Классификация политзаключенных в Азербайджане по списку ИМД

Jan 25, 2014 14:23


         Институт мира и демократии (ИМД) распространил 23 января список политзаключенных в Азербайджане, в который включены 134 человек. При этом они разделены на 38 “узников совести” и 96 политзаключенных.
              В частности, “узниками совести” ИМД признаны лица, арестованные и осужденные только из-за того, что  в мирной форме излагали свои политические, религиозные или иные  убеждения, в том числе в Интернете.

В их числе 11 журналистов и блогеров. В частности, “узниками совести” признаны журналисты Фарамаз Аллахвердиев (Новрузоглу), главный редактор газеты “ps Nota” Сардар   Алибейли, главный редактор религиозного сайта azadxeber.org Ниджат Алиев, сотрудник газеты “Бизим йол” и глава сайта moderator.az Парвиз Гашимли, журналист из Уджарского района Фуад Гусейнов, главный редактор религиозного сайта xeber44.com   Араз Гулиев, главный редактор газеты “Хурал” Аваз Зейналов, главный редактор газеты “Толыши садо” Гилал Мамедов, обозреватель  газеты “Ени Мусават” Тофиг Ягублу (он также зампред партии “Мусават”), а также блогеры Рашад Агааддин  и Абдул Абилов.

Среди “узников совести” еще три правозащитника - глава Центра мониторинга выборов и обучения демократии Анар Мамедли, юрист Гурбан Мамедов и защитник  жилищных прав военнослужащих Бахтияр Мамедов.

К числу “узников совести” отнесены также 10 молодежных активистов, в том числе 7 членов движения NIDA.

“Узниками совести” ИМД также признал двух политиков - находящегося под следствием по Исмаиллинским событиям лидера движения REAL Ильгара Мамедова и осужденного на 6 лет лишения свободы за  хулиганство советника главы партии “Мусават” Ядигяра Садыгова.

В группу “узников совести”  ИМД включил и 10 осужденных верующих из так называемой “группы Саида Дадашбейли”. В 2007 году  эти лица были осуждены на  длительные сроки тюремного заключения  по обвинению в сотрудничестве со спецслужбами Ирана и свержении конституционного строя.  Примечательно, что молодые люди были признаны виновными не в попытке захвата власти, а в самом захвате власти.

Наконец, еще двое “узников совести” - это теолог Талех Багирзаде и лидер Исламской партии Азербайджана Мовсум Самедов.

Определяя политзаключенных, ИМД руководствовался  критериями резолюции N 1900 ПАСЕ, принятой 3 октября 2012 г.

Согласно резолюции лицо считается политзаключенным, если оно соответствуют одному, нескольким или всем нижеуказанным 5 критериям:

- если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской  Конвенции по правам человека и протоколов к ней, в частности, свободы мысли, совести и религии, свободы выражения мнений и информации, свободы собраний и объединений;

- если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением;

-  если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению;

- если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами;

- если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.

96  политзаключенных в списке ИМД подразделены на несколько подгрупп.

Два человека отнесены к подгруппе “политики/политические активисты”. Это и лидер партии Национальной государственности Азербайджана Неймат Панахлы и активист партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Рахиб Гаджиев.

Еще 4 человека в группе “бывшие государственные чиновники”. Это бывший министры здравоохранения и внешнеэкономических связей - Али Инсанов и Ниджат Гулиев, бывший управделами президента Акиф Мурадвердиев и бывший сотрудник  Особой службы государственной охраны Асиф Лятифов.

Кроме того, 4 человека включены  ИМД в подгруппу “арестованных в качестве политических заложников”.

Речь идет о родственниках политиков, арестованных за их  оппозиционную деятельность.

Одним из них является шурин лидера ПНФА Али Керимли Эльнур Сеидов, осужденный  к 7,5 годам лишения свободы по сфабрикованному обвинению в экономических преступлениях.

В большой подгруппе “религиозные активисты” 61 человек. Сюда отнесены:

-  3 верующих, арестованных еще в феврале 2010 г. за участие в уличном шествии,

-  4 активистов Исламской партии Азербайджана;

-  38 так называемые “узники хиджаба” - арестованные 5 октября 2012 г. за участие в акции протеста перед Министерством образования;

- 9 верующих, осужденных вместе с главным редактором религиозного  сайта azadxeber.org Ниджатом Алиевым;

-  7 верующих,  осужденных вместе с главным редактором религиозного сайта xeber44.com Аразом Гулиевым.

В этой же подгруппе 5 верующих, в том числе теолог Абгюль Сулейманов и 4 человека, арестованных в связи с делом против теолога “узника совести” Талеха Багирзаде.

Наконец, еще 21 политзаключенный включены в группу “незаконно осужденные к пожизненному заключению,  или к длительным срокам лишения свободы”.

Среди них - бывшие сотрудники ОМОН и других подразделений, участвовавшие в боевых действиях за территориальную целостность Азербайджана. Большинство этих  лиц были приговорены  по делам о попытках госпереворота  в 1994-95 гг. к смертной казни. Однако после ее отмены им назначили пожизненное заключение. Но, как считают правозащитники,  закон не имеет обратной силы и на момент вынесения им смертных приговоров, альтернативной мерой наказания было 15 лет лишения свободы, потому им неправильно заменили смертную казнь на пожизненное заключение.

Как заявила директор ИМД Лейла Юнус, проблема с политзаключенными в Азербайджане возникла с приходом в 1993 г. к власти Гейдара Алиева. Вступая в Совет Европы, Азербайджан взял 21 обязательство, одним из которых было освобождение политзаключенных или проведение новых судебных процессов.

На тот момент в Азербайджане было 716 политзаключенных и 21 из них до сих пор остаются в заключении.

Однако,  если в середине 1990-х гг. среди политзаключенных доминировали сотрудники ОМОН, военные, то в последние годы власти преследуют по политическим мотивам большое количество верующих,  заявила Юнус.

Большую работу провел по проблеме политзаключенных докладчик ПАСЕ Кристоф Штрассер, однако его отчет был провален на сессии ПАСЕ в январе прошлого года лоббистами правительства Азербайджана. Тогда в стране было всего 84 политзаключенных, отклонение доклада Штрассера дало зеленый свет новым репрессиям, после чего число политзаключенных выросло на 50 человек.

Юнус возложила ответственность за это и на содокладчика Мониторингового комитета ПАСЕ Педро Аграмунта, который дважды в ходе обсуждений доклада Штрассера, выступил против. Юнус обвинила Аграмунта в сотрудничестве с властями Азербайджана, призвав его и другого докладчика - Джозефа Греха уйти в отставку.

Что касается минувшего года, то он стал годом репрессий. Практически  еженедельно были арестованные за выражение своего мнения.

После президентских выборов 9 октября суды, исполняя политический заказ, приговаривают арестованных по политическим мотивам к суровым мерам наказания.

Во время предварительного и судебного следствия обвиняемые подвергаются жесткому физическому и психологическому давлению, заявила Юнус.

Источник: Сontact.az

политзаключенные, Лейла Юнус, Кристоф Штрассер, ИА “ТОЛЫШПРЕСС”, Педро Аграмунта, Институт мира и демократии, Гилал Мамедов

Previous post Next post
Up