О правильной похвале

Jun 22, 2012 01:40

Оригинал взят у mommyrox в О правильной похвале
В продолжение разговора о том, как хвалить детей, приведу кусок о похвале из книги Хаима Гинота (или Джайнота).

КРИТИКУЕМ И ХВАЛИМ ПО-НОВОМУ
КОГО И ЧТО ХВАЛИТЬ: САМОГО РЕБЕНКА ИЛИ ЕГО ДЕЛА!

Многие родители верят, что похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом же деле похвалы могут привести к нервозности, плохому поведению ребенка. Почему? Да потому, что чем больше он получает незаслуженных похвал, тем чаще стремится проявить свою "истинную натуру". Родители часто рассказывают: стоит похвалить ребенка за хорошее поведение - и он как с цепи срывается, будто стремясь опровергнуть похвалу.

КАК МОЖНО ХВАЛИТЬ И КАК НЕЛЬЗЯ
Означает ли это, что похвала "устарела"? Вовсе нет. Однако не стоит пользоваться ею направо и налево. Лекарства, например, назначаются больному лишь в строгом соответствии с рекомендациями врача, который указывает время их приема, дозу, учитывает противопоказания, возможность аллергических реакций. Так же осторожно следует обращаться и с сильнодействующим "лекарством" иного рода: оценивать, хвалить можно только поступки и дела ребенка, а не его самого.

Вот пример, который показывает, как надо хвалить. Восьмилетний Андрей хорошо поработал в саду: собрал граблями листья, выбросил мусор, аккуратно сложил на место инструменты. Матери понравилась его работа, и она выразила свое одобрение сыну.

Мать. В саду было так грязно... Я даже не думала, что можно все убрать за один день.
Андрей. А я смог!
Мать. Там было полно листьев и всякого мусора.
Андрей. Я все убрал.
Мать. Вот это работа!
Андрей. Да, было нелегко.
Мать. Сад теперь такой красивый, на него приятно посмотреть.
Андрей. Стало чисто.
Мать. Спасибо тебе, сынок.
Андрей (широко улыбаясь). Не за что.

Мать похвалила поступок Андрея, и мальчик почувствовал радость и гордость от того, что он его совершил. В тот вечер он с большим нетерпением ждал, когда придет домой отец, чтобы показать ему чистый сад и снова почувствовать гордость за свою работу.

Напротив, похвалы, оценивающие самого ребенка, а не его поступок, только вредны:

- Ты чудесный сын.
- Ты настоящий мамин помощник.
- Что бы мама делала без тебя?

Такие комментарии вызовут лишь сомнения и тревогу; ребенок почувствует, что он далеко не такой "чудесный сын" и совсем не может быть этим образцовым сыном. Поэтому, не дожидаясь, что его "разоблачат", он предпочтет немедленно облегчить свое сердце, сознавшись в каком-нибудь проступке.

Похвала так же бьет в глаза, как и яркое солнце, - и так же сильно слепит. Ребенку становится неловко, если его называют чудесным, милым, щедрым, скромным. Он чувствует, что должен опровергнуть эту похвалу, хотя бы частично. Нельзя заявить во всеуслышание: "Спасибо, я принимаю вашу похвалу". Но и внутренний голос говорит ребенку, что нельзя честно сказать себе самому:

"Я просто чудесный: я и добрый, и сильный, и щедрый, и скромный".

Ребенок не только опровергнет похвалу, но и подумает о тех, кто его хвалит, примерно так: "Если они так хорошо обо мне думают, значит, и сами немногого стоят!"

НАШИ СЛОВА И ВЫВОДЫ ДЕТЕЙ
Итак, похвала должна быть направлена на дела и поступки ребенка, а не на его личность. Нужно построить свой комментарий таким образом, чтобы дети сами делали положительные выводы о себе и своих способностях.

Десятилетний Женя помогал отцу оборудовать подвал дома. Во время работы ему пришлось двигать тяжелую мебель.

Отец. Верстак такой тяжелый. Трудно его подвинуть.
Женя (с гордостью). Я это сделал.
Отец. Работа не из легких.
Женя (согнув руку и напрягая мускулы). Я сильный.

В этом примере отец указал на трудность задачи. Сын сам сделал вывод о своих способностях. А если бы отец сказал: "Ты такой сильный, сынок" - Женя мог бы ответить: "Вовсе нет. У нас в классе есть мальчишки сильнее меня". Последовал бы обидный и ненужный спор...

КАК ДЕТИ ВЫГЛЯДЯТ В СОБСТВЕННЫХ ГЛАЗАХ
Похвала складывается из двух компонентов - наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т, д. Нужно облечь наше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о себе самом. Вот несколько примеров, показывающих, как нужно хвалить детей,

Правильная похвала: "Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!"
Возможный вывод: "Я хорошо поработал, и мою работу оценили".
(Неправильная похвала: "Ты просто молодец".)

Правильная похвала: "Твое стихотворение меня очень тронуло".
Возможный вывод: "Хорошо, что я умею писать стихи".
(Неправильная похвала: "Для твоего возраста это неплохие стихи".)

Правильная похвала: "Книжный шкаф, который ты сделал, такой красивый!"
Возможный вывод: "Я умею плотничать".
(Неправильная похвала: "Ты хороший плотник".)

Правильная похвала: "Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!"
Возможный вывод: "Я помог маме".
(Неправильная похвала: "Ты сделал это лучше, чем наша мама".)

Правильная похвала: "В твоем сочинении есть интересные мысли".
Возможный вывод: "Я могу писать оригинально".
(Неправильная похвала: "Ты пишешь неплохо для своего возраста. Но надо, конечно, многому еще научиться".)

То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние реалистические положительные оценки в значительной степени определяют хорошее мнение ребенка о себе самом и об окружающем его мире.

Как раз на родительские лекции Гинота ходили гражданки Фабер и Мазлиш, поэтому кто знаком, найдет много общего. Всю книжку (точнее их две) можно купить, но перевод ужасен. Я у себя ворчала немного по этому поводу: http://mommyrox.livejournal.com/78843.html
На самом деле все самое ценное и в хорошем переводе можно прочитать в брошюре, которую еще 88 году издали
скачать тут: http://psylib.myword.ru/index.php?s=c59f6ef8b9e0d280f425dbcfaf8bda17&automodule=downloads&showfile=1168
тем более, что сокращено там то, что давно морально устарело (свою книжку Гинот написал аж в 1965 году).

А еще есть предложение: многие похвалы из переведенных книжек звучат для русского уха очень коряво из-за перевода, мы так не говорим. Можно собрать в комментариях то, как мы хвалим своих детей без оценивания. Или напишите, какую похвалу в детстве вы не переносили, а какую принимали с радостью. Думаю, такая дискуссия могла быть всем полезна.

Попробую суммировать мои представления о неправильной похвале.
1. Похвала-агрессия."Убрался в комнате? Ну наконец-то! Что, это так сложно, почему мне надо было три дня просить? Теперь сюда хоть зайти можно..."
2. Похвала-недоверие. "Ты пирог испекла? Сама?! Это не из кулинарии полуфабрикат? Вот молодец какая!" "Это ты нарисовал? Сам?"
3. Похвала-принижение. "С учетом твоих способностей\возраста\интеллекта - очень неплохо".
4. Похвала-обвинение. "Вот! Можешь ведь, если захочешь!"
5. Похвала с переключением. "Нарисовал картинку? Молодец, а теперь быстренько наведи порядок и помой кисточки".
6. Похвала с "но". "Приготовил ужин? Молодец! А вот если бы ты еще порядок после готовки навел..."
7. Похвала-отмазка. "Телевизор нарисовал? Молодец какой! Что, не телевизор? И вообще репродукция Малевича?.."
8. Неадекватно активная похвала. Если тебя хвалят неадекватно активно за неадекватно простые вещи, начинаешь подозревать, что либо ты выглядишь идиотом, либо тебе в такой форме хамят. Кстати, основная причина детских обид на похвалу: я уже слишком большой, чтобы меня хвалить за самостоятельно надетые ботинки.
9. Похвала-обесцениваение. "ну что, сколько двоек нахватала? пять за контрольную? быть не может! это опять за тебя бабушка домашнюю работу делала, наверняка".

Подозреваю, что солидная часть этих "похвальных" методов с точки зрения психолога - вариации на тему пассивной агрессии.

дети, воспитание, психология

Previous post Next post
Up