Про вырубленную морскую династию, либеральных прокуроров и некоторые особенности экспертизы

Feb 03, 2012 12:43

Продолжение. Начало в http://tolstiyyoj.livejournal.com/3280.html

http://tolstiyyoj.livejournal.com/3377.html#cutid1
                                    http://tolstiyyoj.livejournal.com/3889.html                                    http://tolstiyyoj.livejournal.com/4195.html

Мятеж на «Памяти Азова» имел свое продолжение, он ударил не только по судьбам людей, которые находились на корабле непосредственно в момент восстания, но и по тем, кто пришел на корабль позже. Сразу после подавления мятежа был назначен новый командир - капитан 1 ранга Александр Парфенович Курош. Тоже из военно-морской династии, сын отставного контр-адмирала. Вот его краткая биография до событий на крейсере :


         1882 - Окончил Морской корпус.
  • 1893 - Флаг-офицер Штаба командующего Практической эскадрой Черного моря.
  • 1899-1900 - Командир миноносца № 253.
  • 1900 - Заведующий императорскими паровыми катерами в Крыму.
  • 1901 - Командир миноносцев № 267 и № 259
  • 1902 - Старший офицер морской канонерской лодки «Кубанец».
  • 1904 - Старший офицер крейсера 1-го ранга «Аврора».
  • 1904 - Командир миноносца «Заветный» (1904).

 Почти одновременно с событиями на «Памяти Азова» вспыхнул мятеж в Гельсингфорсе и крепости Свеаборг. Там тоже не обошлось без убийств офицеров, мятежники захватили форты и открыли артиллерийский огонь по центральному острову крепости и неприсоединившимся к восстанию кораблям. Александр Курош на тот момент командовал миноносцем «Финн», который стоял на рейде Гельсингфорса. Он сумел усмирить брожение на своем корабле и соседних миноносцах, вступил в артиллерийскую дуэль с мятежниками и держался до подхода главных сил - сухопутных войск и броненосцев, подавивших мятежные форты.

Затем прибывает на «Память Азова» и принимает командование (крейсер был переименован в учебное судно «Двина»).

Однако революционеры не простили капитану 1 ранга Курошу его участия в подавлении восстаний. Готовили покушение на енго самого, но что-то сорвалось, и решили ликвидировать его сына, 17-летнего ученика реального училища Павла Куроша. Вот что сказано об этом в мемуарах Витте :

« … Этот Курош в 1905 году, когда в Финляндии, в крепости Гельсингфорсе, тамошние революционеры подняли революционный флаг, со своего судна стрелял в этих революционеров. Тогда же было постановлено предать его смерти и послали ему этот смертный приговор, но почему то, по той или другой причине, приговор этот не был приведен в исполнение.

Затем, так как теперь снова обострились отношения между Финляндией и русским правительством, то финляндские революционеры снова подняли вопрос о Куроше, но решили, что лучше убить не самого Куроша, а его сына - юношу 17-ти лет, находящегося в одном из петербургских учебных заведений, и в мотивировке своего решения постановили, что если убьют Куроша, так что же, - Курош мучиться не будет, а вот, если они убьют его сына, то это тогда будет более мучительно для Куроша, потому что он сына любит и всю свою жизнь будет мучиться и, таким образом, получить должное возмездие за то, что он стрелял в революционеров.

Вот, продолжал этот почтенный старик, Курош поехал в плавание. Мы поехали на дачу, которую занимал Курош, где-то недалеко от Риги. Там были: мой племянник, его, Куроша, сын и жена Куроша. Жена уехала. Таким образом, на даче остался этот старик Пшерадский, его жена и сын Куроша. Вот старик мне рассказывает: раз вечером, когда этот молодой человек ложился спать, то он и его жена пришли в его комнату с ним проститься. Он, племянник старика, подошел к окну и хотел его запереть, а окно выходило в сад, -- в это время у окна появился какой-то человек и в то время, когда он закрывал окно, сделал несколько выстрелов и убил его наповал.»

Об этом же пишет и газета «Русское Слово» от 15.08.1911 :  RU">«Убийства, нападения, грабежи. РИГА, 1,VIII. Вчера ночью, близ Огера, в своей вилле, тремя выстрелами из револьвера убит шестнадцатилетний сын командира крейсере «Адмирал Макаров» Павел Курош. Подробности убийства пока не выяснены»



Павел Курош, сын адмирала

Мгновенно, еще на стадии расследования, начались попытки отмазать от этого дела революционеров. Судя по всему, это было очень важно для каких-то кругов, т.к. силы на это дело были брошены немалые.

Вот статья на эту тему, называется «Каллиграфическая экспертиза, врет или подтверждает?». К сожалению, нашел только текст, нет выходных данных, автора и источника. Судя по всему, ее опубликовали еще в советское время, в каком-то кримниналистическом издании :

«Значительный интерес представляет экспертиза письма, произведенная в 1911 г. по делу об исследовании причин смерти Павла Куроша. 17-летний ученик пятого класса Кронштадтского реального училища П. Курош летом 1911 г. вместе с родственниками жил на даче в местечке Огер вблизи Риги. Отец его, капитан 1-го ранга Александр Курош, командовал в прошлом крейсером «Финн». Именно с этого корабля в 1906 г. по его приказанию был открыт огонь по участникам Свеаборгского восстания. Об этой жестокой расправе с участниками революционного восстания знали в семье Куроша. Знал об этом событии и Павел Курош.

30 июля 1911 г. на имя Павла Куроша пришло по почте письмо, содержавшее угрозу убить его. На следующий день он был найден в саду дачи убитым. В процессе расследования причин его смерти потребовалось установить, кто именно явился автором и исполнителем полученного Курошем письма. Так как у следователя возникло предположение, что оно было написано самим погибшим, решено было обратиться к помощи сведущих людей. В качестве экспертов были приглашены А. А. Захарьин, проф. В. В. Матэ и Д. А. Дмитриев. Произведенное исследование они описали в специальном протоколе, в котором говорилось: …»

Дальше идут очень длинные и пространные почерковедческие рассуждения. И заключение экспертов :

« Ввиду изложенного мы, эксперты, приходим к единогласному заключению, что текст угрожающего письма и адрес на конверте, по всей вероятности, писаны рукою покойного Павла Александровича Куроша».

Экспертиза документов, выполненных с подражанием печатному тексту, и в наши дни не относится к легким исследованиям. В данном же случае перед экспертами стояли трудности не только научно-методические, но и политические. Черносотенцы, включая и родственников Павла Куроша, всячески пытались придать его смерти политический характер и доказать, что смерть явилась результатом мести революционеров. В этих условиях заключение экспертов приобрело особенно большое значение. Оно помогло разрушить версию о гибели Куроша от руки революционеров.»

У меня один вопрос : Что это, Бэрриммор? Что хотели сказать этим эксперты? Павел Курош написал сам себе записку с угрозами и сам себя застрелил тремя выстрелами из браунинга? Или это сделал его нехороший черносотенец-отец, чтобы опорочить святых революционеров, которые никогда-никогда не прибегали к политическим убийствам? Или, может Павла Куроша убили по каким-то бытовым или уголовным мотивам, а его отец и страшные черносотенцы решили повернуть дело к политике и очернить революционеров? Но записку то он написал сам!

Кое-какой свет на технологию «отмазывания» проливает статья «Обвиняется Ульянов-Ленин», написанная полковником юстиции Н. Л. Анисимовым и опубликованная в Военно-историческом журнале № 11 за 1990 год. (http://www.sovietworld.narod.ru/lenin/poisk-pravdy.htm)

Речь в ней идет о некоем Александрове Павле Александровиче, которого допрашивает оперуполномоченный 2-го отделения 2-го отдела ГУГБ Белов Д. Е. А допрашивает он его потому, что Александров, будучи прокурором, при Временном правительстве вел дело о немецких деньгах для Ленина, о пломбированном вагоне  и т.д. Именно он вел и дело Павла Куроша. Автор статьи, полковник юстиции Анисимов, не совсем разобрался с этим делом, адмирала Куроша и его сына он называет почему-то на японский манер, «Куроши». Более того, юридический полковник даже не знает, что парень в ходе этого покушения погиб. Однако другие сообщаемые им подробности крайне интересны :

«Выбор Керенским Александрова был не случаен. В 1917 году, вступив в партию эсеров, Керенский вспомнил, что именно Александров в ходе следствия по нашумевшему некогда делу Куроши оказал эсерам значительную услугу, отведя от них серьезные обвинения в покушении на сына известного адмирала.

Уместно напомнить вкратце суть этого дела.

Адмирал Куроши приобрел известность своей жестокостью при подавлении революционных выступлений военных моряков. Его «подвиги» были отмечены высочайшей милостью: он получил высший чин и был награжден орденом. Но вскоре его постигло несчастье. На даче адмирала неизвестные лица совершили покушение на его пятнадцатилетнего сына. Правда, все обошлось только огнестрельным ранением. О мести свидетельствовала записка, найденная на месте преступления, в которой сообщалось от имени социалистов-революционеров, что юный Куроши наказан за кровавые деяния отца.

Происшествие получило широкую огласку и обсуждалось в Государственной думе. Было принято решение произвести официальное расследование. Поручили его Александрову - следователю по особо важным делам, на счету которого уже имелось несколько раскрытых уголовных преступлений.

Александров испытывал немалые затруднения. Ему не представило большого труда установить, что сын Куроши инсценировал покушение, ранив себя сам, а записку «от эсеров» написал его товарищ. Но адмирал и его влиятельные друзья требовали... «покушения социалистов» и «законной расправы» над ними. Следователь испытал давление высоких инстанций, всевозможные предупреждения. Не исключено, что и эсеры беспокоили его, а их угрозы были более реальны. Не следует отрицать и того, что «прогрессивный юрист» мог разделять их взгляды. Как бы там ни было, но «правое дело адмирала Куроши» потерпело крах и получило нежелательную для истца огласку. Рискуя карьерой, Александров и не думал, что пройдет несколько лет и один из влиятельнейших эсеров Керенский в знак «благодарности» будет требовать от него того же, чего раньше желал адмирал Куроши, - фальсификации дела. На этот раз следователь не стал упрямиться, не стал говорить о чести, законе, праве. Он развил завидную активность, стремясь «добыть» компрометирующий и изобличающий большевиков материал.»

Есть еще «Дело об исследовании причин смерти Павла Куроша», опубликованное в Журнал Министерства юстиции (1912. - № 6, Июнь), но я до него еще не добрался.

В целом, пока мне более логичной представляется версия о революционера. У них был мотив - участие Куроша-старшего в подавлении восстаний (за такими людьми устраивали настоящую охоту, со второй попытки убили генерала Мина, со второй же - адмирала Чухнина, адмирала Дубасова подорвали вместе с адъютантом). Были возможности - уж чего-чего, а браунингов хватало. Место покушения - Рига, там хватало боевиков и лесных братьев, затаившихся еще с 1905-06 годов. Никаких сантиментов они к русским вообще и к русским военным в частности не испытывали абсолютно, во время первой революции русских полицейских отстреливали пачками во время вечерних моционов, спящих русских драгун резали десятками. Так что и исполнители были, и спрятаться в Латвии им было где.

Но продолжим про Куроша-отца. После «Памяти Азова/Двины» он прошел ряд должностей - Начальник охраны Кронштадтских рейдов (1909), Командир крейсера «Адмирал Макаров» (1909-1911), Начальник 2-й минной дивизии Балтийского моря (1911-1915), Начальник Флангово-шхерной позиции Морской крепости Петра Великого (1914-1915), в августе 1915 был назначен начальником 2-й бригады крейсеров Балтийского моря. В 1916 ему за отличие присвоили чин вице-адмирала, в январе 1917 стал комендантом Кронштадтской крепости. Арест сразу после февральской революции : «2 марта 1917 - Арестован, до августа находился в заключении без предъявления обвинения и был, наконец, освобожден по приказу Комиссии по внесудебным арестам». Ну, и закономерный итог : «16 сентября 1918 - Арестован органами ВЧК и пропал без вести (скорее всего, расстрелян)»



Адмирал Александр Курош на борту "Громящего"

Да, чуть не забыл, у Александра Куроша был родной брат, Николай Парфенович Курош. Тоже морской офицер. Служил на ряде кораблей, участвовал в русско-японской войне (Новиков-Прибой в своей «Цусиме» его характеризует, мягко говоря, не очень лестно, как офицера-алкоголика, избивавшего матросов, но Новиков - это такой автор, с которым нужно быть КРАЙНЕ осторожным). В 1907 году он был командиром миноносца «Бодрый» во Владивостоке. На соседнем миноносце, «Скором», вспыхнул бунт. Капитан 2 ранга Николай Курош в начавшейся перестрелке был убит руководителем мятежников Пойловым (который до этого уже застрелил командира своего корабля и еще одного молодого офицера).


Капитан 2 ранга Николай Курош

Русско-японская, крейсер "Память Азова", гельсингфорс-1906, владивосток-1907, Революция 1905-1906, свеаборг-1906

Previous post Next post
Up