Сковординовка-1. Фактор времени.

Nov 24, 2013 08:34

Утром 7 августа 1943 года командующий 1-й танковой армией принял решение для наращивания удара 3-го и 6-го корпусов ввести в наступление 31-й ТК, который должен был следовать за 6-м танковым корпусом, обеспечивая его правый фланг и развить его успех в общем направлении на Богодухов.
К вечеру бригады корпуса должны были выйти в район севернее Рясного. При этом корпусу надлежало «С прохождением главными силами корпуса района СОТ КАЗАЧЁК, заслоны выброшенные против Головчино, Борисовка снимать и включать в состав своей боевой колонны».
Предполагалось что бригады корпуса. блокирующие дорогу на Грайворон будут сменены частями 5 гв ТК, которому одновременно была поставлена задача «овлапдеть районом Грайворон».
Однако выполнить приказы в установленный срок ни 5-й ни 31-й корпус не смогли. Немцы начали прорыв из Борисовки раньше чем советские корпуса успели провести замену частей, блокирующих дорогу на Грайворон.
После тяжёлого боя, понеся значительные потери, войска 31-го корпуса не смогли приступить к выполнению наступательной задачи и приводили себя в порядок до утра следующего дня.
Марш в район Рясного части корпуса начали только утром 8 августа. Командование корпуса, на которое в свою очередь давило командование армии, подгоняло командиров бригад, требуя как можно быстрее приступить к выполнению боевой задачи.
С 8.00 до 10.00 бригады корпуса сосредоточилисьв районе Рясное -хутор Бабаков и развернулись перед совхозом Рогозянка и деревней Сковородиновка, которые ещё вечером 7 августа были заняты сильным авангардом танковой дивизии СС «Райх».
Авангард по данным разведки 31-го ТК состоял из разведотряда на бронемашинах и бронетранспортёрах и "полка мотопехоты, усиленного 30 танками". Также авангард противника имел до двух дивизионов полевой артиллерии и до дивизиона шестиствольных миномётов.
Боевой порядок противник построил в два эшелона. Большую часть сил первого эшелона, в который входило до батальона пехоты и взвод танков разместились в Сковородиновке. При этом немецкая разведка выбросила три подвижные группы, состоявшие из нескольких танков и взвода автоматчиков каждая, на высоту 207.6, в совхоз Рогозянка и в деревню Большая Рогозянка. Позднее немцы увеличили свои силы в Большой Рогозянке, дополнительно перебросив туда до двух рот пехоты. Основные силы авангарда противник развернул во втором эшелоне, в районе деревни Кадница и хуторов Лозовой и Зелёный Клин.
Командование армии поставило корпусу задачу « силами 237 и 242 ТБр с артиллерийскими частями усиления,во взаимодействии с 3 МК ,нанося удар в направлении Б. РОГОЗЯНКА, КАДНИЦА, уничтожить противника в районе КАДНИЦА, СКОВОРОДИНОВКА. В дальнейшем к исходу дня выйти в район МУРАФА, ХРУЩЕВАЯ, НИКИТОВКА, имея не менее 1 ТБР в районе ХРУЩЁВАЯ, НИКИТОВКА.»
Однако этот приказ уже не соответствовал изменившейся обстановке.
После вчерашних боёв с остатками Томаровско-Борисовской группировки в 237-й и 100-й бригадой в строю находилось только по 10 танков Т-34 а в 242-й бригаде исправными их оставалось всего 5. В выдвинувшемся на рубеж Рогозянка- Сковородиновка. авангарде противника насчитывалось столько же танков сколько в первом эшелоне 31-го танкового корпуса.
К тому же мотопехота и артиллерия во время форсированного марша по плохим дорогам отстали от танков и не успели подтянутся к деревне. Ожидать их подхода командование корпуса тоже не могло -противник мог раньше подтянуть подкрепления. Осложняло положение корпуса и отсутствие в его составе положенных по штату миномётного и самоходного полков а также приданной артиллерии для стрельбы с закрытых позиций.
Имея превосходство в артиллерии противник вёл обстрел танковых бригад, а часть шестиствольных миномётов выполняла роль кочующих установок, дав один залп каждый из таких миномётов тут же менял позицию.
Так как переброска частей корпуса производилась в светлое время суток, и на угрожаемом для противника направлении она тут же была вскрыта противником. Немецкая авиация обнаружившая что мотопехота и артиллерия бригад отстали от танков стала наносить частые удары по дорогам, ведущим в район боёв.
Для нанесения таких ударов были привлечены все свободные истребители Ме-109 и Ме-110. Группами по 3-6 самолётов они кружили над дорогами, штурмуя двигавшиеся по ним автомашины. Одиночные машины немецкие лётчики атаковали пушечно-пулемётным огнём. На бреющем полёте, заходя им навстречу и стараясь поразить при этом мотор и кабину. Если же цель была групповой немецкие лётчики напротив. атаковали её с тыла и бросали мелкие бомбы ориентируясь по пыли, поднимаемой головной машиной. Пикирующие бомбардировщики противника в этот день в охоте на дорогах участия не принимали, сосредоточив свои усилия на поиске советских танков. Но здесь их постигла полная неудача.
Так как 237-я танковая бригада являлась основной ударной силой первого эшелона корпуса, распоряжением командира корпуса ей был придан 145-й отдельный сапёрный батальон. Сапёры батальона сумели в непосредственной близости от переднего края, у деревни Малая Писаревка, за короткое время незаметно от противника создать большое количество ложных целей, имитирующих скопление танков замаскированных под копны убранного хлеба. Немецкая авиация принимала эти макеты за танки и бомбила подозрительные копны довольно крупными силами -в налётах принимало участие до 30 машин. В промежутках между авианалётами копны интенсивно обстреливала немецкая артиллерия.

Маленькие подвиги большой войны, Румянцев, военная история, 1943

Previous post Next post
Up