Жак Ле Гофф

Apr 03, 2014 14:58

Узнал из ленты, что умер Жак Ле Гофф.

Очень люблю его книгу "Цивилизация средневекового Запада", она была для меня, наверное, первой, где в центр описания ставились не события, а человеческое отношение к миру, к жизни, к труду, к самой истории и т.д. И история превращалась в такой дневник взросления и осознания окружающего мира. Очень душевно, перечитано много раз.

Спасибо, маэстро.

Originally posted by dimagubin at На смерть Жака Ле Гоффа. - Почему Россия не Европа. - Смерть интеллектуала и смерть интеллекта
Опубликовано на Росбалте.
Поскольку комментарская свора, именно там отчего-то состоящая из шавок, ни про какого Ле Гоффа не слыхала, то и каментов нет.
Вероятно, в данном случае - к лучшему.

ЖАК ЛЕ ГОФФ: ТОТ, КТО СОЗДАЛ ЕВРОПЕЙСКУЮ «ЦИВИЛИЗАЦИЮ»

На этой неделе, 1 апреля, во Франции в возрасте 90 лет умер историк, медиевист Жак Ле Гофф.
Узнав об этом, я заплакал.
До этого почти так же (только сладкими слезами) я плакал, читая его «Рождение Европы»: 400-страничный труд, - по счастью, доступный по-русски в магазинах и разошедшийся по торрентам.
Ле Гофф был не просто историком-медиевистом, так влюбленным в свои средние века, что, кажется, даже Рим был для него ранним средневековьем, а Евросоюз - средневековьем поздним. Он был не просто блестящим представителем той школы, что в России была намечена Ключевским, а потом почти на 100 лет оборвана, - школы истории как потока, которой не очень важны имена королей и шутов, а даты являются всего лишь мерными знаками, обозначениями глубин и отмелей. В этом подходе, получившем название «тотальной истории», куда важнее те плесы и острова, которые исторический поток намывает, и те континенты, которые он огибает.
Именно так написаны все книги Ле Гоффа, от «Истории тела в средние века» и «Интеллектуалов Средневековья» до, повторюсь, «Рождения Европы» - той книжки, которую умный россиянин, не утративший инстинкта познания, должен прочесть, и возможно, держать под рукой.
«Рождение Европы» чрезвычайно важна для современного российского сознания, т.е. сознания эпохи наступающего и глумящегося обскурантизма, и важна по двум причинам.
Первая причина в том, что бесконечность российских споров, является ли Россия Европой, основана на непонимании того, что такое Европа, каков европейский фундамент. А эту идею сформулировал еще в 1922 году Поль Валери. Европа - это Афины, Рим и Иерусалим. Это античная Греция, Римская империя и появление среди народа Израилева Иисуса из Назарета. Европу связывают в единое ценностное целое именно эти обручи: греческая логика, римское право и негосударственное западное христианство, в котором слабость побеждает силу и в котором несть эллина и иудея. И об этом Ле Гофф пишет так страстно и так наглядно, что в глупый спор о России и Европе уже не хочется встревать. Мы не Европа, хотя и носим европейский наряд. В отличие от Финляндии, которая абсолютно Европа, потому что, не зная Афин и Рима, приняла наследство Афин и Рима.
Вторая причина, заставляющая отнести «Рождение Европы» к списку mustread и devoir-lire - в том, что «Рождение» представляет собой компьютерную игру «Цивилизация», только исполненную на бумаге.
Что бы Ле Гофф ни описывал - средневековую трансформацию представлений о любви и браке, или зарождение studium generale - «общих школ», свободных «цехов знаний», прообразов будущих университетов, - или книгопечатания (тут Ле Гофф вскользь замечает, что первой революцией в скоростном книгоиздании был не станок Гутенберга, а переход от volumen, свитка, к codex, разбитому на страницы манускрипту) - под его пером бумага шипит и живет, на ней растут города со свободными площадями, и на свободных площадях уравниваются в правах священники и блудницы, расширяются монастыри, стоятся дороги, закладываются верфи, оправдывается денежная система… Да, после чтения «Рождения Европы» невозможно забыть о той духовной революции, которая произошла, скажем, с деньгами: если до XII века считалось, что купец и ростовщик ворует время Бога (ведь время принадлежит Богу, а финансист зарабатывает, даже когда спит), то потом труд купца стал богоугоден, потому что появилось понятие «общей пользы».
Вся эта поднимающаяся из пучины Темных Веков разобщенная, раздробленная, разбитая дикими ордами в прах территория начинает на страницах Ле Гоффа превращаться в цивилизацию oratores, bellatores, laboratores (монахов, воинов и тружеников), и в желудках дикарей прорастают проглоченные афинские, римские, иерусалимские семена…
Я не ожидал, что смерть 90-летнего французского интеллектуала вызовет у меня слезы. Слезы должна вызывать не смерть интеллектуала, но смерть интеллекта, а в эпоху мракобесия она косит людей, что твоя средневековая чума, и для меня моя страна, от моря до моря, - звон чумных колокольчиков.
Нет больше в Европе Жака Ле Гоффа.
Есть повод, как противоядие от чумы, прочитать его книги.
Previous post Next post
Up