Фахраддин Абосзода
Источник:
ИА REX В эти дни на наших глазах ползучий по форме своей государственный переворот на Украине подходит к своему логическому завершению. Но, по признанию большинства независимых аналитиков и экспертов по Украине, это вовсе не означает, что уже наступил долгожданный конец разрушительных процессов в этом государстве в форме замены существующей власти, а означает лишь начала общего распада Украины как единого государства. Как и когда, в какой именно форме произойдет распад этого государства, мы узнаем в ближайшее время.
Но в данном материале мы не собираемся комментировать украинские события. Нас больше интересуют вероятность повторения “украинского синдрома” в других постсоветских странах, и в первую очередь - в Азербайджанской Республике. Потому, что при внимательном анализе мы можем выявить слишком много параллелей между этими двумя государствами как с точки зрения истории их возникновения, так и в плане наличия достаточного количества внутренних и внешних политических сил, способных привести к действию разрушительных процессов.
Первое. Известно, что как Украина, так и Азербайджанская Республика возникли после Октябрьского переворота 1917 года в России. При этом известно и то, что, в отличие от АР, в предыдущие периоды истории на территории современной Украины несколько раз предпринимались попытки создания самостоятельного государства на этих западно-славянских землях. Но каждый раз эти попытки были обречены на поражение, так как были атакованы и порабощены соседними западными государствами. В итоге только благодаря уступкам некоторых исторических русских земель большевиками, последним из которых был Крым, Украина наконец-то смогла стать полноценным государством, которое после распада СССР провозгласило свою независимость.
В отличие от Украины государственное образование под названием “Азербайджан” ранее никогда не существовало. Впервые о создании государства под таким названием было заявлено в 1918 году. Но это государственное образование, которое называлось Азербайджанской Демократической Республикой, за 23 месяца своего жалкого существования де-юре так и не было признано мировым сообществом. И только после провозглашения советской власти Азербайджанская ССР приобрела черты более-менее полноценного государства, которое только в 1935 году, с принятием Конституции, состоялось как “суверенная союзная республика в составе СССР”, т.е. как отдельное государство. После распада СССР в 1991 году АР провозгласила свою независимость.
В этом смысле, как Украина, так и Азербайджанская Республика фактически представляют собой искусственные проекты определенных закулисных мировых сил. И оба они, по происшествии определенного отрезка времени, полностью исчерпали свои ресурсы для самостоятельного существования, и, судя по происходящим на Украине событиям, и в некоторых арабских странах, должны исчезнуть с карты мира (по меньшей мере, в их нынешнем виде).
Второе. Наличие сильного спектра националистических сил. Если на Украине эти силы в основном сосредоточены в западной части страны, то в Азербайджанской Республике это - пантюркисты, которые являются ярыми противниками существующей, - курдской по сути, - правящей элиты, и выступают за образование единого тюркского государства от Азербайджана и Турции до самого Уйгуристана - тюркоязычного края Китая. Если на Украине этим националистическим силам противостоят в основном русскоязычные юго-восточные области страны, то в Азербайджанской Республике главной силой, способной противостоять им, являются коренные нетюркские народы, которые вопреки своей воле и желанию оказались в составе этого государства и в течение всего этого периода ведут ожесточенную борьбу за воссоздание своей государственности.
Тут можно выделить одну отличительную особенность между реалиями Украины и АР: известно, что западные националисты Украины вовсе не желают расчленять Украину, а всеми силами стараются взять страну под свой полный контроль. Одновременно юго-восточные области Украины тоже особо не горят желанием расчленять страну и всеми силами стараются сохранить ее целостность.
В отличие от них, в АР коренные народы, за исключением небольшой их части, в основном одурманенной правительственной пропагандой, не видят для себя никаких перспектив для совместного проживания в составе единого государства с тюркским этносом и поэтому не выступают за сохранение ее целостности. А это в свою очередь предвещает более разрушительную борьбу между тюркскими шовинистическими силами, содной стороны, и коренными народами страны, - с другой.
В этом плане немаловажным является и то, что борьба коренных народов АР в последнее время все больше находит понимание и одобрение на Западе, в том числе и в Европе. Свидетельствами тому являятся: 1) Прошлогодние обсуждения в Европарламенте с участием депутатов этой структуры и UNPO (Организация непредставленных народов), и представителей Федеральной Лезгинской Национально-Культурной Автономии в России; 2) Конференция в том же Европарламенте, организованная довольно большой группой евродепутатов, той же UNPO и Талышским Национальным Движением, состоявшейся 19 февраля этого года. Примечательно, в ней участвовали представители всего спектра действующих талышских организаций и объединений на территории АР, Европы и Российской Федерации. На конференции, причем, в присутствии довольно большой делегации из Баку, Талышское Национальное Движение от имени всего талышского народа заявило, что “провозглашение независимости Талышистана является главной целью нашей борьбы”. Плюс к этому, эти же европейские организации планируют провести еще одну аналогичную конференцию с участием представителей коренных народов и официальных представителей властей Азербайджнской Республики уже в мае этого года.
Все это говорит о том, что коренные народы АР, в отличие от фашиствующих националистов на Украине, постепенно признаются международным сообществом как существенный фактор в предстоящих судьбоносных процессах в Азербайджане, и субъектами региональной геополитики, ведущие вполне мирную демократическую борьбу за восстановление своих прав.
Третье. В течение около ста лет существования этой государственности власти АР (АДР и АзССР в том числе) не добились (да и не очень старались!) сформировать единую гражданскую нацию в стране из так называемого “титульного этноса». В отличие от Украины, где “линия разлома” появляется более или менее четко, разделив страну на Запад и Восток (Юго-восток), в Азербайджане существуют исторически сложившиеся отдельные регионы, отношения между которыми, мягко говоря, отличаются наличием глубоких противоречий, если не открытой враждой. Каждый из этих регионов ведет ожесточенную борьбу за власть в стране, и ненавидит своего соседа.
За годы независимости к этим регионам прибавились тюркоязычные выходцы из Армении и Грузии, которые в исторически короткие сроки создали в стране свои кланы, которые ныне фактически держат в своих руках власть в стране, и многие ключевые позиции в экономике. Это еще больше усугубляет отношения между самими “азербайджанцами”, которые фактически находятся не у дел, и пришлыми “еразами” и “гразами”.
Плюс к этому, большинство самих азербайджанцев воспринимает семью Алиевых как “оккупанта”, силой захвативший власть в стране. Об этом не только говорят, но в последнее время часто пишут в различных СМИ. Для сравнения скажем, что Янукович для всего населения страны является “своим”, т.е. украинцем, что говорит о многом.
Четвертое. Политические режимы и на Украине, и в АР являются глубоко “олигархическими”, что предопределяет наличие в стране глубокой пропасти между “верхами” и “низами”, между богатыми и бедными. Население обеих стран в большинстве своем обречено на нищенское существование, и в результате этого в буквальном смысле слова ненавидит власть в стране. Если быть внимательным, то можно наблюдать за тем, как в наши дни в Азербайджане идет достаточно вялотекущее брожение протестных настроений населения. Практически каждый день в отдельных населенных пунктах, особенно в столице Баку то там, то тут возникают стихийные протесты различных слоев населения. Немаловажным является и то, что, в отличие от прежних времен, ныне власти уже не в силах с помощью силовых методов усмирить гнев граждан страны, и часто вынуждены идти им на встречу и выполнять их требования. То есть постепенно в стране созревает та революционная ситуация, которая рано или поздно приведет к взрыву в общенациональном масштабе.
Отметим, что некоторые наблюдатели выражают достаточно робкую уверенность в том, что при наличии таких протестных процессов бакинские власти еще долго смогут чувствовать себя в безопасности. Но, на наш взгляд, тут следует учесть также наличие “внешнего фактора”, то есть тех разрушительных процессов, которыми охвачены целые регионы современного мира, в первую очередь Большой Ближний Восток, и которые давно уже “стучатся в двери Азербайджана”.
Пятое. Необходимо констатировать наличие одного, весьма немаловажного отличия ситуации в Азербайджане от ситуации на Украине. Это - функционирование в стране мощного религиозного фактора, который с каждым днем набирает обороты и уже переходит к открытым угрозам в адрес властей. При этом мы учитываем то, что и на Украине существует “религиозный фактор”, проявляющийся в противостоянии католиков и православных. Но, как показывает ход украинских событий, этот фактор там не находится на поверхности и не играет решающей роли в судьбе Украины.
Азербайджан является традиционной шиитской страной, где мусульмане-шииты составляют абсолютное большинство населения. Но в течение всего периода независимости Азербайджанской Республики, пантюркисты открыто призывают своих соплеменников перейти в суннитский ханафитский мазхаб, который является традиционным для анатолийских турков. В результате этого, сегодня определенная часть азери-тюрков уже идентифицирует себя суннитами. Мало того, в Азербайджане на всех уровнях функционирует широкая, хорошо слаженная сеть так называемых “нурсистов”. При этом малая их часть принадлежит к так называемым “халисам”, т.е. последователям самого Бадиаззамана Нурси, а большая часть входит в состав “джамаата”, т.е. руководимой Ф. Гюленом организации “Хизмет”, которая имеет многочисленные школы (дарсхана) почти по всей территории страны. Кроме того, гюленовцы имеют сильные позиции в экономике, и широко представлены во властных структурах государства (в последнее время в различных бакинских СМИ регулярно появляются сообщения о связях высокопоставленных чиновников АР с Гюленом).
Кроме всего этого, в последнее время в АР свое широкое распространение получил салафизм. Согласно сообщениям портала haqqin.az, в настоящее время количество салафитов в Азербайджане составляет 50 тыс. чел. Отметим, что тот же сайт считает, что такое количество салафитов не может составлять угрозу для Азербайджана. Но такая оценка свидетельствует не о ее правильности, а скорее всего о незнании законов революции. Если быть более объективным, такое количество салафитов является достаточно грозной силой, способной “объявить Азербайджану джихад”.
Тут следует учесть, что многие из этих салафитов уже успели пройти через “огонь и воду”, т.е. хорошую подготовку на боях в Афганистане, Сирии и других странах. По сообщениям тех же бакинских СМИ, до сих пор только в Сирии были убиты около 100 граждан АР. А сколько их там вообще воюет, не может сказать никто.
Если учесть опыт той же Украины, куда, по сообщениям различных СМИ, перед последними событиями организованно вернулись около 400 боевиков, воевавших в Сирии, то вероятность появления сотни, а может и тысячи таких исламистов в нужный момент в Азербайджане является достаточно высокой.
Кроме салафитов, на фоне противостояния в “братской” Турции между премьер-министром Р. Эрдоганом и Ф. Гюленом, нельзя исключать активизацию нурсистов в Азербайджане.
Что касается шиитского большинства, то оно имеет больше поводов для недовольства действиями властей, чем прочие конфессиональные группы: власти дали нурсистам полную свободу действий, а против салафитов до последнего времени не вели никакой борьбы, и всю свою мощь направили в борьбу только против шиитов. В определенном ходе развития события, шииты смогут стать мощной силой, которые во многом будут определять судьбу государства.
Шестое. Легитимность власти. Несмотря на то, что политика Януковича по своему антинародному характеру мало чем отличается от политики Ильхама Алиева, украинский лидер все же является легитимно избранным президентом Украины. Его избрание на пост президента, по признанию почти всех международных организаций и ведущих государств, произошло на основе свободного и демократического волеизъявления граждан Украины. В отличие от него, приход к власти Ильхама Алиева, по признанию многих международных организаций, произошел путем силового захвата и по наследственному принципу от его отца. Что касается последних выборов президента АР в октябре прошлого года, то они основными европейскими организациями и властями США были признаны “недемократичными” и прошедшими “с многочисленными нарушениями”, не говоря уже о том, что И. Алиев пошел на свой третий срок вопреки всем демократическим принципам, принятым в цивилизованном мире.
В таких условиях нельзя ожидать, что в случае образования “своего Майдана” в Баку, кто-нибудь из внешних сил посмеет сделать упор на “легитимную власть”, которая по закону государства, имеет все права применить силу “по наведению конституционного порядка в стране”. Это говорит о том, что в Азербайджане вероятная развязка разрушительных процессов будет еще скоротечнее, т.е. И. Алиеву, оставшемуся без международной поддержки, придется еще быстрее покинуть свой пост.
Таким образом, несмотря на все попытки азербайджанских политологов убедить своих читателей в том, что якобы украинские события не могут повториться в АР, мотивируя свое мнение при этом “наличием в каждой стране своих особенностей”, более внимательный анализ доказывает, что именно “эти особенности” делают Азербайджанскую Республику более уязвимой перед предстоящим геополитическим штормом, а возникновение своего “Майдана” в центре Баку - еще больше вероятным.