Уже прошло три недели, как я копаюсь под капотом своей машины, а машина, соответственно, находится в частично разобранном виде, и ездить не может. Конечно, все эти 3 недели я там копаюсь далеко не каждый день, и не по 8 часов. Но, скажем, дней 6-7 по паре часов наберётся в сумме. Т.е. часов 12-15 чистого рабочего времени, или, грубо, 1,5-2 рабочих дня. Сие увлекательное мероприятие началось после небольшой серии поездок с прицепом в первых числах июля, имевших целью отвезти некоторое количество старой мебели из дома на дачу, где она, быть может, и пригодится. То есть, от дома до северного участка МКАДа за прокатным прицепом, потом домой под погрузку, потом на дачу, обратно сдавать прицеп, и домой. В этой серии поездок машина внезапно обнаружила совершенно не свойственную (если не сказать больше) для неё склонность к перегреву, который возникал при всяком попадании в пробку, и выглядел очень угрожающе.
Первый раз был короткий эпизод перед Садовым кольцом на Пр-те Мира при подаче прицепа под погрузку, поездка с грузом на дачу была запланирована на ночь и прошла, к счастью, без пробок и без эксцессов, а вот поездка обратно, сдавать прицеп, была утренним пробочным кошмаром. Из-за этого я даже полдня не мог въехать в Москву, всюду упираясь в пробки и пытаясь объехать, и, когда день уже начинал заканчиваться, въехал в неё с Ленинградского направления по Минскому шоссе (и всё равно не без пробки и не без перегревов).
Да, и ещё, одновременно со склонностью к перегреву, абсолютно перестала работать печка. Поскольку там же, где прокат прицепов, есть и некий автосервис, я обратился к ним, чтобы они, значит, разобрались и, по возможности, починили. Благо, магазин с хотя бы некоторыми запчастями у них там рядом тоже есть. Они там долго колдовали, поменяли названный ими неисправным (но на вид и при проверке дома кажущийся вполне исправным) дополнительный насос печки на новый такой же, взяли денег за насос и примерно столько же за работу, и отпустили, заявив, что в остальном система охлаждения в полном порядке. На поверку, она в порядке совсем не оказалась. То есть, печка всё-таки стала греть, но только при включённом доп. насосе (которым я до сей поры вообще крайне редко пользовался, ибо печка всегда работала и без него). И по-прежнему перегревы в пробках. Но спасибо и на том, что печка хотя бы как-то заработала. Благодаря этому удалось доехать сквозь Москву до дома. По мере движения, правда, в салоне постепенно становилось невыносимо жарко. В районе Северянина даже ехавший пассажиром мой отец, вообще известный мерзляк и теплолюбивый товарищ (который ещё по дороге с дачи, в 11-12 утра прикрывал форточки, кутался и жаловался на холод, когда я уже 3 часа как обливался пОтом от жары и солнца, находясь симметрично в той же машине), стал требовать высадить его на ближайшей станции метро, опасаясь за своё здоровье. Но, однако, нашлось другое решение, более быстрое, нежели доехать до метро. Да и сам я не железный, даже менее теплолюбивый, и тоже сознание терять на ходу как-то не хочется. Так что напротив ВДНХ сняли надставки обеих передних дверей, и спокойно, с ветерком в прямом смысле слова, доехали по Яузе до дома.
Приехав домой, я стал чесать репу. Что же может быть причиной такой картины - перегревы в пробках плюс не работающая самостоятельно без стороннего пинка (а то даже и с пинком) печка. Было предположение, что, может быть, (частично?) разрушилась или стала проворачиваться, или вообще отделилась от вала крыльчатка водяной помпы. Тогда всё отлично объяснялось: помпа гонит воду, но очень слабо - за счёт того, что осталось от крыльчатки, и вала. Плюс ещё крайне малая, но всё же ненулевая сила самотёка. И этого, как бы, якобы хватает на ходу, но не хватает в пробке. Ну и печка не работает, якобы, потому что от помпы напора никакого.
И вот прошедшие 3 недели я постепенно снимал с машины всякие детали: слил тосол, снял радиатор, вентилятор с его шкивом и кронштейном, шкив помпы, насос гидроусилителя с его кронштейном (о маленьком, но гордом узле крепления которых следовало бы написать отдельный рассказ, но более половины лексики в этом рассказе было бы нецензурной). И вот сегодня вечером, наконец, снял термостат и собственно помпу. И, к удивлению своему, увидел, что помпа абсолютно цела и исправна (впрочем, это лишь формальное удивление, идущее от формального разума, в то время как подсознание чётко говорит, что если 15 часов трахаться, чтобы снять и посмотреть на помпу, то она, разумеется, окажется исправной, и дело будет совсем не в ней). Попутно было сделано неожиданное наблюдение (ценность которого даже несколько компенсирует затраченное время на разборку и предстоящее, боюсь, ещё большее на сборку), что, оказывается, патрубок между термостатом и помпой перекрыт железной пластиной. Причём перекрыт не
с оставленным умеренных размеров отверстием, что в принципе норма и обычное дело для уазиков - у кого такой пластины с завода не было, её сами завсегда вставляли - а перекрыт напрочь, наглухо, без отверстия. Даже стенки патрубка имеют такой вид, который говорит, что они были сухие, и охлаждающая жидкость там никогда не циркулировала. То есть, малый круг, который в обход радиатора, перекрыт вообще напрочь. Не знаю, кому как, а мне такая ситуация кажется не совсем правильной, мягко говоря. Это, если рассуждать абстрактно. Хотя это как-то практически не мешало ездить машине предыдущие 5 лет... Зато совершенно понятно стало, почему двигатель настолько сурово недогревается зимой, если не прикрыть радиатор, например, пластиковым пакетом. И почему он настолько медленно греется зимой после пуска. Ещё бы, если циркуляция в обход радиатора (и печки) перекрыты просто напрочь. Правда, термостат там должен быть закрыт, пока не прогрет двигатель. Но это должен, а в реальности радиатор той же зимой всегда начинал греться с первых же минут этого бесконечно долгого прогрева двигателя. И теперь я уже не удивляюсь, почему он так делал. Впрочем, сейчас как бы не зима, а жаркая погода, и проблемы вроде бы противоположные. Да и железка тут стоит 5 лет, и до сих пор уж к перегревам она не приводила точно. Помпа тоже вроде вполне исправна, бодра и весела. Значит, причина перегревов и вырубающейся печки в чём-то другом. Не верно ни моё предположение, ни предположение мастеров из того автосервиса.
Остаётся пока другое предположение - что, может быть, и печка, и радиатор чем-то как бы забились. А может, даже и блок двигателя. Радиатор, снятый практически в первый же день, был промыт снаружи душем (и почти все мухи, к счастью, оказались смыты, к более жёстким средствам прибегать не пришлось), и проверен водой на проходимость изнутри. Если там свободно протекает вода (да и тосол, при сливании оного, хлестал ого-го как), то ни о каком засоре радиатора говорить не приходится заведомо. Если даже и засорена печка (говорят, бывает, т.к. там более узкие каналы для жидкости), то это никак не объясняет перегревов при работе радиатора, когда, летом, печка вообще не должна никак участвовать. Если засорен блок двигателя... стоп-стоп, а чем же таким он может быть засорен? Огрызков и памперсов туда никто вроде не кидал, а для мелких пескоподобных частиц ржавчины, присутствующих в слитом тосоле в незначительном количестве, как бы калибр не тот, чтоб блок засорять. Зато насторожили обнаружившиеся в патрубках около помпы, термостата, и, возможно, и в блоке, какие-то непонятные студнеобразные зелёные шары или наросты, иногда довольно крупные. Может быть, эти загадочные хрени имеют какое-то отношение к проблемам с охлаждением? Пока это так и остаётся загадкой. А я, значится, начну пробовать собрать обратно всё то, что разобрал, и, для начала, промыть систему охлаждения чем-нибудь. Надо бы придумать, чем именно промывать... Если и после этого проблемы не решатся, не знаю, что и думать.
Попутно, надо ещё решить, что делать с той перегораживающей железкой. Не трогать вообще, или сверлить/заменять на дырявую железку такого же размера, и если да - то какое примерно сечение отверстия/отверстий нужно для адекватной работы системы охлаждения.