Я вообще очень мало пишу о «Большом терроре», о событиях 1937-38 годов. Однако недавно в блоге у periskop появился пост
«Цифры репрессий и профессиональные обличители режима», где затрагивается эта тема и там, в пылу дискуссии, один из комментаторов сослался на «Протокол №17 заседания Комиссии Политбюро ЦК ВКП (б) по судебным делам».
Кто не читал - можно познакомиться
здесь. Этот документ появился в сети пару лет назад и вызвал огромнейшее оживление в кругах наших родных советских ревизионистов. Перепащивали его множество раз, потом как-то поутихло. Я думал, успокоились уже и забыли - ан нет. Это случилось снова.
Сам документ очень интересен. Краткие выдержки из следственных дел - и резолюция Комиссии, казнить или заменить вышку другим наказанием. По мысли тиражирующих и перепащивающих, документ должен доказывать, что «при Сталине зря не сажали», «всех расстреливали за дело». Действительно, в списке полно всяческих басмачей, зарезавших жену-комсомолку, кавказских абреков, угонявших скот и убивавших милиционеров. Обычных разбойников-душегубов, вырезающих целые семьи. Есть и какой-то, судя по всему, маньяк, убивший троих своих детей «из низменных побуждений». Немного напрягает обилие японских шпионов - но ладно, дадим товарищам сталинистам фору, и будем считать, что это реальные шпионы, а не жертвы какого-нибудь
объекта «Мельница».Дело не в этом.
В принципе, весь посыл опровергается уже датой документа.
Приведенный документ - от 1940 года. В 1940 году, по Земскову, было приговорено к ВМН 1649 человек. Т.е., у Комиссии Политбюро была возможность рассмотреть каждое дело и разобраться. Однако в 1937 году приговорили 353 тыс., в 1938 - 328 тыс. Тут никакая комиссия и никакой Президиум ВС, даже если бы очень захотел, ничего не мог бы сделать, просто не успели бы. Это конвейер убийств.
Если этого мало - то в самом списке есть вполне ясные указания на реальное положение дел. Кроме басмачей и бандюганов, абреков и шпионов, в списке есть несколько ежовских шагающих мясорубок. Прямо с номера 1 и начинаются :
«…… Сергей Иванович и …… Федор Павлович (согласно каким-то идиотским законодательным ограничениям о защите персональных данных у сабжей замазаны фамилии и мы не можем точно идентифицировать этих замечательных людей) постановлением военного трибунала войск НКВД Московского округа от 14-15 декабря 1939 года приговорены к расстрелу по ст. 193-17 п. «б» УК РСФСР за то, что производили необоснованные аресты командного и красноармейского состава, активно занимались фальсификацией следственных дел, вели их провокационными методами и создавали фиктивные к/р организации, в результате чего ряд лиц, были расстреляны по созданным им фиктивным материалам.»
Жаль только, Комиссия Политбюро постеснялась написать, насколько длинным бы «ряд лиц».
Или номер 8, Иван Тимофеевич, бывший начальник Чудновского РО НКВД. Производил необоснованные аресты граждан, применял незаконные методы :
«Кроме того, убил при допросе, необоснованно арестованного, гр. Манило, а с целью сокрытия следов своего преступления приобщил к делу фиктивную справку врача, о якобы, естественной смерти Манило.»
Или Николай Дмитриевич, под номером 16. Опять незаконные методы следствия, фальсификация материалов, «в результате чего ряд лиц были осуждены к расстрелу и к длительным срокам лишения свободы» :
И снова мы не знаем, что скрывается за словами «ряд лиц». Уточнение про кустарей-мыловаров-эксплуататоров особенно хорошо - в этом, очевидно, крылась суть проблемы.
И, наконец, номер 17, лучший в коллекции, Федор Афанасьевич. «Производил массовые незаконные аресты граждан на железнодорожном транспорте, занимался фальсификацией протоколов допросов и создавал искусственные к/р дела, в результате чего было осуждено к расстрелу свыше двухсот человек и на разные сроки лишения свободы более ста человек, причем из числа последних в данное время освобождены 69 чел.»
Между прочим, один этот упырек расстрелял больше людей, чем полковник Риман с карательным отрядом Семеновского полка в 1905 году.
Но даже и не в этом дело. Понятно, что если за два года расстреляли больше 600 тыс. человек, то чисто статистически среди них должны были оказаться настоящие преступники, действительно заслуживавшие смертной казни. Теперь из общей массы выуживают именно таких, тычут в них пальцем и радостно возглашают - смотрите, вот эти «невинные жертвы репрессий»!
Но таким способом можно доказать все, что угодно. И обелить кого угодно. Например, Гитлера.
Был такой деятель в НКВД, капитан ГБ Марк Павлович Роголь. В 1937 году - зам. Наркома внутренних дел Молдавской АССР, затем, с августа 1937 по апрель 1938 - начальник 3 отдела УГБ УНКВД Киевской области.
В апреле 1938 года его арестовали, в октябре 1939 осудили на 5 лет ссылки. Затем почему-то его отправляют на принудительное лечение в психиатрическую больницу. То ли симулировал, чтобы избежать более серьезного наказания, то ли действительно тронулся, возможно, в результате применения «мер активного воздействия».
Однако далее ему крупно не повезло. Попал он не в какую-нибудь психбольницу, а в киевскую, имени Павлова. В 1941 году пришли немцы и всех пациентов - 751 человек - расстреляли в Бабьем Яру. Вместе с Роголем. Можно, конечно, размахивая этим случаем и оставив за скобками остальных 750 человек несчастных сумасшедших, кричать, что «при Алоизыче зря не расстреливали», «невинные жертвы гитлеризма, гы-гы», «сто-пицот миллионов, съеденных лично Гитлером» - однако желающих нет, окружающие только у виска покрутят. Только на подобные разводки относительно репрессивной политики советской власти люди ведутся до сих пор.