И снова об истериках

May 09, 2013 13:04

Оригинал взят у semirina в И снова об истериках.
Одна горячо любимая мной девушка настойчиво интересуется, чегой-то ее горячо любимый мальчик почти_двух_лет_отроду начал регулярно истерить, если что не по его в этом мире происходит.

Рассказываю об одном из вариантов ответа на этот вопрос (наиболее вероятным потому, что я этого мальчика лично знаю)
Отвечаю публично потому, что все нижеописанное, на мой взгляд, характерно для большинства детей этого возраста, вдруг кому пригодится.

Два годочка - это возраст серьезный. Некий переход на другой уровень.

"Включается" та самая символическая функция мышления, про которую я диплом писала (ах..как жеж приятно самой себе напоминать об этом... пожалуй, буду эту ссылку в каждый пост совать :)))

Суть этих изменений можно описать в очень примитивном виде примерно так: раньше ребенок смотрел на предмет, и видел перед собой этот предмет, а теперь у него появились его собственные замыслы. Он смотрит на предмет №1, а придумывает (не осознавая этого), как будто бы это предмет №2.

Проблема общения мамы и малыша в это время заключается в том, что мама не всегда понимает, чего там, в воображении ребенка, на месте этого предмета родилось. А ребенок ещё не может толком объяснить.
Более того, он ещё не может разделять физический мир и психический.
Кроме того, он абсолютно и глобально уверен, что все люди вокруг думают и чувствуют точно также как он.
Если вы оглянетесь вокруг, вы увидите, что множество взрослых людей, увы, так и остаются на этом уровне развития.

И вот это смешение образов и реальности дает множество эпизодов - ребенок чего-то хочет, а мама считывает "внешние" вещи, и угадать, чего там на самом деле у него бурлит в новорожденном воображаемом поле, не всегда получается.
Практически все истерики двухлетки, в которых звучит "сделали не так, как я хочу, и я теперь визжу как оскорбленный в лучших чувствах" - про это.

Сценарий разворачивания "истерик" в этот период прост (опять же очень-очень примитивно) : ребенок видит палочку, которая лежит на досточке . И у него выплывает образ, к примеру, как будто это кроватка и детка спит.
Мама видит палочку на дощечке. И она о ней говорит, она с ней действует (а то и выкинуть пытается) или сама придумывает какие-то свои образы и начинает с ребенком играть - а ребенок возмущен. "Мама, ты обалдела что ли??? У меня-то это ребенок спит, ты его разбудила, ты что вообще!!!"
Он все это не говорит, он не считает вообще нужным это говорить - для него совершенно очевидно, что мама "не так" действует с этим существом, нехорошая женщина, не понятно, как так можно.
Он верещит, а мама понять не может, что происходит.

Чего делать?

Спокойствие, только спокойствие. Помнить, что это такой период, и он пройдет. Это раз.
Побольше действий в воображаемом поле. Это два.

Ту же палочку можно взять и спросить у нее - "Ты кто?" :)
Общаться в стиле "мамы - феи".

Все это развивает символическую функцию мышления, и ребенок быстрее начинает "овладевать" своим воображением и разграничивать реальность и собственные образы.

Главное, не попортить в этот период отношения своим раздражением или наказаниями, иначе это поведение может закрепиться как нормальное.
И ребенок утащит эти истерики в следующий возраст, а там уже будет другая песня.

Вот.

развивалки, дети, семья

Previous post Next post
Up