О сути свободы

May 24, 2007 18:49

Все вопросы, касающиеся свободы, - это множество вариаций вопроса "Почему кто-то должен кому-то подчиняться?": Почему мне нельзя принимать наркотики или охотиться, если это нравится мне, но не нравится тебе? Почему я должен тебе подчиняться?
Почему вообще кто-то должен подчиняться кому-то? Да потому что человек - существо социальное!
Думаю, что ( Read more... )

Leave a comment

going_out May 24 2007, 15:55:04 UTC
Свобода - отсутствие внутренних конфликтов у человека. Если в тебе цветет внутренний конфликт. потому что ты должен кому-то подчиняться, ты не свободен. Если в тебе цветет внутреннй конфликт, потому что тебе должен кто-то подчиняться, ты не свободен. Если ты ведешь бессмысленные разговоры о свободе, ты не свободен. Здоровый человек не чувствует свою руку или ногу, так же психически нормальный человек не чувствует "свободен он или не свободен". Все разговоры о свободе - бессмысленная лалипутянская болтовня так называемых философов и так называемых писателей. Делай с ним и со всем миром что угодно - он останется "не свободен", потому что психически нездоров. Как эту болезнь лечить?Высокопарно говоря, только обретением Веры. другого пути к свобоже не существует.

Reply

pervosled May 24 2007, 16:24:55 UTC
Вы интересно пишете, но сама жизнь - не есть ли внутренний конфликт? Человек чувствует свою руку или ногу, человек ведёт бессмысленную лалипутянскую болтовню, человек становится "так называемым философом", "так называемым писателем", - именно потому, что он живой, что он испытывает счастье и муки, радость и боль. Мне кажется, человеческое в нас - это именно "небесконфликтность". Вопрос о свободе - пусть он бессмыслен и неразрешим, но, может быть, главное, что есть у человека - это именно невозможность отказаться от бессмысленных и неразрешимых вопросов.

Reply

going_out May 24 2007, 17:06:54 UTC
Когда у Будды спрашивали типа "что первично - материя или сознание", или "что есть Истина?" вопрошающие в ответ слышали "громоподобное молчание Будды". Он пояснял, что если человека ранили стрелой, в первую очередь надо унять его боль, а потому еже интересоваться - откуда стрела прилетела и кто ее выпустил. Все "проклятые вопросы" не помогают унять боль человека, а лишь усиливают ее. Любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что гегеле-кантовско-бердяевская болтовня ни на йоту не уменьшает боль человека и лишь самовлюбленная, нарцисстическая болтовня авторов. "Подобно тому, как вода всех океанов имеет один и тот же вкус - соли,так все аспекты моего учения имеют один вкус - спасения" - вот нормальная постановка вопроса. И единственное спасение человека - избавление от внутренних конфликтов, в том числе и конфликтов, вызванных тем, что мыльные пузыри так называемой "свободы" летят не в ту сторону, куда бы тебе хотелось.

Reply

pervosled May 24 2007, 17:32:12 UTC
Может быть, Вы и правы.
Должно быть, они прекрасны, люди без внутренних конфликтов, но я таких не встречал - и мне дороже те, которых мучают неразрешимые вопросы. Останемся при своём. Здесь вряд ли возможно что-либо доказать. )

Reply

going_out May 24 2007, 17:48:02 UTC
Никому ничего никогда невозможно "доказать" что-нибудь выходящее за рамки точных наук, точнее - чистой математики. Так что...

Reply

ex_nobodyel May 24 2007, 18:31:27 UTC
"Гегеле-кантовско-бердяевская болтовня", как вы выразились, равно как и иные "так называемые философы" и "так называемые писатели" едва ли пытались собственно унять боль - они лишь искали ее очаги, пытались понять, почему боль. И некоторым даже удавалось найти эту самую стрелу...
И о вере. Словечко это, особенно с прописной буквы, - как затычка. А вы попробуйте не высокопарно дать ответ на ваш же вопрос "как эту болезнь лечить?" Поделитесь, так сказать, рецептиком...

Reply

going_out May 24 2007, 22:28:10 UTC
Ну так если серьезно, то все учение царевича Гаутамы в отличие от всех других религий-философий было целенаправленно "разработано" с целью унять эту боль, вылечить от этой болезни. Именно на ответ - какова причина болезни и как ее вылечить, он потратил всю свою жизнь. Буддизм, знаете ли, ставит и диагноз этой болезни и дает лекарство от нее. Другое дело, что люди хотят оставаться больными, им так больше нравится. Свобода...

К дзенскому Мастеру пришел человек, упал на колени и взмолился.
- Помоги мне освободиться, не могу я так больше жить!

Мастер нахмурился.
- Кто же тебя поработил? Назови мне его имя. Уж я ему!..

Задумался человек. А мастер как врежет ему палкой по спине. Сразу человек и понял всё. Вскочил с колен, поклонился Мастеру и побежал счастливый.

Во всех религиях есть рецепты, которые Вас интересуют, только "много званых, да мало избранных". Горькие пилюли никто глотать не хочет, большинство людей самообманом занимаются. А буддизм, и не религия вовсе, а чистая философия. Начните читать на досуге, "рецептик" и найдете.

Reply

ex_nobodyel May 25 2007, 03:38:33 UTC
Буддизм, знаете ли, ставит и диагноз этой болезни...
Верите ли, знаю.

А буддизм, и не религия вовсе, а чистая философия.
Ай-ай-ай, чтобы сказал на это далай-лама... :)

Reply

going_out May 25 2007, 08:16:11 UTC
Буддизм как учение Гаутамы, выраженное в сутрах и шастрах - чистая философия. Другое дело, что распространяясь, как лесной пожар, она смешивалась с местным религиями и приобретала совершенно необязательные для буддизма черты.

- Сынок, мне очень нравится твое учение, я обязательно ему последую. Но могу ли я при этом молиться Шиве?
- Молись, бабущка, это тебе не помешает.

А тибетский тантрический буддизм, вообще, черт-те знает что с точки зрения, скажем, Махаяны. Говорить о буддизме вне кокретных его школ бессмысленно.

Reply

whatever_ok June 12 2007, 18:52:27 UTC
как-то один атеист скзал далай-ламе, что буддизм - это не религия, а здравый смысл, и далай-ламе это очень понравилось.

Reply

so puzzling whatever_ok June 12 2007, 18:46:18 UTC
а я бы предположила, что ощущение человека себя несвободным вообще очень редко связано с его психическим здоровьем или нездоровьем. с другой стороны, "живой" не значит "переживающий внутренний конфликт". зачем утрировать? может, просто психологический тип перемноженный на внешние обстоятельства даёт это ощущение?

Хотя, возможно, всё гораздо сложнее.

Reply

Re: so puzzling pervosled June 12 2007, 19:18:54 UTC
Под конфликтом я имел в виду не душевный разлад, а коренное, изначально присущее жизни свойство. Человек появляется в результате конфликта, пусть и прекрасного, желанного, но - спора, столкновения противоположностей. И живёт в поле притяжений и отталкиваний, в постоянном росте, спотыкаясь, сомневаясь, надеясь. Это и есть небесконфликтность, как мне кажется. )

Reply

Re: so puzzling whatever_ok June 12 2007, 21:44:20 UTC
И эту природную небесконфликтность вы видите причиной склонности человека чувствовать себя несвободным? или я неверно проследила переход из темы в тему, от вопроса к вопросу?

Reply

Re: so puzzling pervosled June 13 2007, 08:32:03 UTC
Да нет, я не писал о свободе как таковой, о чувстве свободы - а лишь о вечном стремлении человека задавать себе неразрешимые вопросы.

Reply


Leave a comment

Up