В посте
«Радомский мартиролог» я упоминал про убийство комиссара по крестьянским делам Радомской губернии Владимира Борка и обещал рассказать об этой семье подробнее.
Владимир Николаевич Борк родился 05 июня 1866 года, в Красноярске. Учился в гимназии, затем окончил курс в С.-Петербургском университете. Происходил из древнего литовского рода Палемон-Борк. Даже во время польского восстания представители этого рода, оставаясь католиками, сражались в рядах русской армии. (Отец братьев Борков - начальник жандармского управления, умерший в 1868 году). Был правителем канцелярии Радомского губернатора, в 1901 году назначен на должность комиссара по крестьянским делам. Вот что сказано о нем в 5 томе «Книги русской скорби» :
«Способному и добросовестному молодому чиновнику предлагали другое, более солидное и более видное место в одной из внутренних губерний… Но уйти с опасного поста «в военное время» показалось невозможным человеку, воспитанному в сознании того, что дворянство накладывает более обязанностей чем дает прав.
- «Бросить место, ставшее опасным, может показаться трусостью», писал В.Н. своим братьям…
… В другом письме он говорит : «Я знаю, что могу быть полезней здесь, чем в другом месте. Здесь меня уже успели узнать, и мне верят. Особенно крестьяне…Я надеюсь, что мне удастся удержать мой округ от сближения с агитаторами»…
В.Н.Борку послали «первое предостережение», сопровождаемое «советом» перевестись в другое место, если он желает остаться в живых… Через два две недели получилось второе… с «приказанием» удалиться «в двухнедельный срок» под страхом « смертной казни»… Когда же и на этот приказ не было обращено внимания, то получился «смертный приговор» на польском языке, бесцеремонно посланный по почте в конверте, помеченном штемпелем «исполнительного комитета польской социал-демократической партии.
На этот раз В.Н.Борк написал одному из своих братьев, сообщая ему о полученных угрозах и прося, «в случае чего» помолиться за него и «поберечь матушку»… «Уйти я конечно не могу…Здесь нужны верные и надежные люди : а таких, увы, слишком мало…Да будет надо мной воля Божья…»
По своему участку Борк ездил без охраны, на все просьбы брать с собой сопровождение из стражников отвечал, что от засады два человека все равно не спасут и что он не хочет подвергать опасности лишних людей. Убили его в местечке Илжа 16 декабря 1905 года, в доме, где комиссар рассматривал жалобы местных крестьян. Группа из пяти террористов подобралась к окну и открыла огонь в спину сидящему за столом Борку.
Покушение на Борка имело свое продолжение. Присутствующие при покушении опознали убийц, дали показания полиции и указали их имена. Позже все такие «доносчики» были убиты террористами. В их числе - две женщины-крестьянки. Одна из них была убита вместе со своей семилетней дочерью.
Младший брат Владимира Борка, Штабс-капитан Николай Николаевич Борк, родился 29 августа 1877. Воспитывался во втором кадетском корпусе при Павловском военном училище. По окончании, 08 августа 1898 произведен в подпоручики в Свеаборгскую крепостную артиллерию, где был заведующим мастерской. 21 августа 1905 произведен в штабс-капитаны.
Его убили во время Свеаборгского мятежа 1906 года, об этом случае я писал
ранее :
«На следующий день, 18 июля, мятежники заявились на квартиру штабс-капитана Николая Николаевича Борка. Борк, видимо, был осведомлен о судьбе Исакова и Нотары, поэтому сопротивлялся отчаянно - выстрелами из револьвера ранил четырех нападавших, последняя пуля - в себя. Видя, что штабс-капитан лежит с простреленной грудью, мятежники, на глазах его жены и годовалого сына, добили его штыками и ушли.»
"Погибшим ... июня 1906 Нотара, Борк и Исакову, от артиллеристов"
Еще один из братьев - Алексей Николаевич Борк. Судя по всему, самый старший, но т.к. год рождения нигде не указан, ставлю его в самом конце.
Статский советник, врач, один из деятелей монархического движения. Был учредителем «Братства свободы и порядка», членом «Русского собрания», председателем Путиловского отдела Союза русского народа. Вел прием больных в амбулатории при редакции газеты «Русское знамя», специально созданной для медицинской помощи бедным слоям населения и членам СРН. Писал статьи в партийной газете. Дата его смерти также неизвестна, указывается «после 1917 года» - очевидно, погиб в водовороте гражданской войны или стал жертвой красного террора.
Был женат на женщине с очень необычной судьбой - Елизавете Александровне Шабельской-Борк :
«Родилась в д. Ступки Бахмутского у. Екатеринославской губ. в дворянской семье. Закончила гимназию в Харькове, в 1872 была отправлена родными в Париж для обучения пению, затем много лет играла в театрах: во Франции, России (Петербург, Харьков, Одесса, Киев), Австрии и Германии. В н. 90-х появились ее первые литературные произведения (пьесы, рассказы, статьи), писала по-немецки и по-русски. Живя в Берлине, поддерживала близкие отношения с М. Гарденом - известным немецким борцом с еврейским засильем, другом Бисмарка, редактором влиятельной газеты «Die Zukunft». В этот период она познакомилась с А. С. Сувориным, переводила ряд его произведений и способствовала их изданию в Германии, а также стала корреспондентом газеты «Новое время» в Берлине. Весной 1896 вернулась в Россию, вскоре открыла свой театр в Петербурге. В 1903 товарищ министра финансов В. И. Ковалевский обвинил ее в мошенничестве с фальшивыми векселями и использовании его имени для махинаций, сама она во всем обвиняла Ковалевского, называла его «отцом лжи». В 1904 Шабельская-Борк была арестована и угодила в Дом предварительного заключения на Шпалерной, однако в 1905 была оправдана. Свои злоключения описала в остроумном романе «Векселя антрепренерши». История с векселями стала причиной разрыва отношений с Сувориным, который встал на сторону Ковалевского.
С началом смуты приняла активное участие в монархическом движении, вступив в Союз русского народа. Одно время издавала газету «Свобода и порядок», затем сотрудничала в газетах «Русское знамя» и «Колокол», в последней в 1911 печатался в виде фельетонов самый знаменитый ее роман «Сатанисты ХХ века», посвященный обличению масонства и иудаизма.»
А крестный сын Шабельской-Борк, Петр Николаевич Попов, в 1922 году участвовал в покушении на Милюкова, в результате которого был убит Набоков-старший.
Попов-Шабельский-Борк