tolishpress.orgФ.Ф. Абосзода
on 15 Май, 2013 г.
По поводу "Праздника цветов" в Баку
Можно обманывать часть народа все время, и весь народ
некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время.
Авраам Линкольн
Любовь к Г. Алиеву за счет денег налогоплатильщиков Цветы - одно из волшебных творений природы. Они дарят нам красоту и вдохновляют нас на творчество, пробуждают воображение поэтов и художников, а также просто радуют нас своими яркими красками и приятным благоуханием.
О цветах можно говорить много красивых слов, но, увы, мы далеки от мысли в рамках этой статьи демонстрировать свои поэтические способности, тем более, если они не смогут идти ни в какое сравнение с талантом великих поэтов и мудрецов. Мы хотим написать о том, когда эти райские творения становятся “цветами зла” и мы забрасываем “ими врагов своих - в гробу” (С. Дали). Это бывает тогда, когда, говоря словами великого Гегеля, “вырождаются цветы”, и там уже “не может жить человек”. Это бывает тогда, когда миллионы манатов из кошелька налогоплательщиков страны тратятся с одной единственной целью: чтобы искусственным образом возвеличивать на самом деле человека, который, как это бывает в Баку каждый год 10 мая - в день рождения Гейдара Алиева. Эту дату “он сам выбрал для своего дня рождения” (М. Гаджиев), и таким же образом “назначил дату своей смерти”, которая также “окружена легендой” (М. Гаджиев).
Организация праздника цветов, начиная с 2004 года, входит в особые полномочия мэра г. Баку Гаджибалы Абуталыбова. Должен признаться, за годы нахождения в кресле мера столицы он отлично справляется с этой “важнейшей” для властей Азербайджанской республики задачей.
“Специальным грузовым самолетом доставлены цветы из Бразилии. Бесчисленное количество доставлено самолетами из Италии, Голландии, Франции, Турции, Китая”, - сказал Абуталыбов. При этом, он не назвал каковы были объемы поставок цветов и их стоимость. Однако, по официальным данным, доставлено 150 тонн цветов. Для сравнения скажем, в прошлом году было доставлено 116 тонн цветов также из многих стран.
В то же время, Абуталыбов сказал, что в этом году цветов доставлено в 2 раза больше чем это было в прошлом году. Власти не раскрывают и сумму, потраченную на праздник цветов, и из каких источников выплачены средства. В 2007 году мэрия называла цифру 15 млн. долларов. В 2009 г. тогдашний депутат Гюляр Ахмедова на заседании парламента называла цифру 14-15 млн. долларов. В последние годы глава города Абуталыбов отказывается называть суммы, потраченные на проведение праздника цветов. “Гейдар Алиев бесценен, поэтому о финансах я даже не думаю. Мы не привезли столько цветов, скольких он достоин”, сообщает contact.az. Так отвечает мэр всем, кого интересует этот вопрос.
Таким образом, каждый год расходуются многие миллионы долларов бюджетных денег для проведения этого мероприятия. Вместе с тем, каждый год в СМИ просачивается информация о том, что, наряду с бюджетными деньгами, каждый раз власти на местах собирают деньги с бизнесменов и даже учеников средних школ. Так что, мэр г. Баку Абуталыбов так с ума сходит по Г. Алиеву не за счет своих личных денег, а за деньги налогоплательщиков, и поэтому о финансовой стороне этого мероприятия “даже не думает”. Кстати, кроме Абуталыбова, еще одного гражданина АР - журналиста из haqqin.az Акпера Гасанова, - в данном мероприятии почему-то беспокоила не “цена вопроса”, а те неудобства, с которыми столкнулись жители столицы. По его мнению, “праздник цветов, приуроченный к 90-летию Гейдара Алиева, вызвал двоякие чувства. С одной стороны - налицо большой труд людей, работавших над созданием всей этой красоты... С другой стороны - ужасная организация данного мероприятия, превратившая в мучение то, что должно было принести радость”.
Было ли чему радоваться? Больше всех мне понравился ответ на данный вопрос Р. Худавердиева из газеты “Азадлыг”: “Праздник цветов!!! - восклицает он. - Как же смешно звучит. Интересно, для кого же предназначен этот праздник? Если он предназначен для всего нашего народа, то нашему народу не к чему его праздновать. С какой радости мы должны праздновать? То, как 21 год назад подарили своим проклятым врагам неприступную крепость Азербайджана Шушу? Хватит, столько можно унижать себя?! В течении всего 21 года народ кормят обещаниями, мол следующий раз будем праздновать этот день в Шуше. 21 лет продолжаются сказки о том, как мы, якобы, отвоюем Карабах. Так же в своих мыслях мечтая о возврашении Карабаха, идем вперед, теряя с каждым днем чувство чести и стыда”.
Что касается вопроса участия жителей Баку, то, согласно словам самих участников мероприятия, в отличие от предыдущих лет, простой народ вовсе не скрывал свою ненависть и злобу как к ее организаторам, так и к самому мероприятию. Как сказал нам в приватной беседе один из них, “народ пришел на это мероприятие, чтобы, как говорится, на месте выразить свое полное презрение к этой власти в целом”. А у “многочисленных гостей столицы”, о которых пишут проправительственные СМИ, на фоне такого отношения граждан страны к власти Алиевых, особый смысл приобретает сам факт культа личности Г. Алиева.
“Культ” есть, но нет ни самой личности, ни всенародной любви к его персоне
Культ личности - возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах. Это слепое преклонение перед авторитетом к.-л. деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация его исторической личности.
Слово “культ” здесь восходит к латинскому слову “Cultus” в значениях “религия”, “поклонение” или же - переносное - “почитание какого-либо человека”. Переносное значение соотносилось, прежде всего, с античной историей. Например, с культом цезарей в императорском Риме. Позже принято было говорить о “культе Наполеона”, т. е. повсеместном преклонении перед гением великого полководца, создателя и сокрушителя государств. Равным образом - о культе В. Шекспира, культе Г. Гегеля, культе И. В. Гете, культе Ф. Шиллера, А. С. Пушкина и.т.д.
В монархических системах культ личности монарха заложен в самой системе, так как эти системы основываются на традиции, согласно которым монарх является “отцом нации”, представителем Бога на Земле, и отрицание этой “истины” строго наказывалось.
Азербайджанская республика формально не является монархией. Поэтому тут нельзя говорить о культе монарха. Но, выращиваемый в АР культ личности Г. Алиева по многим параметрам отличается и от того, что происходит и в других странах, в которых это явление получило достаточно широкое распространение.
Во-первых, как отмечают многие наблюдатели, в Азербайджане культ личности выращивает не сам руководитель, а его сын. То есть, И. Алиев занимается распространением культа личности своего ныне покойного отца. Но ирония истории такова, что несмотря на все его старания, за 10 лет своего правления он достиг только того, что его отец превратился из объекта почитания для какой-то части населения страны в объект насмешки. В этом смысле прав политолог Арастун Оруджлу, который считает, что культ личности Гейдара Алиева лишь вредит теперешнему режиму: “Это раздражает людей, и они меньше доверяют [клану]”.
Во-вторых, культ личности, если можно так выразиться, является «двусторонним процессом». Если брать для сравнения культа личности Сталина, то, что бы нынче ни говорили о нем, это была общенародная любовь, ради которой люди бросались под немецкие танки. В этом смысле культ Г. Алиева является “односторонним процессом”, так как вряд ли кто-нибудь в Азербайджане может всерьез говорить хоть о какой-то любви со стороны народа к этой персоне! Получается, власти во главе с пубертатным сыном диктатора (лат. рubertas, pubertatis - возмужалость, половая зрелость, синонимы - подростковый возраст, старший школьный возраст, переходное время от детства), который в жизни горя не знал и придумывает себе какие-то безумные проблемы, считая себя лучше остальных, сами говорят и сами же верят в то, что говорят! Сотни миллионов расходуются на памятники, парки, музеи имени Г. Алиева как в стране, так и за ее пределами, но в итоге это не приносит желаемого результата: любви к Г. Алиеву как не было, так и нет! В итоге получается, что нет как самого объекта культа, так и нет всенародной любви к его персоне.
Обреченное на нищенское существование население страны вслух не говорит о своей неприязни к его персоне. Но судя по последним вспышкам недовольства политикой его любимого сына, скоро все это может привести к логическому концу правления Алиевых. Что касается зарубежных наблюдателей этого фарса, то сегодня в мире мало кто сомневается в том, что этот клептократический по всем параметрам режим доживает свои последние дни. Уже много лет, как американский журнал “Foreign Policy” и Общественная организация Американский Фонд Мира (“The Fund for Peace”) публикуют совместно составленный рейтинг нежизнеспособности (провальности) государств мира. И все эти годы регулярно включают Азербайджан в достаточно высоко расположенные горизонтали несостоявшихся и нежизнеспособных, так называемых провальных государств.
За годы нахождения у власти в Азербайджанской Республике клан Алиевых сумел создать более или менее хорошо налаженную систему, в рамках которой страна практически обречена жить одновременно в двух параллельных мирах.
Основы этой системы были заложены при жизни Алиева-отца, использовавшего свой огромный опыт управления страной “на бумаге” в бытность первым секретарем Центрального комитета республиканской партии коммунистов, когда в течение многих лет на словах АССР “широко шагала вперед”, но на деле стояла на месте или, пожалуй, двигалась назад. Г. Алиев каждый год рапортовал центру о перевыполнении плана по социально-экономическому развитию республики, за что щедро награждался переходными красными знаменами из рук Л.И. Брежнева. На практике же республика все больше катилась в бездну экономической нищеты. Население вынуждено было довольствоваться радужностью бумажной писанины - отчетов и статистических документов. В реальной жизни “сельскохозяйственная республика” не в силах была кормить собственное население, которое разъезжало в поисках продуктов по соседним республикам. Целые составы из пустых вагонов якобы с азербайджанским хлопком, виноградом, вином, капустой, помидорами и огурцами колесили из Баку в различные регионы РСФСР, где заполнялись бумаги, платились деньги за товар, которого в помине не было. Это было эра небывалых “приписок”.
После захвата власти в 1993 году уже в независимой Азербайджанской Республике Г. Алиев еще больше усовершенствовал созданную им самим же систему, прибавив к бумагам еще и телевидение. Граждане часами вынуждены были наблюдать по телевидению за выступлениями президента, громогласно рассказывающего о небывалых достижениях своей страны в различных сферах жизни. Но, в отличие от советских времен, в этот раз страна на самом деле достигла определенных высот в области добычи нефти и газа, которые бурными потоками были отправлены за рубеж. Но и в этот раз всё равно не получилось обойтись без приписок. В чем это заключалось?
Во-первых, в том, что никто в стране не знал, сколько именно нефти и газа добывается. Во-вторых, сколько денег страна получает за них? И, в-третьих, куда именно уходят на самом деле эти нефтедоллары, если население продолжает жить в нищете, свидетельством чего является огромный отток трудоспособного населения за границу в поисках лучшей доли для своей семьи? В результате такой политики Г. Алиева в течение нескольких лет почти половина населения АР оказалась за ее пределами. Что касается той части населения, которая вынуждена была в силу известных причин остаться жить на Родине, то эти люди и по сей день продолжают жить благодаря тому одному миллиарду долларов, который эмигранты каждый год отправляют из разных постсоветских и других стран своим близким и родственникам.
Согласно словам бакинского аналитика Зафара Гулиева, за годы правления Ильхама Алиева псевдодемократический режим в Азербайджане трансформировался в авторитарно-полицейский, с исполнительной властью, полностью подмявшей под себя власть законодательную и судебную, с мобилизационной и теневой экономикой, тяготеющий к примитивному культу личности и к тоталитарной советской практике. “Для такого режима характерны не власть права, а право власти, не диктатура закона, а закон диктатуры, не интересы личности, а личные интересы”, - считает аналитик. Такие авторитарные власти на фоне стремительно меняюшегося мира полностью обречены.
Итак, на практике получается, что нынешний праздник цветов, устроенный в честь очередного дня рождения Г. Алиева является скорее “праздником властей”, нежели народа.
Послесловие
Ты сам свободы недостоин,
Ты раб по собственной вине!
Шарль Бодлер. Цветы зла.
О нищенском положении большинства населения Азербайджанской республики мы уже говорили выше. Безусловно, деньги, которые расходуются на проведение аналогичных мероприятий, могли бы быть очень кстати для тысяч граждан Азербайджанской республики.
Но тут мы хотим написать еще об одном аспекте данного вопроса. В течение всего периода после провозглашения независимости Азербайджанской республики коренные народы этой земли ведут активную борьбу за сохранение своей самобытности, своей культуры и языка, обычаев и традиций, что воспринимается со стороны клана Алиевых буквально в штыки. Ни один из этих народов - талышей, лезгин, аварцев и других не имеют элементарных условий и минимума возможностей для того, чтобы издать хотя бы газету на своем языке. Поэтому для всех этих народов цветы, привезенные из различных стран для организации “праздника цветов” в честь Г. Алиева, являются обычными “цветами зла”, которые не радуют человеческие глаза…
Источник:
Flnka