http://tolishpress.org/news/1348.html 19 ноября в рамках “Дней Петербургской Философии” в факультете философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета прошла конференция “Философия национального наследия”. Оргкомитет конференции возглавлял директор Государственного Эрмитажа, зав. каф. музейного дела и охраны памятников, член-корреспондент РАН, действительный член РАХ, доктор исторических наук профессор М.Б. Пиотровский.
Кроме представителей ВУЗов и музеев Российской Федерации (Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Астраханский государственный университет, Уральский государственный университет им А.М. Горького, Московский государственный университет им М.В. Ломоносова, Государственный Эрмитаж и др.), в конференции приняли участие представители Венгрии, Украины и Беларуси.
Для научной дискуссии были определены следующие направления:
- Философский анализ круга вопросов, связанных с сохранением национального наследия;
- Осмысление понятия “культурно-историческое наследие”;
- Выявление научного потенциала теории наследования;
- Анализ стратегий отношения к культурному наследию и практик наследования;
- Культура и идеология;
- Подражание в современной культуре;
- Философия музея.
В ходе конференции прозвучали такие разные по своему научному охвату доклады, как “Вклад музеев в формирование культурного наследия” (Соболева Е.С., Эпштейн М.З.), “Новые подходы к визуализации культурных ландшафтов и недвижимых памятников. Практическое применение. Осмысление новой медиареальности” (Добрынин А.П., Минин А.С., Ермолаев Н.Д.), “Архитектура как выражение Российского политменталитета”(Семенов В.Е.), ”Социальная память: проблема сохранения национального наследия” (Шаповалова Н.С.) и др.
Бурное обсуждение вызвал доклад представителя Талышской Национальной Академии Абилова Игбала “Историко-культурное наследие как проблема этнического самосохранения (на примере талышского народа)”, в котором автор познакомил слушателей с талышами и вызовами ассимиляции, с которыми сегодня сталкивается этот народ, а также с плачевным состоянием историко-культурных памятников Талыша. Было уделено внимание этапам изучения Талыша в ХХ веке и значению Талыша в истории региона.
Из аудитории звучали такие вопросы, как “какие практические меры следует принимать для противостояния ассимиляции?”, “каково отношение талышской национальной идеи к глобализации?”, “почему талышский народ не заинтересован в сохранении своего историко-культурного наследия?”, “что сегодня необходимо для сохранения и восстановления историко-культурного наследия талышей?” и др. В своих ответах докладчик коснулся проблем финансирования реконструкции старых памятников, их своевременного мониторинга, а также мер по их защите.
В завершение дискуссии один из членов оргкомитета конференции доктор культурологи, профессор Дриккер А.С. сказал: “Мне всегда было интересно, что такие древние народы, как ассирийцы, мидийцы, которые в короткий промежуток времени покорили полмира и перед которыми все трепетали, пропадали также внезапно, как и появлялись. И как мне сегодня интересно узнать, что в начале третьего тысячелетия мидийцы все еще живут”.