Про пацифистов с садистскими наклонностями и политэмигрантов из Германии в РИ

Nov 08, 2015 09:18

Продолжим тему сотрудников ОГПУ-НКВД и РУ ГШ РККА - бывших военнослужащих австро-венгерской и германской армий (или просто уроженцев АВИ или Германской империи)

Вот, например, майор ГБ Михаил (Миклош) Аронович Розенфельд.


“Родился в г. Ясберень (Австро-Венгрия), в 1-ю мировую войну служил в австро-венгерской армии, попал в плен к русским, находился в заключении в лагере военнопленных в Сибири, примкнул к большевикам, участник гражданской войны. Сотрудник центрального аппарата ОГПУ (начальник 8-го отделения КРО, вел следствие по обвинению немецких студентов в подготовке покушения на Сталина и Троцкого в 1925 г.), затем работал в Средней Азии - зам. наркома внутренних дел Таджикской ССР.”

Звание - майор ГБ - очень высокое, должность (замнаркома ВД одной из союзных республик) - тоже.

Арестован и расстрелян в 1937.
Или вот - капитан ГБ Бела Францевич Биро, родился в 1891 году в селе Дерн-Патлан в Венгрии. В биографической справке о его службе в австро-венгерской армии не упомянуто, но, скорее всего, по аналогии с остальными, он попал в Советскую Россию через плен в ПМВ.
Последняя должность в НКВД - помощник начальника 1-го отделения 3-го отдела ГУГБ. Арестован и расстрелян в 1937.

Еще один - майор ГБ Яков Михайлович Бодеско-Михали :

“Родился в д. Сальва округа Бестерца провинции Трансильвания (Австро-Венгрия) в семье мелкого торговца. Окончил 5 классов гимназии С 1908 г. работал конторщиком. Член Венгерской социал-демократической партии с 1909 г. В 1912 г. был призван в австро-венгерскую армию, унтер-офицер. Участник первой мировой войны. С августа 1914 г. находился в плену в России. Содержался в лагерях для военнопленных, затем в Забайкальской области. За антивоенное выступление перед солдатами сослан в штрафной лагерь на железнодорожной станции Даурия, Б декабре 1917 г. бежал из лагеря, организовал красногвардейский отряд из военнопленных-интернационалистов”

Дальше у Якова Михайловича было много всяких приключений.

Последняя должность в НКВД - начальник 2-го отделения ИНО. Арестован и расстрелян в 1937.

Или еще - советский разведчик Василий Львович Спиру. Работал в резидентурах в Австрии, Чехословакии, Румынии, Германии : “Находясь в этой стране, работал по Англии под видом литературного агента немецких издательств - австрийца Йозефа Лиходного. Возглавлял созданное советской разведкой «Корреспондентское бюро» - легендированную организацию по сбору конфиденциальной политической и экономической информации.”



А на самом деле он никакой не Спиру - а Юлиус Гутшнекер, лейтенант австро-венгерской армии, воевал на итальянском фронте. В Советскую Россию попал после службы в венгерской Красной армии.

Интересно, что товарищ пережил репрессии и войну и в 1950-е годы жил и работал в ГДР.
Или старший лейтенант ГБ Бертольд Карлович Ильк (Гюнзберг) - был он и резидентом в Германии, и в центральном аппарате ГУГБ работал, и в областных управлениях :   “Родился в г. Подволочиск в Галиции (Австро-Венгрия). Окончил гимназию, затем Экспортную академию в Вене.”


Или его брат, старший лейтенант ГБ Михаил Васильевич Уманский (Маврикий Карлович Гюнзберг), тоже сотрудник ИНО : “Родился в г. Тернополе в семье служащего”

Оба брата арестованы и расстреляны 1937.

Да что говорить о лейтенантах или даже майорах ГБ, если сам комиссар госбезопасности 2-го ранга Карл Викторович Паукер, который отвечал за охрану и безопасность Сталина и прочих вождей - тоже бывший фельдфебель уланского полка австро-венгерской армии.



Биографии достаточно интересные, но без перчинки.

Дальше будет веселее.

Хотите узнать про австро-венгерского пацифиста-садиста, которого австрийский военный трибунал приговорил к смерти за отказ стрелять в русских солдат, а спасли от расстрела - донские казаки?

А про немецкого социал-демократа, который сбежал от свинцовых мерзостей кайзеровской гермашки в демократическую и толерантную к левым политикам Российскую Империю, и про его сына-чекиста?


Знакомьтесь - майор милиции Яков Арнольдович Бухбанд. Родился в 1983 году в бедной семье рабочего-винокура, в австро-венгерском Перемышле.



С юности отличался беспокойным характером : “Тяготел к анархистам. Работал машинистом паровых котлов. В 1913 году был осуждён в Австро-Венгрии на 6 месяцев заключения «за оскорбление императора и неоднократное участие в демонстрациях.”

Дальше начинаются его военные злоключения : “Мобилизован в армию в связи с началом Первой мировой войны. В 1914-1915 гг. служил бомбардиром. За отказ стрелять в русских солдат был приговорён военно-полевым судом к смертной казни, но освобождён из-под стражи благодаря ворвавшимся в расположение немцев донским казакам.”

В Гражданскую воевал в Красной гвардии, в частях интернационалистов. Потом перешел в ЧК, где столкнулся с некоторыми трудностями :

“Хороший следственник, но плохо знает русский язык, занимаемой должности соответствует при непременном условии: иметь хорошего, развитого секретаря, знающего русский язык”

Пройдя ряд должностей в ЧК-ОГПУ, Бухбанд в 1926 становится начальником Таганрогского окружного отдела ГПУ. Тут на него заводят дело - за доведение трех человек до самоубийства. Причем если одним из самоубийц был бывший офицер, агроном Голуб, которого Бухбанд вербовал в осведомители и который не выдержал давления, то двое других - из его же, бухбандовской стаи. Это начальник Таганрогского УГРО Розенберг, за которым тянулся шлейф растрат и морального разложения еще с предыдущего места работы, из Гомеля. Бухбанд сначала участвовал с ним в совместных попойках, а потом завел на него дело : “Бухбанд не отрицал неоднократные выпивки с Розенбергом, заявляя при этом, что считал его с начала его приезда в Таганрог хорошим товарищем, а когда убедился, что Розенберг "зашёл далеко", порвал с ним и завёл на него уголовное дело. Розенберг, узнав, что на него заведены два дела одновременно - и по линии ГПУ, и по линии Контрольной комиссии, застрелился.” А также комендант (т.е., палач-исполнитель приговоров) Таганрогского ОГПУ Тоша, “человек сильно психически расстроенный (больной), одно время находящийся на излечении в доме умалишенных”. Его Бухбанд обвинил в половой связи с женой арестованного, “...вызвал Тоша и в резкой форме вёл с ним разговор, разоружил, но не арестовал, сам же ушёл на митинг, где должен был выступать по случаю смерти т. Дзержинского. Тоша, взяв обманным образом маузер у жены Бухбанда якобы для Бухбанда, придя в свою комнату, застрелился.”

У самого Бухбанда с психическим здоровьем тоже было не все в порядке, его обвиняли в садизме и склонности к участию в исполнению смертных приговоров. Сами Бухбанд оправдывался - участвовал, но только чтобы показать пример новичкам. Комиссия, расследовавшая эти жалобы, объясняла обвинения в садизме его излишней нервозностью и торопливостью : “Т. Бухбандом допущен ряд ошибок - поспешность, нервозность, преувеличение наличия преступлений, чем вводил в заблуждение, а со стороны Окркома и ОкрКК - излишняя доверчивость к информации т. Бухбанда, приведшая к санкционированию лишних арестов.”

Затем товарищ Бухбанд боролся против клерикально-монархических заговоров, возглавлял лагеря ОГПУ в Средней Азии, а в 1933 году излишне нервозный и торопливый товарищ стал начальником Соловецкого ИТЛ.

Далее, до ареста в 1937 году, он возглавлял милицию Крыма. Да, еще товарищ Бухбанд был писателем, накропал массу графоманских опусов, которые редактировал и доводил до ума сам Горький : “Во время работы в Крыму возглавлял Крымское отделение Союза писателей СССР, работал журналистом, хотя, по воспоминаниям современников, писать по-прежнему, практически не умел и даже просто по-русски писал с ошибками. Книги «Перековка», «Перебежчики» и «Путь солдата» были отрецензированы А.М.Горьким, который дал им хорошую оценку.”

Расстрелян в 1938. Потянул за собой родных - жена Серафима Марковна присела на 5 лет в АЛЖИР, даже дочек, одна из которых была ученицей 8-го класса, арестовали, правда, быстро разобрались и отпустили.

А вот майор ГБ Альберт Робертович Стромин-Геллер (или Строев). Тут интересна даже не столько его чекистская карьера, сколько происхождение :



“15.08.1902 г.р., урож. г. Лейпцига. Из семьи коммерческого служащего, затем преподавателя немецкого языка (член КП с 1917 г., был убит в июне 1919 г. при обороне моста в г. Екатеринославе в ходе наступления белых войск). Немец. Окончил

До 1913 г. - вместе с семьей проживал в Германии, затем отец (Р.Э.Геллер) по приговору Лейпцигского окружного суда «за принадлежность к социал-демократии» вместе с семьей был лишен права дальнейшего проживания в Германии и выслан в Россию
1913 - семья Геллер проживала на станции Стенде Курляндской губернии, где отец занимался хлебопашеством
08.1914 - семья Геллер, как немецко-поданные была выслана в г. Омск, под надзор полиции”

Геллер-Стромин работал в основном против религиозных и оккультных организаций. Интересна выдержка из его служебной аттестации от 1930 года : “ Работает не щадя своего здоровья, максимально. Есть склонности: в силу характера к преждевременным выводам, которые иногда бывают абсурдными.”

Интересно, что за этим стоит? У потомственного шпиона поехала крыша после 17 лет жизни под прикрытием? Или подготовка была слишком хороша и его выводы были просто слишком сложны и непонятны для дуболомных коллег?

СССР, Австро-Венгрия, Большой террор, Германия

Previous post Next post
Up