Недавно в блоге у дьяка Кураева была
перепечатана заметка про т.н. “Сочинскую республику” - революционное квази-государственное образование, просуществовавшее несколько дней в конце 1905 - начале 1906 года на территории посада Сочи. Этот автор в своем блоге раньше не писал про события революции 1905 года, во всяком случае, мне не попадалось. Необычность темы привлекла мое внимание и заставила заняться эти вопросом поглубже.
В принципе, у Кураева не свой текст, а перепост заметки “Эха Москвы”, что накладывает свой отпечаток на содержание :
“Но вот современные сочинцы уже и не помнят, что в начале прошлого века 9 дней были отдельным государством. На местных новостных ресурсах нет никаких упоминаний об этой памятной для города дате. Ни власти, ни общественные активисты также не вспоминают про краткий период независимости от Российской империи.”
Почему современные сочинцы должны печаловаться о шизофренической революционно-сепаратистской “республике”, “Эхо Москвы” не объясняет.
Я об этом эпизоде революции встречал упоминания и раньше, но в основном очень краткие заметки из тогдашней прессы. Без особых подробностей и с основным упором на будоражащую воображение деталь - при осаде казармы с полицейскими и стражниками мятежники использовали старинную, начала ХIX века пушку, стрелявшую ядрами. Эта деталь придавала всей сочинской эпопее какой-то не совсем серьезный, немного даже курьезный характер.
Но если изучать событие внимательно, выясняется, что курьезного там было очень мало.
Начиная с эпизода с пушкой - орудие действительно было древним, однако наводил его профессиональный артиллерист и огонь был довольно эффективным. Кроме того, у мятежников помимо пушки было вполне современное стрелковое оружие в достаточном количестве.
А во время восстания было еще много интересного.
И мингрельские боевики, палящие в толпу из швейцарских винтовок с криками : “Всех руссо надо убить!”
И убийства представителей полиции и просто неугодных - с приговором ревтрибунала и без него, просто так.
И захват революционерами в заложники беременной женщины.
Но об этих эпизодах, а также о том, откуда у боевиков взялось оружие, буде в следующих постах.
А пока - о вождях республики. Не о реальных - реальными были командиры вооруженных отрядов. А о праздничных идиотах, которые были выдвинуты на роль революционных старост и бургомайстров.
Среди них попадались некоторые ну очень своеобразные личности.
Вот, например,
Александр Павлович Фронштейн. На его даче состоялось первое собрание руководителей будущего восстания, “а уже в декабре 1905 года …. с оружием в руках принимал участие в вооруженном восстании в Сочи.”
Дедушка интересный - в свое время воевал вместе с Гарибальди и участвовал в Парижской коммуне. За свое участие “с оружием в руках” был избит жандармами, потерял зрение и в 1909 году умер. До торжества революции сам не дожил.
Зато дожил его приемный сын Виктор. Сын пошел по стопам отца - стал эсеровским боевиком, работал в подпольных ячейках в Сочи, Москве, Ставрополе, Ялте, Севастополе под кличкой “Барс”. Чем занимался - подробностей не сообщают. Зато после революции грозный Барс как-то резко присмирел - работал садовником в Институте горного садоводства, затем гидрологом в Москве. В 1944 арестован и расстрелян вместе с женой. “Здобулы”.
Следующий яркий персонаж -
Александр Александрович Усов, который в период восстания “руководил городом в Хосте”.
После поражения сочинского восстания Усов, прихватив с собой архив, бежит на Капри.Там общается с высшим кругом : “встречался с Лениным, Горьким, Плехановым, Семашко. Был дружен с Анатолием Васильевичем Луначарским.”
Затем едет путешествовать : “с 1908 по 1914 г. объезжает все части света - путёшествует по Египту и Сахаре, в дебрях Конго и в джунглях Индии. Побывал в Южной Азии, Австралии, Новой Зеландии и через Северную Америку вернулся в Европу. В результате кругосветного путешествия пишет ряд интересных книг.”
Издает книги из серии “ребятам о зверятах”. Вот такие :
И такие :
Если бы только эти и ограничился, а не лез в политику - цены бы человеку не было.
После 1917 возвращается в Россию - и тут в полной мере проявляет свою …эээ.. разносторонность. Заведует школами. Сажает образцовый сад. Изобретает новый музыкальный инструмент - “Гудун” - с которым сам выступает в московских клубах. Изобретает новый способ варки пищи на пару. Разрабатывает проекты авиационного двигателя и быстроходного судна. Основывает теософский ашрам, где предается медитациям и размышлениям. Пытается построить “храм Солнца в виде звезды, где через систему зеркал солнечный свет был целый день в каждом помещении.”
В конце 1930-х Усова арестовали. Блаженного даже не стали расстреливать, а выслали на поселение в Мурманскую область. В 1942 он ушел из поселка, “чтобы умереть на свободе”, и больше его никто не видел.
Как-то так. При царском режиме - пострелять по солдатам и полицейским и отдыхать на Капри. А Потом Конго, Австралия и т.д. Зато при советской власти свобода - можно вполне свободно уйти из ссыльного пункта и гордо замерзнуть в лесу.
Или вот руководитель революционного Сочи
Никифор Прокофьевич Поярко. Тут все гораздо проще - никаких Парижских коммун и теософских ашрамов. Биография - как и должна быть у образцового пролетария-революционера, без изысков. Работал грузчиком, строителем, столяром. Призван во время русско-японской, дезертировал. Единственный момент - выглядел грузчик-дезертир как-то вот так :