Как ОВД хотела победить НАТО

Oct 14, 2024 20:47





Едва отгремели залпы Второй мировой войны, как недавние союзники стали подозревать друг друга в злых намерениях и принялись готовить планы (вспомним хотя бы пресловутую Operation Unthinkable из двух планов, наступательного, затем оборонительного Британской империи и США, и, c другой стороны, СССР, разработанных весной - летом 1945 года. Оба плана были разработаны по заданию премьер-министра Уинстона Черчилля Объединённым штабом планирования военного кабинета, находящегося в Великобритании, в глубочайшем секрете даже от других штабов. Правительство Великобритании категорически отрицало существование подобных планов вплоть до 1998 года), как отразить удар по своей стране, а то и нанести его самостоятельно.



Или План «Тоталити» (Totality - всеохватность) - секретный военный план США (на случай, если войскам США в Германии и Австрии «будут угрожать другие силы») против СССР, разработанный в штабе генерала Дуайта Эйзенхауэра по приказу президента Гарри Трумэна. Разработка плана была начата в октябре 1945 года. Он представляет собой первый по времени из серии аналогичных экстренных военных американских планов. Впоследствии Дэвид Алан Розенберг в статье 1979 года в научном журнале «Journal of American History» представлял этот план дезинформационной уловкой, объясняя такие взгляды тем, что лишь к 1946 году в арсенале у Соединённых Штатов появилось девять атомных бомб, а также двадцать семь B-29, способных их доставить и что план был частью «гигантского атомного блефа» Трумэна, направленного на Советский Союз.

С точки зрения советских и российских историков, подобные планы не были осуществлены, в том числе благодаря разрабатываемым в СССР мерам противодействия (усилению неядерных вооружений, в том числе средств ПВО, созданию собственного ядерного оружия). Ранние исследования США также предусматривали отсутствие ядерного оружия у СССР, но оно было разработано к 1949 году. Подобные планы способствовали возникновению гонки вооружений и холодной войне. Фундаментальный для гонки вооружений Меморандум Совета национальной безопасности №68 базировался на допущении, что даже полное поражение намеченных целей при атомной бомбардировке СССР не сможет обеспечить успех наземных операций США в Западной Европе, а только даст им временное преимущество ввиду нарушений в снабжении советских войск.

План «Тоталити» возглавил череду разрабатываемых в дальнейшем руководством США военных планов по военным действиям с СССР с применением атомного оружия, таких как: «Пинчер» (март-июнь 1946 г.), «Бройлер» (1947 г.), «Бушвэкер» (1948 г.), «Кранкшафт» (1948 г.), «Хафмун» (1948 г.), «Флитвуд» (англ. Fleetwood, 1948 г.), «Когвилл» (1948 г.), «Оффтэк» (1948 г.), «Чариотир» (англ. Charioteer - «Колесничий», 1948 г.), «Дропшот» (англ. Dropshot, 1949 г.), «Троян» (англ. Trojan, 1949 г.).

Но вернемся к плану «Семь дней до реки Рейн».

С созданием НАТО (1949) и Организации Варшавского договора (1955) Холодная война стала набирать обороты, а представители противоборствующих лагерей смотрели друг на друга со всё большим подозрением. На случай, если Запад нанесёт ядерный удар по территории Польши, на самом пороге социалистического лагеря, СССР в 1979 году разработал план «7 дней до реки Рейн», совершенно секретной командно-штабной военной игры, спланированной в 1979 году Организацией Варшавского договора (ОВД). Это было советское представление семидневной ядерной войны между НАТО и Объединенными вооруженными силами ОВД. Крупномасштабные учения по данному плану проводились на территории ГДР ежегодно вплоть до лета 1990 года, то есть в последний раз они состоялись уже после падения Берлинской стены.

Этот план носил выраженно наступательный характер, что закономерно вызвало глубокую обеспокоенность западноевропейской верхушки. Он основывался на том (по легенде игры), что НАТО нанесёт первый удар по долине реки Висла, что воспрепятствует командованию советского блока в отправке подкрепления в Восточную Германию для предотвращения вторжения НАТО в эту страну. В результате этого ядерного удара ожидалось, что вся Польша будет уничтожена (25 крупных городов страны) и около двух миллионов гражданских поляков умрут. Серьёзно пострадает инфраструктура, а земли подвергнутся радиоактивному заражению. Советский контрудар будет направлен против Западной Германии, Бельгии, Нидерландов и Дании, а именно, в случае формирования Советской армии оказались бы отрезаны от воинских контингентов ГДР, Венгрии и Чехословакии, а оперативно перебросить их на запад было бы невозможно. Выход виделся в наращивании на западных рубежах социалистического блока военного резерва до 18 дивизий при поддержке артиллерии и сил специальных операций, что позволило бы перейти в массированное наступление на широком фронте, сопровождаемое ядерными ударами по ключевым целям в ФРГ, Бельгии, Нидерландах и Дании.

Как следует из названия плана, танковая армия должна была добраться до Рейна за семь дней, а ещё через пару дней выйти на линию от Северного моря до Лиона (примерно 60 тыс. танков на своей европейской территории и в странах Организации Варшавского договора, не считая ещё 20 тыс. в азиатской части СССР. Состав, структурная организация и развертывание таких сил прямо указывали на их наступательный, а не оборонительный характер, что вызывало глубокую обеспокоенность в политических и военных кругах стран НАТО). Одновременно советский военно-морской флот перерезал бы морские пути сообщения между Северной Америкой и Европой.

Так же, дополнительно советские планы предполагали выход на рубеж Северного моря и города Лиона (Франция) на девятый день наступления, затем продолжение наступления до конечного рубежа в Пиренеях. При этом некоторые союзники СССР по ОВД (например, Чехословакия) находили такие цели слишком оптимистичными. По мнению современных западных стратегов, цели советской операции были полностью недосягаемыми. У СССР имелись также планы по морской операции в Северной Атлантике против судоходства НАТО.

Ответ НАТО тоже "был готов": командование Альянса разрабатывало и осуществляло комплекс оборонительных мероприятий, направленных на отражение потенциального советского наступления. Среди ответных мер НАТО были следующие:

1) поскольку силы НАТО в Европе отставали по численности танков от СССР и ОВД в несколько раз, а переброска дополнительных танков из США морем заняла бы примерно неделю (слишком долгий срок с учётом темпов предполагаемого советского вторжения), основной упор делался на развитие противотанковой вертолетной авиации;

2) предполагалось использование нейтронных боеприпасов против наступающих танковых колонн;

3) вдоль границы ФРГ и ГДР велось проектирование трубопровода, начинённого жидким взрывчатым веществом; трубопровод мог быть детонирован по всей длине границы в момент начала советского вторжения;

4) в рамках неядерного ответа на советское наступление предполагалось также уничтожение выявленных советских подводных лодок в Атлантике.

План был постепенно свернут в связи с принятием в СССР оборонительной военной доктрины (1988), антикоммунистическими революциями в Восточной Европе (1989), объединением Германии (1990) и, наконец, заключением Парижского договора об обычных вооруженных силах в Европе (19 ноября 1990 года).

В наше время некоторые специалисты оценивают планы советских стратегов как совершенно недостижимые, однако в соцлагере учения в рамках этого плана проводились до 1990 года включительно. Возможный сценарий третьей мировой войны был обнародован консервативным польским правительством сразу после его избрания в 2005 году, для того, чтобы «прочертить линию под коммунистическим прошлым страны» и «предоставить информацию польской общественности о старом режиме».

Вот такие дела. Если бы все ненароком началось, то замес был бы крутым!

Источник

овд, operation unthinkable, нато, варшавский договор

Previous post Next post
Up