Война и либеральная демократия

Oct 29, 2024 18:22


Казалось бы это две несовместимые вещи. Во все времена либеральные политики стремились развивать в первую очередь  мирные отношения между странами, а войны вели исключительно ради защиты от внешнего агрессора.

Либеральная концепция или, если хотите, доктрина зародилась после религиозных войн в Европе в XVI веке и связана она была в первую очередь с толерантностью - это когда протестанты и католики после кровопролитных столкновений все же пришли к выводу, что лучше жить в мире. Поэтому первая форма европейского либерализма была по своему смыслу конфессиональной. Суть ее состояла в том, что представители любой религиозной общины имели право проживать в любом социуме и пользоваться всеми гражданскими правами, при условии соблюдения законов и традиционных норм поведения. Так в Европе постепенно стало развиваться уважение к меньшинствам.

С другой стороны, в эпоху массового появления национальных государств на все население стал распространятся одинаковый объем гражданских прав, которые революционно настроенная общественность стала называть неотъемлемыми правами личности. Однако при этом такие малые социальные группы как клир или аристократия могли подвергаться гонениям, а их имущество экспроприироваться. Т.е. период революционного формирования наций явно не был либеральным.

Демократии, где были приняты законы подтверждающие те или иные права меньшинств, с течением времени стали называть либеральными демократиями.



Иными словами либеральная демократия на сегодняшний день является наилучшей формой существования малых национальностей, буржуазии, квир сообществ, современных сектантов и других небольших образований в социальной структуре государств. Это конечно справедливо лишь в том случае, если соответствующие права меньшинств защищены. Но если законодательная власть вдруг в экстренном порядке возьмет и отменит эти законы, тогда пиши пропало! Однако таких прецедентов в истории немного. Это происходило разве что во время военных действий. Так, например, в ходе Второй мировой войны практически всех этнических японцев граждан США  - 120 тыс. человек, переместили в концлагеря, в результате чего возник такой мини ГУЛАГ. Следует отметить, что в Америке до сих пор существуют законсервированные заведения подобного рода, куда в случае массовых беспорядков или переворота в стране может быть помещено значительное число правонарушителей и изменников.

Тем не менее по общему признанию США сегодня являются наиболее демократичной и либеральной страной, демострирующей самые различные формы толерантности. И поэтому, чтобы в полной мере осознать что из себя представляет современная либеральная демократия высшего качества, нужно  ознакомится с ее американским вариантом и понять в какой момент этот вариант стал «экспортным товаром» для всего мира.

В 1776 году Томас Джефферсон написал в тексте Декларации независимости США - «...все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». С его стороны это было полным лицемерием, так как сам Джефферсон на тот момент был крупным верджинским плантатором. У него во владении было 180 черных рабов, которым он не собирался давать вольную. Этот неприятный момент, американские историки впоследствии всегда тем или иным образом сглаживали. Да и сам отец американской конституции  Джеймс Мэдисон был также рабовладельцем и не менял этот  статус до конца дней. Как же это понимать? На самом деле все становится на свои места если  предположить, что отцы основатели Соединенных Штатов  своими “великими деяниями” копировали тот общественный строй, который существовал в древних Греции и Риме. Просто под термином «все люди» в Декларации о независимости понимались WASP - белые англосаксонские протестанты. Об этом не говорилось открыто, но это видимо всегда подразумевалось.

То есть, если все называть своими словами, то после получения независимости Америка стала рабовладельческой демократией!

После гражданской войны в 1865 году черные рабы получили свободу. Но в то время быть свободным, это не означало быть гражданином. Поэтому в 1868 году, т.е. только через три года, был принят закон о том, что все чернокожие, которые родились в Америке автоматически получают гражданство и соответствующие ему права. Индейцы, коренные жители, стали полноправными гражданами лишь в 1924 году. Видимо у американского истеблишмента была сильная неприязснь ко всему укорененному, поэтому свои предпочтения они отдавали понаехавшим.

Тем не менее, после освобождения черных от рабства в большинстве штатов были введены сегрегационные разграничения по расовому признаку - в школах, в общественных местах, на работе, на госслужбе и т.п. Эти ограничения были официально отменены лишь в 1964 году, а на практике действовали еще долго. Но стала ли после этого американская демократия либеральной? На этот вопрос постараюсь ответить в следующем посте.

Продолжение следует…

рабство, swap, сегрегация, либеральнаядемократия

Previous post Next post
Up