Будущее Азербайджана и талыши

Sep 18, 2012 23:16


Рустам Искандаров _ 18 Сентябрь,2012г.
tolishpress.org

Но правительство, первым применяющее силу против своих граждан, не прибегающих к насилию, силой оружия подавляющее безоружных людей, - это адская машина, разрушающая нравственность. Такое правительство извращает свое назначение и не имеет морального оправдания, оно переключается с роли защитника на роль смертельного врага человека, с роли полицейского - на роль уголовника, облеченного правом прибегать к насилию против жертв, лишенных права на самооборону. Вместо нравственного закона это правительство устанавливает такое правило общественного поведения: можете делать все что угодно со своим соседом, если ваша группировка больше и сильнее.

Только тупица, недоумок или трус готовы жить на таких условиях, готовы отказаться от своих прав на собственную жизнь и разум, готовы согласиться, что другие могут распоряжаться ими по собственному усмотрению и капризу. Они с готовностью соглашаются, что воля большинства неоспорима, что физическая сила и численное превосходство выше правды, закона и реальности.

Айн Рэнд. Атлант расправил плечи

Столь непривычно длинная цитата вынесена в эпиграф этой статьи с одной лишь целью: еще раз продемонстрировать, в сколь откровенно надувательское историческое положение поставлен наш народ, принужденный жить по правилам и законам некоего этнического большинства в государстве, которое по своей сути и задачам (вспомним пантюркистов-мусаватистов, которых считают “отцами” этого государства) враждебно идее даже простого существования талышей. Я намеренно говорю о государстве, а не о правительстве или действующем режиме. Многим кажется, что, в общем-то, все жители Азербайджана при нынешнем тираническом режиме находятся в одном и том же положении вне зависимости от этнического происхождения.  А также есть ожидание того, что при новом режиме положение всех жителей вне зависимости от этнического происхождения изменится к лучшему. Но это трагическое заблуждение. Трагическое, потому что пока мы заблуждаемся, нас, как народ, уничтожают.

В условиях смены режимов и реформирования политического пространства в нашем регионе, очевидно, что в двери алиевского клана уже стучится ветер перемен. Есть все основания предполагать, что в обозримом будущем в Азербайджане (в том виде, в котором он сохранится) появится новый режим. Многие талыши полагают, что нам есть место в этом государстве при новом режиме. Новые “управленцы” воспользуются этими настроениями талышского народа и создадут видимость некоего “своего места” для талышей. Но это лицемерие и лживая пропаганда. Для нас в этом государстве нет даже съемной квартиры.

Начнем с того, что пресловутая, в подавляющем своем большинстве марионеточная (системная) оппозиция Азербайджана никогда не боролась за права этнических меньшинств. Чаще всего от них можно было услышать различные пантюркистские лозунги (которые, между тем, даже в Турции под влиянием Западной Европы воспринимаются уже, как самая настоящая фашистская риторика). Несмотря на то, что число талышей в этой стране насчитывает 1,5 миллиона человек, мы всегда находились вне поля зрения тех, кто представляет “политическую элиту” государства. Несколько человек из оппозиции готовы “великодушно” снизойти и соблюсти минимум национальных прав талышей и то - на правах бедного родственника. Это скорее оскорбляет, нежели радует.

Полагаю, что некоторые читатели скажут, что я преувеличиваю. Предлагаю разобрать ситуацию на ярком примере. Вот запись передачи на радио “Азадлыг” от 4 июля этого года о следствии по делу Гилала Мамедова: http://www.azadliq.org/content/article/24635241.html

В первую очередь, в глаза бросается нервозная нетерпимость ведущего к теме преследования талышей, и он, представитель демократического СМИ Азербайджана, всячески старается не позволить Рафигу Джалилову говорить на эту тему (просит  “не отходить от темы”, если быть дословным). На слова редактора газеты “Толышон садо”  “…среди них есть люди и  талышского происхождения, и тюркского происхождения, т.е. азери-тюрки”, ведущий реагирует фразой “очень прошу, не сейте межнациональную рознь”. Откуда такая болезненная реакция у работника радиостанции-рупора демократии в Азербайджане?!

Весьма низким и гнусным мне представляется сравнение ведущего, которое он проводит между положением тюркского языка в Иране и талышского - в Азербайджане. Он говорит, что якобы в Иране нет никаких СМИ на тюркском языке, но при этом все тюркские дети говорят на родном языке, а талышские дети в Азербайджане, находясь в аналогичной ситуации, не говорят на своем родном языке; поэтому вина за утерю талышского языка лежит не на плечах государства, а на плечах родителей и интеллигенции, которая не активна в данном вопросе. Заметим, что риторика об отсутствии СМИ на тюркском языке в Иране давно является шаблонным пропагандистским ярлыком в Азербайджане. Дублирование этой позиции является либо неведением реального положения дел, либо же преднамеренным переиначиванием ситуации. В Иране на тюркском языке издается свыше 300 газет, а также имеются десятки телевизионных каналов и радио. Таким образом, ничего удивительного в сохранении языка не обнаруживается. У талышей же нет никакого телеэфира на родном языке, нет школ, а псевдо-демократы еще позволяют себе говорить о том, что “причем тут государство? Сами семьи и представители талышской интеллигенции виноваты в сложившейся вокруг языка ситуации”. Подло звучат слова о неактивности талышской интеллигенции в эфире программы об аресте Гилала Мамедова: будто бы ведущий вовсе не осознает тех препятствий, которые создаются перед нашими активистами в любом деле, связанном с талышским народом. В Иране, стоит упомянуть, нет никаких проблем в деле развития своей культуры и языка ни у тюркской интеллигенции, ни у талышской.

При всем при этом, есть еще одна причина негодования в связи со сравнением положения иранских туркоманов и азербайджанских талышей: какое отношение иранские тюрки имеют к талышам, почему они должны быть неким образцом для подражания? Во-первых, Иран - суверенное государство, которое само определяет свою политику, в том числе и в межнациональной сфере. Во-вторых же, почему эти пантюркисты не ведут сравнений с развитыми государствами Запада, в лоно которых так стараются попасть?

Я не хочу снимать ответственности с родителей, которые не говорят со своими детьми на талышском языке. Они очень сильно ошибаются (об этом я скажу чуть ниже). Но в условиях современного глобализирующегося мира в отсутствие СМИ и поддержки государства всякий язык обречен на смерть. Более того, именно целенаправленная политика АР заставляет талышских родителей разговаривать со своими детьми не на родном языке, а на языке “титульной нации”. Потому, что каждый родитель прекрасно понимает, что ожидает его дитя в дальнейшей жизни, начиная со школы, где обучение ведется исключительно на тюркском языке. Он будет подвергаться различным оскорблениям и издевательствам из-за своего “талышского акцента”, вплоть до того, что этот акцент приведет к тому, что его нигде не будут принимать на работу. Человек, разговаривающий на талышском языке, лишен всяких перспектив в этой стране. Важно отметить, что эти слова не должны служить оправданием для тех талышей, которые отказываются разговаривать на своем родном языке. Если мы и дальше так будем сгибаться перед государством, будем раболепствовать перед “титульной нацией”, не будем бороться за права своего народа, то это приведет к скорейшему исчезновению нашего народа, на что как раз и рассчитана политика АР.

Один из присоединившихся к вышеназванной радиопередаче слушателей говорил о том, что якобы талыши не желают знать родного языка и аргументируют это следующими словами: “кому нужен талышский язык? Сколько языков может знать ребенок?”. К сожалению, я не раз становился очевидцем ситуации, когда талышские дети, разговаривая на трех, четырех, пяти (и даже семи!) языках, не говорили на родном талышском языке. Мне непонятно, где у родителей зарождается мысль, будто ребенок не может знать несколько языков. Это невероятное богатство и плюс для его дальнейшего развития знать не  один, а два, три и более языков. Кроме того, такой подход родителей не что иное, как близорукость: положение детей, которые не знают родного языка, в независимом Талышистане будет, в языковом смысле, весьма плачевным. Их знания азери-тюрки или турецкого (так популярного благодаря телевидению) мало кому будут необходимы.

Особо я хочу коснуться пункта, который представители, как нынешних властей Азербайджана, так и оппозиции постоянно выдвигают в ответ на требования талышей по предоставлению культурных и политических прав - нам говорят, что во властных структурах государства имеется много талышей, что в культурной и политической элите страны имеется много талышей, а все разговоры о дискриминации и ограничении талышей в правах - пустословие и демагогия. В упомянутой передаче эта мысль повторялась разными людьми несколько раз.

Малькольм Икс, мусульманский борец за права чернокожих в США (кстати, автор идеи отделения афроамериканцев от США), слова которого я поместил в эпиграф своей прошлой статьи, очень тонко расставил точки над I в аналогичной ситуации. В рамках телевизионной передачи напротив него посадили чернокожего профессора, сладостно говорившего о том, что их права не нарушаются (дескать, посмотрите на меня - я, чернокожий, стал профессором, занял солидное место в обществе), и все слова о расовой дискриминации - сплошная демагогия, а кроме того, эта демагогия плохо сказывается на добропорядочных чернокожих, которых белые граждане сторонятся из-за слов таких демагогов-разжигателей розни (данная история вошла в одну из сцен биографического фильма Спайка Ли “Малькольм Икс”). Он сказал следующее:

“… исторически было два типа рабов: рабы-слуги и рабы на плантации. Негр-слуга жил в доме, рядом с хозяином, в большом доме, в подвале или на чердаке, он хорошо одевался, хорошо питался остатками с хозяйского стола. Он любил своего хозяина. Я бы сказал, любил его больше, чем хозяин сам себя любил. Если хозяин говорил “у нас красивый дом”, раб говорил “да, босс, у нас красивый дом”. Если горел хозяйский дом, негр-слуга первым бросался тушить огонь. Если хозяин заболевал, негр говорил “что случилось, босс? Мы заболели? Мы больны?”. Так думает негр-слуга. Если другой раб приходил к нему и говорил “давай, сбежим! Давай, сбежим от жестокого хозяина!”, он  отвечал “зачем? Разве где-то можно жить лучше? Бежать? Я никуда не побегу!”. Таков негр-слуга. Сегодня мы называем его “домашний” негр. Так мы их называем, потому что таких “домашних” негров много и сегодня”.

“Одомашненных” талышей сегодня тоже немало, но они не представляют нас, никогда не будут представлять нас, никогда не будут для нас примером. Они - предатели, трусы, которые шкурные интересы поставили выше достоинства, выше уважения к своему народу. Это падшие люди. Я думаю, в один день, в тот день, когда мы станем свободными, они возненавидят себя сильнее, чем мы ненавидим их сегодня.

Из-за того, что мы не являемся “одомашненными” талышами, из-за того, что мы хотим независимости своей Родины (т.е. являемся “сепаратистами” - в этом слове нет ничего крамольного, недостойного или преступного. Желать независимости своей Родины - повод для гордости), нас называют преступниками. И мы соглашаемся с этим? Нет, нет и нет! Преступники - это они. Преступники - это те, кто лишает нас свободы. Преступники - это те, кто кидает в тюрьмы наших лучших представителей: Альакрама Гумматова, Новрузали Мамедова, Гилала Мамедова и др. Преступники - это те, кто бесчинно творят беспредел на нашей (не на их!) земле. Преступники - это те, кто лишает нас нашей культуры, нашей истории, нашего языка. Преступники - это те, кто крадут у нас нашу историю и нашу культуру. Преступники - это те, кто молчит или говорит “вы выдумываете все!” или “вы сами во всем виноваты”.

Талыш является колонией Азербайджана. Из-за того, что Талыш никак не отделен от других земель современной АР географически, кроме как рекой Кура, из-за того, что между Арраном и Талышом нет большого расстояния, как между Англией и Индией или Францией и Алжиром, эти мои слова могут показаться кому-то пустословием. Для них я хочу объяснить: колонией является любая чужеземная для представителей метрополии зависимая территория, не имеющая самостоятельной политической и экономической власти. Талыш - чуждая территория для азери-тюрков. Талыш никогда не был их землей и не будет. Получив Талыш в дар от большевиков в начале 20-ого века, они захватили здесь всю политико-экономическую власть в свои руки.

Ирландия веками была колонией Англии, но большинство ирландцев и подумать об этом не могли (как и талыши бояться сегодня признаться (хотя бы только себе!) в том, что их Родина - колония пришлых кочевников). Они ассимилировались, переняли английский язык, потеряли большую часть культуры своих предков. И, потеряв почти все, что их делало отдельным народом, простые ирландцы искренне недоумевали, когда интеллигенция говорила им, что они - другой народ, нежели англичане, что они - порабощенный народ. Талыши - это другой народ, это порабощенный народ, который теряет свой язык, свою культуру, свою историю. Пришло время деколонизации нашей Родины, пришло время свободы!

Некоторые могут принять мои слова, как воинственный клич и отвернуться от них. Но это не так. Мы не хотим войны. Мы не хотим становиться врагами с азери-тюрками. Мы хотим мирно жить со всеми своими соседями. Но мы хотим сами управлять своей Родиной, сами определять свою судьбу, не спрашивать у кого-то разрешения на первое, десятое.

На днях в Испании поднялась очередная волна обсуждения вопроса об отделении Каталонии от Испании, за что с каждым годом высказывается все большее число каталонцев. Примечательной для меня стала позиция главного тренера испанской сборной по футболу Висенте дель Боске, урожденного кастильца (испанца, проще говоря), который сказал следующее: “Каталонцы имеют право стремиться к своей независимости и защищать её. Это свобода, которую имеет каждый народ, имеющий право на самоопределение”. Мы приглашаем всех граждан АР принять тот факт, что мы, талыши, как и любой другой народ (как и они сами - азери-тюрки, лезгины, аварцы и др.), имеем право на самоопределение, имеем полное право на независимость, также как любой человек имеет право на свободу.

В знаменитом фильме “Перед революцией” Бернардо Бертолуччи известные слова французского дипломата Талейрана “кто не жил до 1789 года, тот не знает всей сладости жизни” предстают в качестве эпиграфа в несколько измененной, но более понятной для современного читателя форме: “Тот, кто не жил в годы перед революцией, не может понять сладости жизни”. Наш народ живет именно в эти годы. Наслаждайтесь ими с должным героизмом и возвышенностью! Более сладкой жизни не видели многие поколения талышей! Нам выпала честь жить в это время, нам выпала честь поднять свой флаг над горами Талышистана!

Рустам Искандаров, Талыш, Талышинцы, Талышский край. талыши, Толышпресс

Previous post Next post
Up