День шестой - немецкая дорога, Печенга и, наконец, Заполярный.
Не смотря на поздний отбой, подъем дался нам относительно легко. Завтрак, сборы. Как то не верилось, что в этом походе это была наша последняя ночевка в палатках.
Пойдя утром прогуляться вверх по склону с определенной целью (не будем уточнять с какой), я вернулся таща две минометных мины калибром более 100 мм. Это были не единственные находки подобного рода; вечером, еще перед Муста-Тунтури Евгений нашел около дороги мину. Спешу опровергнуть обвинения в идиотизме : мины были без детонаторов и взрывчатки. Хвостовая часть так же представляла из себя пустую трубку без пороха. Над этими минами уже кто то поработал и они представляли из себя только оболочки. И все же хочу предостеречь будущих покорителей Рыбачьего : не спешите хватать руками подобные находки, случаи обнаружения здесь не обезвреженных боеприпасов (со слов копателей) не редки.
Выехали, и даже не очень поздно. Началось преодоление немецкой дороги. Строили ее в начале войны немцы, как тыловую. Технически она очень не простая, но пешком по ней идти нигде не приходится. На карте она отмечена чуть ли не прямой линий, но на самом деле она все время извивается меж гор и озер, из-за чего фактическое пройденное расстояние увеличивается раза в полтора. Прямых и ровных участков она не имеет. По ней все время или медленно ползешь вверх или бешено несешься вниз. Внизу дорога, почти всегда, проходит около какого-нибудь озера. Все это выглядит невероятно красиво.
Движение на дороге не назовешь оживленным : за все время мы встретили всего три машины и группу квадрациклистов. Причем две из трех машин заехали с одной стороны и явно не собирались проходить дорогу всю. Смело могу порекомендовать эту дорогу любителям маунтинбайкинга, мотоэндуро и квадрациклистам. Из автотранспорта же с этой дорогой справится далеко не каждый внедорожник. Хотя думаю армейские «вездеходы» ГАЗ 66 и «Урал», думаю, пройдут без особых проблем.
Очень интересна конструкция дороги. Частенько, сбоку видно, что дорога сложена, явно, вручную. Все камешки подогнаны один к одному. Видимо именно это является причиной того, что спустя 70 лет, дорога все еще в хорошем состоянии.
На дороге частенько попадались современные боеприпасы. Свежие (2002 г. выпуска) гильзы калибра 5,45 мм. и иностранные, калибра 308 (7,62 мм.), винчестеровские.
Проезжали и валявшийся прямо посреди дороги снаряд (болванка, скорее всего; танковый или артиллерийский не знаю).
По приближении к обеденному времени остановились на обед около одного живописного озерка с протокой. После обеда, спустя несколько километров, мы миновали «пистолетное» озеро. Озеро получило среди местных название «Пистолет» явно за свою форму. На карте это озеро можно определить почти безошибочно. После озера дорога превращается в неплохой грейдер и начинается плавный спуск к губе Печенга. Перед ней, последний на маршруте, небольшой, но очень симпатичный водопад.
Пистолет
Выехали на берег губы Печенга когда был отлив, что нас порадовало, т.к. предыдущим днем, от копателей, мы узнали, что после немецкой дороги будет спецучасток : небольшой проливчик, который можно пересечь, только в момент отлива. Сразу скажу что это была деза : преодолеть протоку с велосипедом возможно в любой момент (в интернете есть видео, как там группа переправляется в момент прилива - воды примерно по грудь).
Доехали до протоки, переправились. Воды было максимум по колено, но очень илисто и грязно, поэтому уделались. ИМХО - не надо искать где мельче, прите прямо.
Внимание! Сразу за описанной протокой начинается действующий военный полигон, на котором вояки иногда всерьез играют в войну. Конечно, если вы не нарвались на оцепление на немецкой дороге скорее всего там тихо, но кто этих раздолбаев знает … Поэтому не надо на скорости выскакивать на полигон сразу после протоки, а лучше аккуратно выглянуть и оглядеться.
Когда мы проезжали полигон, там было тихо. Хотя при проезде «Пистолета» на дороге нам повстречался армейский 66-й ГАЗ, который стоял там явно не просто так. Проезжая мимо него я уловил фразу «успеют проскочить». Относилась ли она к нам не знаю.
После полигона переехали через мост через, впадающую в губу, реку Печенга. Сразу за мостом начался город Печенга. При проезде создалось впечатление, что город состоит наполовину из воинской части, благодаря тому, что воинские объекты были вынесены к дороге.
Не смотря на то, что у нас уже началась ломка без кофе 3-в-1 и печенья «юбилейное», магазин в Печенге не заслужил нашего внимания и, собрав всю волю в кулак, мы проехали поворот к нему. Решили ехать сразу в город Заполярный и там уже устроить праздник желудка.
Асфальт от Печенги до Заполярного - полный отстой. Крупнозернистый и абсолютно не «катящий». А ехать по нему не так уж и мало : от Печенги до Заполярного 23 км. По дороге к Заполярному устроили привал с купанием на ручье.
Когда, наконец, дорога повернула на г. Заполярный, зрелище открылось не самое приятное. Город стоит на фоне отвалов руды. Слева оти города большой завод, из труб которого валит, оседающий на город, дым. Все это смахивает на техногенный ад. В Заполярный нам нужно было не просто так. Там мы планировали сесть на дизель, который должен был отвести нас в Мурманск.
Тут нас ожидал неприятный сюрприз : ожидаемый нами дизель должен был отправиться только в 3,15 ночи (мы думали что он будет в районе часа и приехали заранее). Станция, к слову сказать, находится на территории завода. Как только мы доехали до станции, к нам подъехал охранник и поинтересовался, знаем ли мы что находимся на территории завода и что мы вообще тут делаем. Наши ответы его удовлетворили и он уехал, а мы стали ломать голову над тем, что делать дальше. Изначально планировалось закупиться вкусняшками и посидеть на станции, но когда увидели станцию сидеть на ней перехотелось. Все пыльное, грязное, залито каким-то мазутом-солидолом-креазотом. Поехали до магазина, закупились вкусняшками. Пока стояли у магазина, у местных (трезвых среди которых не было … а как иначе то, в пятницу вечером) узнали что лесопарков в городе нет и если хотим на природу надо ехать за город. Поехали обратно на станцию в надежде найти что-нибудь, но абсолютно ничего по дороге не было. В итоге уже при въезде на территорию завода, около заброшенного то ли склада, то ли цеха, нашли относительно чистую и спокойную площадку, где устроили настоящий пир. Кофе с печеньем был восхитителен.
Заполярный. Над городом смог.
место нашего привала (это место было самым приятным в городе)
Станция на заводе (фото Евгения)
Немного померзнув на вокзале, в 3,15 мы все-таки отправились в Мурманск. В дизеле немного выспались и все утро наслаждались пейзажами за окном. За 7 часов наш дизель преодолел около 200 км. и в начале одиннадцатого утра мы были в Мурманске.
Продолжение - Мурманск и ... Кольский досвидания!