Руководству Ирана может стать не до выборов президента

Mar 25, 2013 00:02


Ф.Ф. Абосзода
tolishpress.org

То, что сегодня происходит на политическом поле Ирана, на наш взгляд, нельзя назвать никак иначе, кроме как своеобразный калейдоскоп.
          Чем ближе президентские выборы, назначенные на 14 июня 2013 года, тем больше мы становимся наблюдателями стремительно сменяющих друг друга неординарных и даже странных явлений, лиц и событий в стране. При этом особое внимание привлекает то, что многие из этих событий и явлений на первый взгляд не имеют ничего общего с выборами президента. Страна вроде продолжает жить своей обычной жизнью, а политики разного ранга занимаются выполнением своих каждодневных обязанностей. Но это только на первый взгляд так кажется! Внимательное ознакомление со всеми этими событиями и процессами, плюс к этому, некоторая осведомленность в политических процессах страны, позволяют делать однозначный вывод о том, что, по сути, все они неразрывно связаны именно с данными выборами, точнее, свидетельствуют об ужесточении борьбы среди различных группировок в высших эшелонах власти. Они не упускают ни малейшего повода, чтобы обрушится с яростной критикой в адрес своих политических оппонентов, обливая их грязью и обвиняя во всех смертных грехах.

Как мы ранее уже предполагали, на сегодня главным объектом таких атак в первую очередь продолжает оставаться нынешний президент страны М. Ахмадинежад со своей командой. Причиной этому - с одной стороны, затяжная неопределенность в стане так называемых “реформаторов”: сторонников “Зеленого движения”, которое во время предыдущих выборов в 2009 году выдвинуло в президенты Мусави, но потерпело сокрушительное поражение, а ее лидеры в дальнейшем были заключены под домашний арест, в связи с последующими после выборов беспорядками. Реформаторы до сих пор не пришли в себя от полученных ударов. Свидетельством тому является, например, то, что попытки бывшего иранского вице-президента и реформатора Мохаммада Резы Арефа объединить вокруг себя разрозненные силы оппозиции успехом не увенчались, по мнению некоторых наблюдателей, из-за низкой популярности последнего. В этом смысле, единственным авторитетным политиком, который смог бы объединить оппозицию, мог бы стать бывший президент М. Хатами, но он по сей день продолжает сохранять молчание и не дает четкого согласия на выдвижение своей кандидатуры в президенты. 11 марта 2013 года он в ходе встречи с группой студентов Тегеранского университета, объясняя причину своего молчания, заявил: “Не признав власть народа, и не создав для этого условия, не имеет смысла проводить выборы. Не признав власть народа и его право на самоопределение, нельзя говорить о демократии, свободных и справедливых выборах”, сообщает “Media forum”.

Далее он выразил свое отношение к идее выдвижения его единой кандидатуры на пост президента страны со стороны реформаторских партий и организаций. “Я заявляю, - говорил Хатами, - что буду подчиняться коллективному решению реформаторов относительно предстоящих президентских выборов. Но, думаю, следует узнать отношение к этому вопросу тех людей, кто пострадал во время выборов 2009 года и был арестован. Нельзя не учитывать это”.

Эти заявления Хатами прозвучали после того, как 3 марта была выдвинута единая кандидатура Хатами на пост президента со стороны 34 реформаторских партий и организаций (из них 18 партий объединены в Фронте реформаторов и 16 - в Фронте лояльных). В настоящее время они ждут ответа на свое обращение на имя Рахбара.

Некоторые наблюдатели склонны связывать нерешительность М. Хатами с тем, что “ему “класть голову на плаху” президентства сегодня невыгодно”, так как “иранская экономика находится в кризисе, противостояние с Западом ужесточилось, меджлис - под контролем консерваторов, никакие реформы в таких условиях провести невозможно. Сегодня для Хатами намного выгоднее сохранить свою “непорочность” и ждать нового, более удобного момента для возвращения в большую политику. А реальные ожидания того, что такой период наступит, имеются: возможное дальнейшее ухудшение социально-экономической ситуации в стране сметет целое поколение нынешних государственных деятелей, да и Али Хаменеи рано или поздно уйдет с поста рахбара. Ведь, теоретически, Хатами в какой-то момент может сам претендовать на место духовного лидера страны, в конце концов, по положению, оно более значимо, чем светская должность президента” (“Пресс-папье”). Будучи более осведомленными в этих вопросах, нам кажется, такая постановка вопроса лишена почвы. Дело в том, что при даже очень великом желании М. Хатами, будучи обычным Ходжат-оль-исламом валь Мослемин, на наш взгляд, не имеет реальных шансов не только стать в будущем духовным лидером страны, даже претендовать на эту должность, так как в стране есть другие - более авторитетные и влиятельные Айатоллы. По сведениям наших компетентных источников из высших правительственных кругов ИРИ, реальные шансы стать лидером страны имеются у аятоллы Шахруди и некоторых других представителей высшего духовенства. Во-вторых, Хатами является достаточно опытным и прагматичным политиком, чтобы не питать себя такими иллюзиями.

Истинные причины такой нерешительности Хатами, на наш взгляд, могут крыться в том, что он не до конца уверен в том, что может набрать нужное количество голосов для победы, так как давно потерял свою былую популярность среди населения. То, что в последние дни он ждет реакцию Рахбара на свое выдвижение, еще раз доказывает нашу правоту. Он, скорее всего, старается компенсировать свою непопулярность среди потенциального электората поддержкой со стороны Духовного лидера, который возглавляет консервативный лагерь. Возможно, Хатами надеется на то, что основные кандидаты от высшего духовенства (кандидаты от так называемой “Трехсторонней коалиции консерваторов”, куда входит бывший председатель парламента Ирана Голам Али Хаддад Адел (сват Рахбара), бывший министр иностранных дел ИРИ Али Акбар Велаяти и мэр Тегерана Моххамед Багер Галибаф) к началу выборной кампании не смогут доказать, что имеют реальные шансы на победу. Тогда, вполне возможно, что Рахбар рекомендует кандидатуру Хатами, тем самым добившись объединения вокруг него консервативного духовенства и самих реформаторов - сторонников Хатами. Потому что, во-первых, несмотря на внешнее “реформаторство” Хатами, по сути, он является частью духовенства и сам является священнослужителем, т.е. он “свой среди чужих”. Во-вторых, оба этих лагеря объединяет единая цель по устранению сторонников технократов во главе с Ахмадинежадом.

Итак, реформаторы никак не могут определиться со своим кандидатом (возможно: кандидатами), что позволяет консервативному духовенству сосредоточить все свои усилия в борьбе против Ахмадинежада.

Так, депутат иранского парламента Аваз Гейдарпур 15 марта в своем заявлении журналистам рассказывал о возможных провокациях “свирепых сил в правительстве” в преддверии выборах. По его словам, “во время выборов третьи (консерваторы) будут на одной стороне, а свирепое течение - на другой. Но беспокойство вызывает свирепое течение, которое держит в своих руках правление страны и ряд важных структур. Имеющее в руках широкие возможности, это течение уже сейчас готовится к выборам”. Он убежден, что данное течение ведет “деструктивную политику”. Исходя из этого, он вызывает к бдительности консерваторов. “Если мы потеряем бдительность, то они, шутя, будут навязывать нам модель Путина-Медведева”, - говорил депутат.

Вслед за ним продолжал свою атаку на Ахмадинежада его давний соперник - председатель Совета целесообразности Ирана, экс-президент страны Али Акбар Хашеми Рафсанджани, сообщает в четверг ILNA. “Я удивлен тем, что некоторые люди, особенно священнослужители, поддерживают Ахмадинежада и его союзников. Еще более странно, что они не прекратили их поддерживать и теперь, когда все поняли их истинную сущность”, - сказал он. Согласно его словам “правительство нынешнего иранского президента Махмуда Ахмадинежада уничтожило достижения Исламской Республики Иран за три десятилетия”. Он уверен в том, что Ахмадинежад и его сторонники уклоняются от ответственности за беспорядок в стране, который, по его словам, они создали. Он сказал, что режим, в целом, проводит разрушительную политику.

Губернатор Тегерана Иса Фархади в брифинге для журналистов рассказал о подготовке сил полиции и “Бесидж” (добровольные сторонники Хаменеи) к предстоящим в июне этого года президентским выборам. Он заявил, что для предотвращения возможных акций протеста, как это было после президентских выборов 2009 года, принимаются меры: “Последствия тех протестов были тяжкими. Для обеспечения безопасности предстоящих президентских выборов мы уже предпринимаем определенные меры. Во время выборов 99 батальонов “Бесидж” и 15 тыс. полицейских будут приведены в готовность. Эти силы будут контролировать ситуацию в столице, и обеспечивать безопасность выборов”.

Генеральный прокурор Ирана Гуламхосейн Мохсуни в своем заявлении для журналистов от 7 марта заявил, что в предвыборный период ожидается большая провокация, которую вряд ли можно сравнить с предыдущими провокациями, которые имели место после выборов 2009 года и за весь 34-летний период исламской революции. По его мнению, эта провокация будет отличаться тем, что “она будет проводиться под лозунгами борьбы за справедливость и против каверзы и коррупции, и помощи бедным слоям населения”, сообщает “Media forum”. Исходя из этого, он тоже призывает всех быть бдительными.

Хотя в его заявлении не названы фамилии конкретных людей, но, нет никаких сомнений в том, что он в этом случае имеет в виду именно Ахмадинежада и его сторонников, которые все больше выступают за искоренение коррупции и бесчинство чиновников.

Но, ирония заключается в том, что, чем больше консервативное духовенство усиливает свои нападки на Ахмединежада, тем более растет его популярность среди населения.

Сам Ахмадинежад 18 марта в ходе встречи с журналистами заявил, что, несмотря на возможные ограничения относительно некоторых кандидатов, “народ сделает свой выбор”. “Никто не сможет лишить народ своего выбора, - говорил он. - В ходе предстоящих событий народ сделает свой выбор и никто, даже те политиканы, которые стараются покончить со своими конкурентами, не имеют права лишить народ своего голоса”.

“Все должны знать, что никто не имеет право заниматься клеветой и ябедой в отношении других представителей народа, - говорит президент. - Мало того, что такая позиция противоречит нормам шариата, она также является предательством в отношении народа. Потому что выборы принадлежат народу. Главное здесь - воля народа. Нет сомнения в том, что только тот человек может стать президентом и повлиять на политическое состояние мира, кто получит больше всех голосов”.

Сенсационную новость в эти дни распространила газета Times of Israel. Согласно  сведениям данной газеты, иранский президент Махмуд Ахмадинежад и его предполагаемый преемник Исфандияр Рахим Машаи “планируют переворот с целью разрушить структуру власти, контролируемую религиозными лидерами”. В информации газеты говорится, что якобы Ахмадинежад и Машаи вместе планируют “необычайную атаку” на иранских клерикалов, чтобы “разделить мечеть и государство”. По информации газеты, Ахмадинежад и Машаи надеются “разрушить теократическую систему”. При этом Машаи добавляет, что он “питает глубочайшее уважение к клерикалам, однако политиками они не являются. Их присутствие разрушает иранскую политику. Они должны играть лишь духовную роль”. Машаи заявил, что следующие четыре года дадут “возможность изменить конституцию”, сообщает газета.

При этом, газета отмечает, что его избрание на пост президента далеко не гарантировано. Сначала ему придется получить одобрение на участие в выборах от высшего руководителя Ирана аятоллы Али Хаменеи - того самого, который публично раскритиковал тактику Ахмадинежада в управлении государством.

В конце сообщим, что на сегодня уже шесть человек намерены баллотироваться на пост главы Исламской республики Иран.

Среди кандидатов - заместитель председателя парламента Реза Бахонар, а также бывший секретарь Высшего совета национальной безопасности Хасан Рохани, бывший министр иностранных дел Манучехр Моттаки, экс-министр разведки Али Фалахиан, а также другие чиновники. В МВД Ирана сообщили, что процедура регистрации кандидатов на пост президента начнется 6 мая этого года.

Таким образом, на сегодня нельзя сделать однозначные выводы относительно какого-нибудь кандидата в президента ИРИ. Ситуация внутри страны и вокруг нее продолжает оставаться довольно напряженной. Не исключено обострение ситуации ближе к выборам, когда нынешняя подковерная борьба различных провластных группировок перейдет в открытую фазу. Учитывая тяжелую социально-экономическую ситуацию внутри страны, возможно, мы в ближайшие месяцы станем свидетелями появления новых «тревожных» оттенков этого своеобразного иранского калейдоскопа. Учитывая еще свежий факт примирения Израиля с Турцией, нельзя исключать, что в обозримом будущем иранскому руководству может стать вообще не до выборов президента, так как ему придется заниматься вопросами уже совсем другого порядка…
Источник: Восточное агентство

Хаменеи, Иран, Рафсанджани, ostkraft.ru, Хатеми, Ахмадинежад, Восточное агентство, Машаи, Ф.Ф. Абосзода

Previous post Next post
Up