Отчет с Бейт-Мидраша по теме "Политика Огня или саламандроведение."

Mar 08, 2010 00:37

Сначала тексты.
Священный текст.
САЛАМАНДРА

Она не только живущий в огне дракон, но также (коль словарь Академии
не ошибается) "насекомоядная лягушка с гладкой кожей, густо-черного цвета,
с симметрично-желтыми пятнами". Из этих двух ее ипостасей более известна
легендарная, поэтому никого не удивит, что она включена в это руководство.
В книге X своей "Истории" Плиний заявляет, что саламандра столь холодна,
что от соприкосновение с нею гаснет огонь: в книге XXI он снова повторяет,
скептически замечая, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое
ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров. В книге XI он
говорит о крылатом четвероногом животном "пираусте", живущем в пламени
кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь,
она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в более поздний
миф о саламандре.
Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти,
а саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в огне.
В книге XXI "Града Божия" святого Августина есть глава с названием "Могут
ли тела существовать в огне", и начинается она так:
"К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того,
чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и
жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие
их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно
того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы
мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что
действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны,
которые тем не менее обитают в огне".
К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты - как к поэтическому
преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского
Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты":

Я, точно Феникс, яростным объят
Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,
И в силе мужеской его я убеждаюсь,
Что он отец, родивший многих чад.

И саламандры пресловутый хлад
Его не гасит, честью в том ручаюсь.
Жар сердца моего, в котором маюсь,
Ей не почем, хоть мне он сущий ад.
(...)
В алхимической символике саламандры - духи стихии огня. При таком
толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил
Цицерон в книге "De natura deorum" ["О природе богов" (лат.)], становится
понятно, почему люди были склонны верить в саламандру. Сицилийский врач
Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего сущего",
разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют
историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне
позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" - огонь,
земля, воздух и вода. Они - несотворенные, и ни один из них не сильнее
другого. Ныне мы знаем (или полагаем, что знаем), что это учение ложно, но
люди охотно ему верили, да и теперь считают, что оно было полезно. "У
четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще
продолжают жить в поэзии и народной фантазии, - долгая и славная история",
- писал Теодор Гомперц. Так вот, согласно этому учению, требовалось
равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде,
должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки
требовалось, чтобы существовали саламандры.
(...)
Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь
помогает ей менять кожу.

Хорхе Луис Борхес. Книга вымышленных существ

Тексты веера.
Текст №1

Последняя чаша - прощанье - вино золотое
В молчанье по кругу серебряный кубок идёт
Никто не вернётся из этого боя
Последнюю песню сегодня певец допоёт.
В бой, через смерть страшен путь и далёк
Песня замрёт в тишине
Когда менестрель берёт в руки клинок,
Лютня сгорает в огне.

В битве равны перед смертью Сказитель и Воин
Рука менестреля обнимет меча рукоять
В глазах обречённость, но бледные лица спокойны
Война на пороге, но в битве им не устоять
Поёт менестрель, голос чист и высок
Песня звенит в вышине
Когда менестрель берёт в руки клинок,
Лютня сгорает в огне.

Пусть обучали науке владенья оружьем
Всё же певцу не под силу воителем стать
Меч менестрелю держать тяжело и не нужно
Ещё тяжелее его для убийства поднять
Рыцари песни и дальних дорог
Гибнут в жестокой войне
Когда менестрель берёт в руки клинок,
Лютня сгорает в огне.

Окончился пир, и допета последняя песня
Железные струны в последний раз гладит ладонь
«Пора!»- на пороге застыл в ожиданье вестник
И бережно лютню певец опускает в огонь
Чисто и звонко зарю поёт рог,
Порванной вторя струне
Когда менестрель берёт в руки клинок,
Лютня сгорает в огне.

Тэм Последний пир

Текст №2

124 Когда под нами весь уклон проплыл
И мы достигли высоты конечной,
Ко мне глаза Вергилий устремил,

127 Сказав:"И временный огонь, и вечный
Ты видел, сын, и ты достиг земли,
Где смутен взгляд мой, прежде безупречный.

130 Тебя мой ум и знания вели;
Теперь своим руководись советом:
Все кручи, все теснины мы прошли.

133 Вот солнце лоб твой озаряет светом;
Вот лес, цветы и травяной ковер,
Самовозросшие в пространстве этом.

136 Пока не снизошел счастливый взор
Той, что в слезах тогда пришла за мною,
Сиди, броди - тебе во всем простор.

139 Отныне уст я больше не открою;
Свободен, прям и здрав твой дух; во всем
Судья ты сам; я над самим тобою

Данте Алигиери "Божественная комедия." Чистилище.

Текст №3

ПОЛИТИКА (греч . politika - государственные или общественные дела, от polis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.

БСЭ

Текст №4

Раневская говорила, что когда Бог собирался создать землю, то заранее знал,
что в 20-м веке в России будет править КПСС, и решил дать советским людям
такие три качества, как ум, честность и партийность.
Но тут вмешался Черт и убедил, что три таких качества сразу - жирно будет.
Хватит и двух. Так и повелось.
Если человек умный и честный - то беспартийный.
Если умный и партийный - то нечестный.
Если честный и партийный - то дурак.
Ф. Раневская

Текст №5

Прощаясь перед отъездом Кафки в санаторий в Татpax, Г. Яноух выразил надежду на его скорое выздоровление, на то, что "будущее все поправит, все изменится". Кафка прижал руку к своей груди.
- Будущее уже здесь, во мне. Изменение - это только обнажение скрытых ран.
- Раз вы не верите в выздоровление, зачем же вы едете в санаторий?
- Каждый подсудимый пытается добиться отсрочки приговора.

Франц Кафка

Текст №6

Гностическая космогония говорит, что Демиург вылепил
красного Адама, которому не удалось встать на ноги. Таким же
неуклюжим, грубым и примитивным, как тот Адам из глины, был и
этот Адам из сновидений, созданный ночами мага. Однажды маг
чуть было не сломал свое творение, но вовремя одумался. (Уж
лучше бы сломал.) Когда мольбы к земле и водам о ниспослании
вдохновения остались без ответа, он пал к стопам -- кто знает,
тигра или лошади, -- и стал взывать о помощи, не ведая какой. А
вечером во сне ему явилась статуя. Она была живой и трепетной,
но не казалась страшным отпрыском коня и тигра, а представилась
тем и этим огненным созданием вместе, еще -- быком, грозой и
розой. Многообразный бог открыл ему свое земное имя -- Огонь;
сказал, что в этом круглом храме (как и в других таких же)
поклонялись и приносили жертвы ему, Огню, и что привидевшийся в
сновидениях призрак волшебным образом им будет оживлен и все,
за исключением Огня и созидателя-сновидца, станут призрак
считать обычным человеком. Еще был дан такой наказ: как только
юноша познает все обряды, пусть отправляется в другой сожженный
храм, развалины которого лежат там, ниже по течению, и
прославляет огненное божество в том одиноком месте. И вот во
сне сновидца призрак пробудился и стал существовать.
Маг выполнил наказ. Он посвятил немало времени (почти два
полных года), чтобы открыть ему законы мироздания и научить
служить Огню. Он юношу уже любил и не хотел с ним расставаться.
Ссылаясь на пробел в его познаниях, он ежедневно сам стал
просыпаться позже. И переделал правое плечо, которое кривилось.
Порой его одолевало чувство, что все это же когда-то было... А
в общем он переживал счастливые часы. Прикроет веки и мечтает:
"Теперь всегда я буду с сыном". Или еще того забавнее: "Сын,
мною порожденный, всечасно ждет меня, а если не приду, он
перестанет быть".

Хорхе Луис Борхес "Круги Руин"
Previous post Next post
Up