Еще немного о "людях древлего благочестия"

Oct 25, 2012 22:53


Продолжение. Начало в http://tolstiyyoj.livejournal.com/2706.html                                  
                                     http://tolstiyyoj.livejournal.com/2889.html#cutid1
                                    http://tolstiyyoj.livejournal.com/3664.html#cutid1
                                    http://tolstiyyoj.livejournal.com/4940.html
                                   http://tolstiyyoj.livejournal.com/9566.html

В списках казненных участников кронштадтского бунта 1906 года кроме матросов и минеров фигурируют несколько гражданских - агитаторы революционных партий, крестьянин П.П.Конаков, сын чиновника А.М.Тер-Мкртчянц, ремесленник К.И.Иванов.  Вот про Конакова Порфирия Петровича немножко и поговорим.



С удивлением обнаружил, что это оказывается в его честь называется город Конаково в Тверской области (бывш. село Кузнецово). Наш герой там родился и начал работать на фарфоровой фабрике. Затем у товарища начались проблемы с руководством, в 1895  он бросает работу и перебирается в Ригу, тоже на фарфоро-фаянсовую фабрику «Товарищества Кузнецова».

Вот тут, в Риге, и начинается революционная деятельность. Сначала - чтение подпольной литературы, агитация, участие в кружках. В 1902 году Конаков попадает под надзор полиции. Дальше пошли более серьезные дела. Вот маленькая выдержка из жизнеописания Конакова с сайта http://faience-shop.ru/read/porfirii_konakov.html :

«… В начале 1905 года, когда стали назревать революционные события, жандармерия устроила против Конакова провокацию : было инсценировано ограбление кассира фарфоро-фаянсовой фабрики. Пятеро в масках напали на него, отобрали деньги, золотые на три тысячи рублей забрали, ассигнации выбросили и скрылись. Тут же в «экспроприации» был обвинен Конаков. Его немедленно арестовали. Долго велось следствие и хотя надежных доказательств участия Конакова не было и не могло быть, его держали под стражей. Жандармам было важно убрать Конакова из риги, где настроения рабочих становились все более революционными…»

Меня всегда поражала степень розовости очков, через которые до сих пор принято смотреть на революционеров и их деяния. Казалось бы, ну что такого в необычного в экспроприации? Сколько их устраивали разные революционные партии - и эсеры, и большевики, и анархисты? Тифлисский экс, гельсингфорсский (про него недавно целая книга вышла), миасское ограбление, ограбление кареты казначейства в Питере, ограбление в Москве (на целых 800 тысяч рублей!) - это только самые крупные и самые известные, где счет добыче шел на десятки и сотни тысяч рублей. Мелких и средних вообще не перечесть, вплоть до экспроприаций винных лавок. Но тут у нас житие святого Порфирия - и ограбление, оказывается, «инсценировано» (судя по контексту - самими жандармами), и слово «экспроприация» взято в кавычки, и доказательств участия Конакова «… не было и НЕ МОГЛО БЫТЬ…».

Дальше - репрессии царских сатрапов : «Пользуясь правами чрезвычайного положения в связи с волнениями в городе, жандармское управление держит его в тюрьме, а затем….» Расстреливает? Вешает? Сажает в тюрьму? Отправляет на каторгу? Нет, «… высылает Порфирия Конакова по этапу на родину в село Кузнецово под гласный надзор полиции и на ответственность родителей.»

Летом 1906 года наш персонаж попадает в Кронштадт : «… Утром 19 июля в Кронштадт разными путями прибыли непосредственно организаторы боевых выступлений, среди них : профессиональный революционер Порфирий Конаков, студент Арам Тер-Мкртчан и петербургский рабочий Константин Иванов…Первая стадия восстания была успешной. Конаков поднял красное знамя над революционным фортом «Константин». Те, кто видел Конакова в это время, говорил о нем : «Молоденький социал-демократ, энергичный, ярый. Сплошной комок нервов». Он умел зарядить своим энтузиазмом других….».

Однако, мятеж был подавлен.  Еще один замечательный пассаж из жизнеописания Конакова : «Дабы скрыть от общественности политическую сущность выступления матросов, главной виной восставших было определено убийство офицеров при исполнении ими служебных обязанностей, что по законам Российской империи каралось только смертной казнью.»

Тут даже как-то теряешься… Простая мысль, что «виной восставших было определено убийство офицеров» не для того, чтобы «скрыть от общественности политическую сущность…», а потому, что восставшие действительно жестоко убивали офицеров, не приходит составителям этого текста в голову. Пассаж про «законы Российской империи» тоже замечателен - можно подумать, что по законам других империй того времени за «убийство офицеров при исполнении ими служебных обязанностей» полагалось что-то другое. Да и с определением «главной вины» мятежников авторы текста немного напутали - в приговоре Временного Военного Суда говорится : «" - Суд признал виновными всех подсудимых…в том, что они в числе более 8 лиц, согласившись исторгнуть силою у военного Начальства крепости Кронштадт, предоставленную ему законом власть крепостью и городом, для проведения этого намерения исполнения, в ночь на 20 Июля 1906 года в районе лагерного расположения Кронштадских Саперной и Минной рот, и в зимних помещениях последней, сообща напали с оружием в руках на Полковника Александрова и Капитана Врочинского, которых лишили жизни…» Т.е., первым идет все-таки намерение захватит власть «над крепостью и городом», а уже потом - убийства офицеров, т.е., «политическая сущность выступления» налицо, никто ничего не скрывал.



Памятник Конакову

Интересны также подробности создания памятника Порфирию Конакову в городе, названном в его честь. Фотографий полевого командира революции почему-то не осталось, поэтому создатели памятника столкнулись с некоторыми проблемами : «… в 1983 году на вокзальной площади города Конакова был открыт памятник Порфирию Петровичу… Статуэтка Конакова была создана московским скульптором А.С. Алахвердянцем и отлита из чугуна в середине 1960-х годов. За основу взят словесный портрет Порфирия Петровича, созданный по рассказам его сестры - Анны Петровны и фотографиям другой сестры - Клавдии. На которую он, по мнению сестры Анны Петровны, был очень похож.»

Ну и самая интересная деталь, отсюда http://faience-shop.ru/read/starovery_konakovo.html : «...Староверы, отторгнутые от общества во второй половине 17 века, прошли тяжелейший путь от изгнания, потери социального статуса, а порой и жизни, до обретения небывалой внутренней силы, позволившей им стать во главе модернизационных процессов в России в России во второй половине 19 века, в основе которых лежала ВЕРА, как главная ценность….В истории нашего города это хорошо видно на примере двух семей староверов - М.С.Кузнецова и Петра Ивановича Конакова - отца Порфирия Петровича Конакова, чье имя носит наш город…»

Т.е., Порфирий Конаков - как и главный мятежник с «Памяти Азова» Нефед Лобадин, как и виднейший лидер эсеров Зензинов - тоже из этих. Из «людей древлего благочестия».

крейсер "Память Азова", Кронштадт-1906, Революция 1905-1906

Previous post Next post
Up