. Пушкину
О ты, чья дружба мне дороже Приветов ласковой молвы, Милее девицы пригожей, Святее царской головы! Огнём стихов ознаменую Те достохвальные края И ту годину золотую, Где и когда мы: ты да я, Два сына Руси православной, Два первенца полночных муз, Постановили своенравно Наш поэтический союз. Пророк изящного, забуду ль, Как волновалася во мне, На самой сердца глубине, Восторгов пламенная удаль, Когда могущественный ром С плодами сладостной Мессины, С немного сахара, с вином, Переработанный огнём, Лился в стаканы-исполины? Как мы, бывало, пьём да пьём, Творим обеты нашей Гебе, Зовём свободу в нашу Русь, И я на вече, я на небе И славой прадедов горжусь? Мне утешительно доселе, Мне весело воспоминать Сию поэзию во хмеле, Ума и сердца благодать. Теперь, когда Парнаса воды Хвостовы черпают на оды, И простодушная Москва, Полна святого упованья, Приготовляет торжества На светлый день царевенчанья,- С челом возвышенным стою, Перед скрижалью вдохновений, И вольность наших наслаждений, И берег Сороти пою!
В 1829, закончив Дерптский университет, Языков переехал в Москву. С этого времени он все больше проникается религиозными настроениями, все дальше уходит от своих прошлых “вольнолюбивых” идей. В 1838 начинается его дружба с Н. В. Гоголем. Тогда же Языков сближается со славянофилами. Мотивы патриархальных ценностей, библейская и религиозная тематика входят в его поэзию 1830-40-х. Языков создает подлинные поэтические шедевры (“Буря”, “Морское купание”).
Его стихи “К ненашим” и “К Чаадаеву” (1844), направленные в адрес демократов, которые предательски и в “преступных словах” развращали русского читателя европейскими антигосударственными идеями, - не утратили своей значимости и в наши дни.
В 1833 у Языкова обнаружили тяжелейшую болезнь спинного мозга. Он покидает Москву и живет в симбирском имении, где собирает русские песни для П. В. Киреевского. В 1837 он покидает Россию и отправляется на лечение в Германию, где знакомится с Гоголем; и с ним едет в Италию. На родину поэт возвращается в 1843.
Несмотря на жестокую болезнь, Языков, по свидетельству И. Киреевского «...пишет много, и стих его, кажется, стал еще блестящее и крепче». В последние годы жизни поэзия Языкова достигла то «высшее состояние лиризма, - утверждал Гоголь, - которое чуждо движений страстных и есть твердый взлет в свете разума, верховное торжество духовной трезвости». Стихотворение «Землетрясенье», которое Жуковский считал одним из лучших в русской поэзии, может служить образцом художественной силы образов поздней лирики Языкова.
В основу стихотворения было положено средневековое византийское предание о происхождении молитвы «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный»: о мальчике, взятом на небо во время страшного землетрясения в Константинополе, где он услышал ангелов, научивших его новой молитве; когда все повторили эту молитву, землетрясение стихло. Заключают стихотворение пророческие строки:
Так ты, поэт, в годину страха
И колебания земли
Носись душой превыше праха
И ликам ангельским внемли.
И приноси дрожащим людям
Молитвы с горней вышины,
Да в сердце примем их и будем
Мы нашей верой спасены.
Столь же пророчески звучат для нас и строки его стихотворения «К ненашим»:
Click to view
Стихотворение было опубликовано лишь в 1871, до этого ходило в списках в ограниченном кругу лиц. Уязвленные западники назвали «К ненашим» - «доносом в стихах», ответив ядовитыми пародиями Некрасова и полными желчи статьями Белинского и Герцена. С их недоброй подачи к Языкову был прикреплен ярлык озлобленного реакционера. «...Эти стихи сделали дело, - писал Языков о своем послании, - разделили то, что не должно было быть вместе, отделили овец от козлищ, польза большая!.. Едва ли можно называть духом партии действие, какое бы оно ни было, противу тех, которые хотят доказать, что они имеют не только право, но и обязанность презирать народ русский, и доказать тем, что в нем много порчи, тогда как эту порчу родило, воспитало и еще родит и воспитывает именно то, что они называют своим убеждением!»
В Москве вышла книга "56 стихотворений Н.М. Языкова", составленная Валуевым, а позже сам поэт подготовил к изданию сборник "Новые стихотворения" (написанные в 1834-1844 годах).
http://www.hrono.info/ Здоровье Языкова ухудшается. Он проходит еще один курс водолечения в Москве, но силы его уходят, 26 декабря 1846 года поэт скончался.
Драгоценным свидетельством искренности чувств Баратынского стало адресованное Языкову послание, которое он отослал И. Киреевскому для публикации в журнале «Европеец»:
Языков, буйства молодого
Певец роскошный и лихой!
По воле случая слепого
Я познакомился с тобой
В те осмотрительные лета,
Когда смиренная диета
Нужна здоровью моему,
Когда и тошный опыт света
Меня наставил кой-чему.
Но я люблю восторг удалый,
Разгульный жар твоих стихов. Дай руку мне: ты славный малый,
Ты в цвете жизни, ты здоров...
Прекрасным памятником братских отношений является послание Языкова к Баратынскому. В начале Николай Михайлович с грустью замечает, что в последнее время Баратынский «покинул лиру». Затем, с присущей ему искренностью ссылаясь на собственный опыт, призвал друга бежать от светских наслаждений и городских забав превратностей и смут в тишь и глушь, в приволье вдохновений: Беги же ты в свои родимые долины, На свежие луга поемных берегов, Под тень густых ветвей, где трели соловьины И лепетание ручьев! Свобода и покой - хранители поэта Дадут твоей душе и бодрость, и простор, И вдохновением, как было в премии лета, Светло заискрится твой взор. И лиру ты возьмешь: проснется, золотая, И снова запоет о жизни и любви. И звуки полетят, красуясь и играя, Живые, чистые твои! Не медли, друг и брат! Судьбу твою решила поэзия. О! Будь же верен ей всегда. Она одна тебе прибежище и сила, Она твой крест, твоя звезда! И что же на земле и сладостней, и краше? Дай руку мне! Восстань с возвышенным челом И ради наших муз, и ради дружбы нашей Явись на поприще твоем! Явись и торжествуй - и славою своею Обрадуй вновь Парнас и оживи меня! Да новый хор певцов исчезнет перед нею, Как снег перед лицом огня!
Лучшие произведения Языкова прочно вошли в историю русской литературы и общественной жизни. Его песни и положенные на музыку стихи на протяжение целого столетия пелись демократической и революционно настроенной молодежью. Они распространялись часто безымянно, как подлинно народные произведения, и новые поколения вносили в эти песни свои изменения, приспосабливая их к нуждам освободительной борьбы своего времени. Большой популярностью пользовались в той же среде его “Муза”, “Подражание псалму CXXXVI”, политические элегии (некоторые приписывались Рылееву). Все эти произведения наряду с такими стихотворениями, как “Две картины”, “Тригорское”, “Молитва”, послание к Давыдову (“Жизни баловень счастливый…”), принадлежат к золотому фонду нашей классической лирики. Русской поэзией были усвоены и формальные достижения Языкова, сыгравшего заметную роль в развитии лирического стиха, в формировании нового “высокого” стиля, в обогащении поэтического языка. Лучшее в творческом наследии Николая Языкова и сегодня сохраняет свое живое значение. По мнению современника поэта М. Погодина «имя Языкова останется навсегда украшением русской словесности».
Нравоучительные четверостишия
РАВНОВЕСИЕ
О мирный селянин! в твоем жилище нет
Ни злата, ни сребра; но ты счастлив стократно:
С любовью, с дружбой ты проводишь дни приятно,
А в городе и шум, и пыль, и стук карет!
УДЕЛ ГЕНИЯ
Змея увидела подснежник, ранний цвет,
И ядом облила прелестное растенье.
Так гений, наглости завистника предмет,
Страдает без вины и терпит угнетенье.
ВЕРНОЕ ПРЕДСКАЗАН1Е
Пройдет ли мой недуг?- лев у осла спросил;
Осел ответствовал: "О царь, сильнейший в мире!
Когда ты не умрешь, то будешь жив, как был".
Два раза два - четыре.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПОСЛОВИЦЫ
Одна свеча избу лишь слабо освещала;
Зажгли другую - что ж? Изба светлее стала.
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два.
МСТИТЕЛЬНОСТЬ
Пчела ужалила медведя в лоб.
Она за соты мстить обидчику желала;
Но что же? Умерла сама, лишившись жала.
Какой удел того, кто жаждет мести?- Гроб.
НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ
- Познай, светлейший лев, смятения вину,-
Рек слон: - в народе бунт! повсюду шум и клики!
"Смирятся,- лев сказал,- лишь гривой я тряхну".
Опасность не страшна для мощного владыки.
СИЛА И СЛАБОСТЬ
Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей;
Страшатся щуки крокодила;
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
Всегда имеет верх над слабостию сила.
ЛЕБЕДЬ И ГУСЬ
Над лебедем желая посмеяться,
Гусь тиною его однажды замарал;
Но лебедь вымылся и снова белым стал.
Что делать, если кто замаран?.. Умываться.
МАРТЫШКА
Мартышка, с юных лет прыжки свои любя,
И дряхлая еще сквозь обручи скакала;
Что ж вышло из того?- лишь ноги изломала.
Поэт! на старости побереги себя!
ОБЩАЯ СУДЬБА
Во ржи был василек прекрасной,
Он взрос весною, летом цвел
И, наконец, увял в дни осени ненастной.
Вот смертного удел!
БЕЗВРЕДНАЯ ССОРА
За кость поссорились собаки,
Но, поворчавши, унялись
И по домам спокойно разошлись.
Бывают ссоры и без драки.
ЗАКОН ПРИРОДЫ
Фиалка в воздухе свой аромат лила,
А волк злодействовал в пасущемся народе;
Он кровожаден был, фиалочка мила:
Всяк следует свой природе.
Click to view
Музыка Николая Шишкина, слова Николая Языкова.
Click to view
Пловец. Слова Николая Языкова
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru