Черная кошка пробежала между Турцией и Азербайджаном

Feb 27, 2014 23:38


Ф.Ф. Абосзода

Один из особо приближенных к правящему клану, председатель партии Единого народного фронта, депутат азербайджанского парламента Гудрат Гасангулиев в ходе недавнего заседания Милли Меджлиса выступил с некоторыми сенсационными заявлениями относительно перспектив освобождения “оккупированных земель Азербайджана”, сообщает сайт moderator.az.
         Среди его заявлений наше внимание привлекли его слова в адрес “братской” Турции. “Разумеется, мы должны быть благодарны правительству Турции в том, что они хотя бы после оккупации азербайджанских территорий закрыли границу с Арменией, но если бы не решительная позиция азербайджанского правительства, то они готовились к открытию границы. И сегодня расширяются экономические связи между Турцией и Арменией. Поднимая все эти вопросы, я обращаюсь к нашему народу с тем, что мы для освобождения своих территорий не должны ожидать помощи ни от кого, даже от своих братских стран”, заявил депутат.

Известно, что такие не очень дружественные и с открытыми намеками недовольства заявления в адрес “братского” государства в последнее время все чаще звучат из уст азербайджанских политиков. Почему наше внимание привлекло заявление депутата азербайджанского парламента именно в нынешней ситуации?

Все дело в том, что истинные знатоки реалий оба этих государств с самого начала провозглашения лозунга “Один народ - два государства” ныне покойным Г. Алиевым были уверены в его сугубо коньюнктурном характере и популистской направленности.

Выбирая путь на конфронтацию со своими близкими соседями, в основном, с Россией и Ираном, Азербайджанская республика, при этом находясь в состоянии войны с Нагорно-Карабахской Республикой, с первого дня провозглашения своей независимости в 1991 году выбрала путь к сближению с Турцией, на словах надеясь на ее помощь и поддержку в укреплении своей государственности, а на деле замышляя далекоидущие планы по объединению в едином “тюркском государстве”.

Точнее, согласно словам известного российского эксперта по Турцию и Закавказья С.Н. Тарасова, “Баку до сих пор не демонстрировал готовность становиться турецким “вилайетом”. Наоборот, он активно интегрировался в Турцию с целью получить возможность реально оказывать серьезное влияние на формирование её внутренней и внешней политики. Поэтому экспертам ещё предстоит разобраться во всех хитросплетениях турецко-азербайджанских отношений”.

Руководство Турции в течении долгих дел вынуждено было закрыть глаза на эти скрытые планы азербайджанского руководства, извлекая от сотрудничества с АР большие выгоды в виде дещевых энергоносителей и многомиллиардных инвестиционных вложений в турецкую экономику.

Несмотря на такую политическую игру в “кошку-мышку”, раз за разом неоднократно возникали конфликтные ситуации в отношениях между этими государствами, которых по взаимной уступке сторон удалось погасить.

Турецкое руководство неоднократно выражало воего особого недовольство финансированием отдельными министрами и другими высокопоставленными азербайджанскими чиновниками турецких курдов из ПКК.

Но Турция все же продолжала оказывать весомую поддержку Азербайджану на международной арене и в Карабахском вопросе, свидетельством тому является то, что до сих пор она не открыла свои границы с Арменией.

Но, как говорится, все когда-нибудь заканчивается. В последнее время как политическая ситуация внутри Турции, так и серьезные геополитические вызовы всему региону заставляет руководство этой страны во главе с Р.Т. Эрдоганом коренным образом пересмотреть свои отношения к нынешнему азербайджанскому руководству и, возможно, кардинально изменить ее в перспективе.

Поворотным пунктом в этом процессе стал недавний “коррупционный скандал” в Турции, который продолжается по сей день, и включает в свою орбиту все новых и новых фигурантов, тем самым раскачивая все государства.

Известно, что в конце 2013 года полиция Турции провела тайную антикоррупционную операцию “Большая взятка”, которая, по сообщениям влиятельной турецкой газеты Today’s Zaman, была проведена, помимо Турции, в Азербайджане и в Иране.

В ходе этой операции были задержаны более 50 человек, в том числе сыновья трех министров и несколько крупных предпринимателей. Это вызвало страшный скандал, прежде всего, в СМИ.

Сразу после громких арестов, премьер-министр Турции Раджап Тайип Эрдоган назвал эту операцию “провокацией”, “попыткой свержения его правительства”, и “грязным заговором” с участием так называемого “глубинного правительства”, под которым он имел в виду сторонников религиозного лидера “нурсистов” 73-летнего Фатуллаха Гюлена, в течении последних 15 лет проживающего в США, и имеющего миллионы последователей в Турции, которые широко представлены в правительственных структурах Турции.

Кроме Турции, за годы независимости многотысячная армия гюленовцев (джамаат) образовалась в Азербайджане. По сообщениям турецких СМИ, ныне на территории АР функционрируют десятки гюленовские школы (дарсхана), 11 колледж и Кавказский Университет, которые действуют под руководством единого образования под общим названием “Чаг ойретим”, а согласно информации других источников, “Кружком турецких предпринимателей” под названием “TUSİAB”, в которых обучаются дети многих высокопоставленных чиновников и предпринимателей Азербайджана.

Обучение детей многих азербайджанских vip-персон в этих школах и вышеназванном университете, по мнению некоторых экспертов, является свидетельством “близких отношений сторонников Гюлена с азербайджанским правительством”.

Разумеется, нас не интересуют конкретные детали коррупционного скандала в самой Турции, учитывая то, что ход его достаточно хорошо освещен в российских СМИ. В рамках данного материала нас больше интересует “азербайджанский след” операции “Большая взятка” в Турции, который четко просматривается.

Известно, что в ходе операции турецких правоохранительных органов был арестован азербайджанский бизнесмен иранского происхождения, ныне проживающий в Турции Рза Зарраб, кто, по данным турецких СМИ, не только осуществил трансферт из Ирана в Турцию астрономической суммы - 87 млрд. евро, но и был тесно связан с высокопоставленными азербайджанскими министрами.

Мало того, часть средств, переводимых им в Турцию, “отмывались” через ряд азербайджанских банков, а также через бакинский филиал Bank Melli Iran.

Далее, в ходе оперативных мероприятий в Карской области Турции был задержан и начальник таможенно-пропускного пункта Садарак (в Нахичевани) Мирмухаммед Сеидов.

Вслед за этим турецкие СМИ сообщали о вероятной причастности к этому скандалу бизнесмена азербайджанского происхождения, директора группы компаний “Palmali” Мубариза Мансимова.

Все это дало основания тому же С. Тарасову предположить, что “нити коррупционного скандала в Турции скоро будут переброшены в Азербайджан, теряющим после вывода Ирана из международной изоляции своё прежнее геостратегическое значение для региона, а упомянутый азербайджано-турецкий лозунг “одна нация - два государства” трансформируется в формулу “одна нация и общие проблемы””.

Кроме всего этого, в последнее время появляются новые сообщения о связях высокопоставленных азербайджанских чиновников с гюленовцами. Об этом свидетельствует телеграмма бывшего поверенного в делах США в Баку Дональда Лю (Donald C. Liu) в Вашингтон от 8 мая 2008 года, о которой сообщалось на сайте “Wikileaks”.
          Д. Лю сообщал своему правительству о том, что “некоторые азербайджанские чиновники получали от гюленовцев деньги на “оперативные расходы””.
          Согласно заявлению бывшего главы Государственного комитета по делам религии АР Рафика Алиева, гюленовцы “могут оказать влияние даже на государственный аппарат Азербайджана”.
          По последним сообщениям турецкой газеты “Yeni Şəfəq”, которая известна своей близостью к Эрдогану, недавно назначенный министр обороны АР Закир Гасанов имеет “особые отношения” с Ф. Гюленом. Несмотря на то, что официальный Баку всячески опровергает эти сообщения, но расследования турецких журналистов доказывают обратного.

Недавно на youtube был распространен аидио-ролик, где З. Гасанов представлен как “близкая к гюленовскому джамаату фигура”. На ролике Ф. Гюлен сообщает своему единомышленнику Мехмету Гюнаю, что “он очень доволен назначением З. Гасанова на данный пост”.

Согласно заявления депутата ММ Захида Оруджа, “в Азербайджане свыше 20 членов парламента обвиняются в связях с гюленовцами, которые якобы получают деньги из “черной бухгальтерии Гюлена”” (он сам называет эти обвинения необоснованными).

А спикер азербайджанского парламента Октай Асадов заявил, что “это - не вопрос для обсуждения в парламенте” (Media forum).

В отличие от З. Оруджа, руководитель Партии открытого общества Сульхаддин  Акпер считает, что “следует оценить как опасность для Азербайджана представленность нурсистов в государственных учреждениях страны” (pia.az).

Отметим, что коррупционный скандал в Турции ныне находится в полном разгаре. Не исключено, что в ходе этих процессов мы станем свидетелями новых фигурантов с азербайджанской стороны.

Многое в этом будет зависеть от самого Р. Эрдогана, от того, сможет ли он сохранить свой пост, если учесть, что впереди его ожидают непростые выборы в местные органы власти и президентские выборы в 2015 году.

Будущее турецко-азербайджанских отношений также зависит от того, в будущем кто и какая из политических партий будет у власти в Турции. На сегодня однозначно можно сказать об одном: Чем бы не закончились разрушительные процессы в Турции, отношения этого государства с АР больше никогда не будут прежними.

Свидетельством тому является то, что уже сегодня мало кто в Турции и Азербайджанской Республике вспоминает о лозунге “Один народ - два государства”. Так что, черная кошка уже пробежала между Турцией и Азербайджаном.

Таким образом, заявление Г. Гасангулиева имеет особый подтекст, и поэтому вовсе не является случайным.

Азербайджан, Турция, черная кошка

Previous post Next post
Up