СУДЬБА - ОДНА, ПУТЬ К СПАСЕНИЮ ТОЖЕ ОДИН: ОБЪЕДИНИТЬСЯ!

Jun 22, 2012 21:24



(Неполный текст выступления на Международной конференции "Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных госграницей между РФ и Азербайджаном, и пути их решения", проходившей 18 июня 2012 года в "Президент-Отеле" г. Москва)
tolishpress.org

Дорогие друзья! Позвольте от имени всего талышского народа выразить свою огромную благодарность организаторам данного замечательного мероприятия и лично моему брату Арифу Пашаеву, за приглашение от имени талышского народа участвовать в нем вашего покорного слугу и руководителя нашей диаспоры в г. Москве г-на И. Шабанова!

Должен сказать, что к основным докладчикам  у меня нет никаких претензий, так как они написаны в полном соответствии с Уставами лезгинской и аварской автономий. Что касается пожеланий, они конечно есть.

Послушав эти доклады, я мысленно вернулся в мое детство, когда за каждый мой плачь моя мать, ныне покойная, давала мне молоко. В те годы наш мир находился в состоянии относительной статики и не наблюдались никакие «резкие движения». Но с того момента прошло достаточно много времени, и я стал достаточно взрослым человеком, чтобы понять, что в таком возрасте уже человек не нуждается в материнском молоке, тем более, даже если нуждался бы, его никто ему уже не даст! Сегодня мир уже находится в состоянии турбулентности, когда просить молока даже не приходит в ум никому из нас. Если быть более точным, сегодня вопрос стоит о спасении наших с вами народов. А эту задачу вовсе нельзя решить путем выдвижения таких «требований», которые были озвучены нашими докладчиками. Я уверен, что тут собрались достаточно подготовленные специалисты - ученые, аналитики, кавказоведы, одним словом, эксперты по нашему региону, кто, по долгу своей основной работы, просто обязан знать все это. Что касается широкой публики, каждый из нас может свободно прочитать в интернете все эти материалы. Если вы считаете, что чего-то не хватает, тогда, будьте добры, пишите, чтобы специалисты дальше ознакомились с истинным положением дел наших народов. Поэтому я, на правах старшинства, которое так цениться в наших горах, призываю всех наших молодых коллег - лезгин и аварцев, наконец-то, стать взрослым и сосредоточится над концептуальными вопросами. Чтобы не быть голословным, приведу такой пример: например, один из уважающих мною докладчиков выступил с требованием «открыть в Азербайджане лезгинское телевидение».  Вот я вам скажу: если ума хватило бы у бакинского режима, то они давно бы открыли талышский, лезгинский и аварский телевизионные каналы, и поставили бы там руководителями кого-нибудь из представителей этих народов, и они день и ночь на своем родном языке хвалили бы Гейдара и его сына. Тогда и нашему брату Арифу Пашаевичу не осталось бы ничего, кроме того, как распустить свою организацию, потому что ему сказать было бы нечего!

Далее. Один из докладчиков сказал, что «Азербайджан уже является федерацией, так как в его составе существуют две автономии». Но, я, как гражданин АР, за последние двадцать лет почему-то не заметил, чтобы там были «две автономные образования». Насколько мне известно, в составе сегодняшней АР существует одно автономное образование, и то вовсе не автономия, а, согласно Конституции АР, «государство в государстве», т.е. как вы уже поняли, Нахичеванская Республика, о которой ниже мы еще поговорим!

Исходя из этого, я представляю вашему вниманию свое видение данной проблемы, которое включает в себя анализ некоторых концептуальных вопросов и учитывает геополитические изменения на Большом Ближнем Востоке, куда входит и наш регион. Эти геополитические изменения стремительно приближаются к нашему региону, в чем сегодня мало кто из экспертов сомневается. Геополитика - наука жесткая. Она развивается согласно своим законам, противостоять которым порою бывает трудно, даже достаточно крупным государствам. Подробный анализ всех этих изменений доказывает, что, как бы грустно не стало некоторым из нас, в очень скором будущем Азербайджанская республика просто исчезнет с карты мира, как самостоятельный субъект международных отношений, в результате чего вам и нам не у кого будет просить, например, провести дорогу между какими-то населенными пунктами... Готовы ли мы к такому развороту событий? Готовы ли мы сами решать судьбы своих народов? И в чем вы видите пути решения этого?  Давайте поговорим об этом…

В литературе обычно под понятием «разделённый народ» имеется в виду народ, территория компактного проживания которого разделена границами двух и более суверенных государств, и как минимум в одном из которых он находится в положении национального меньшинства.

Для нас главное в этом определении является не то, кого можно считать таковым, т.е. разделенным. Само по себе такое определение ничего не дает нам, а оставляет достаточно широкое поле для разного рода политических спекуляций и даже софистики. К примеру скажу, что наверно основываясь на данное определение, совсем недавно один из представителей аварского народа - высокопоставленный правительственный чиновник, - сказал, что «разделённость - правило, а не исключение». Что это означает, на мой взгляд? Этот господин хочет сказать своему народу приблизительно так: не мешайте нам и дальше обогатиться за счет халявых бакинских нефтедолларов, а сами сидите, сложа руки, и не дергайтесь!

Поэтому мы должны отвечать на главный, на мой взгляд, вопрос: как и именно в каких условиях мы стали разделенными?  Только ответив на этот вопрос, мы можем найти правильные пути и средства для спасения наших народов. Все дело в том, что это мы - талыши вместе с вами - лезгинами, аварцами и другими коренными этносами нашей земли, - должны определиться, с кем и как мы хотим жить! Я больше чем уверен, что если в очередной раз мы позволим внешним игрокам решать за нас наши судьбы, тогда при любом исходе вопроса наши проблемы вряд ли будут решены! Отсюда и вывод: Мы сами должны решить судьбу своих народов и заставить остальных геополитических игроков играть по нашим правилам!

Практика показывает, что разные народы в мире по-разному стали разделенными. Этот процесс в основном происходило тремя путями: Первое - в результате какой-то локальной войны между соседними народами или более широкомасштабного характера, например, мировой. К примеру, корейцы, немцы и некоторые другие народы были разделены в результате второй мировой войны в соответствии с планами ведущих мировых игроков, а талыши - в результате русско-иранских войн начала XIX века. Второе - тоже в результате каких-то войн, но в отличие от первого варианта, при этом народ не разделяется насильно, т.е. на основе заранее запланированного сценария. Так было, например, после присоединения Северного Кавказа к России, когда часть некоторых народов (черкези, адыги, абхазцы и.т.д.) не согласилась жить в составе нового государства, и переселилась на территорию других государств (Оттоманской империи и пр.). Наконец, третье - в результате образования различного рода политических проектов, одной из которых является нынешняя республика Азербайджан, которая прошла два этапа в своей эволюции: первая - в 1920 (точнее - в 1936) году в связи с провозглашением Азербайджанской ССР, а второе - после развала СССР в 1991 году. При этом я сознательно не принимаю во внимание позорное существование так называемой АДР, которую только с большой натяжкой можно считать государством, которая так и не смогла до конца покорить наших народов - талышей, лезгин и аварцев. В чем, на наш взгляд, главное отличие между первым и вторым путями с одной стороны, и нашими народами, которым посвящено данное мероприятие, - с другой? Главное отличие в том, что корейцы и немцы хоть и были разделены, но они не потеряли свою государственность и не подверглись ассимиляции со стороны других этносов. И,  как показывал опыт немцов, их объединение, во многом зависит от того, как быстрее они могут договариваться между собой (не исключая при этом роль внешних сил в данном процессе, которая является предметом отдельного разговора), или же от того, захотят или нет возвратиться на свою историческую Родину те же черкезы и прочие народы Северного Кавказа. А в наших случаях, и талыши, и лезгины, и аварцы являются государствообразующими  народами, каждый из которых имеет многотысячелетние государственнические традиции. Немаловажным фактом при этом является и то, что к моменту их присоединение к России, например, талыши, лезгины и аварцы были единственными этносами Южного Кавказа, которые имели свои национальные государства в виде Талышского ханства, Кюринского ханства и Джарских Вольных Джамаатов (Джарской республики)! Присоединение к России привело к ликвидации их государственности (При этом надо иметь в виду, что российские власти во всех этапах их нахождении в составе России никогда не ставили перед собой цели по ассимиляцию этих народов, что являлось большим благом для всех нас. Наоборот, в составе России мы получили огромные возможности для приобщения к передовым достижениям мировой культуры и возможность для формирования наших национальных интеллигенций. Настоящая трагедия наших народов началась  после того, как одним росчерком пера талышей полностью, а лезгин и аварцев частично вопреки нашей воли, сперва передали новообразованному Азерб. ССР, а в 1991 году мы вовсе оказались вне пределах России - в составе так называемого независимого Азербайджана!). Кстати, тут хотел бы обратить ваше внимание на одно высказывание одного из уважаемых докладчиков. Он сказал, что «лезгин передали Азербайджану как «крепостных крестьян». Нет, мой дорогой, не как крепостные крестьяне! Крепостные крестьяне имели своего этнического самоназвания и никто их не ассимилировал! А часть лезгин как только оказалась в составе незаконнорожденной Азербайджанской республики, сразу стали какими-то «азербайджанцами»!? То всех нас передали АР как строительный материал! Я попросил вас никогда не забыть об этом!

Поэтому, в отличие от тех же корейцев или немцев, наше спасение зависит не только от того, как и насколько мы сможем «договариваться» между собой, т.е. сможем поднять свои народы на всеобщую борьбу за спасение. Это многослойный процесс, исход которого зависит, с одной стороны, от воли наших народов, которые с каждым днем все громче заявляют о своих прав и выступают против пребывания в составе чуждого нам государства, а с другой стороны, - от воли России, геополитические интересы которой заставляют ее руководство подумать о стабильности на своих южных границах, и о той исторической ответственности России перед этими народами, которую взял на себя Император России в начале XIX века!  Как говорится, долг крашен платежом, значит, их надо возвращать, чтобы быть чистым и перед своей совестью, и перед этими народами, которые проморгали свое счастье из-за продажности некоторых руководителей бывшего СССР и РФ, и, наконец, перед Всевышним!

Тут я должен обратить ваше внимание на еще одно обстоятельство. Да, мы сегодня можем бесконечно обвинять Россию в своих бедах. Но, это, в конце концов, ничего не даст нам с вами. Мы должны понять, что Россия, в первую очередь, ее политический истеблишмент, не является однородным. Тут замешаны очень многие силы, каждая из которых имеет свои цели и интересы. Зачастую многие из этих сил стараются использовать вопрос о разделенных народах бывшей Российской империи в своих грязных целях по прямому расчленению РФ, что, несомненно, обернется для всех нас окончательной трагедией. Мы должны поставит перед новым руководством России четкую и детально разработанную совместную, подчеркиваю, совместную платформу, которая даст ответ на все вопросы по разрешению проблем наших народов. Говоря иными словами, мы должны стать силой, которая способна сыграть решающую роль в предстоящих геополитических изменениях нашего региона. Кто бы что бы не говорил, эти изменения сегодня актуальны как никогда и поэтому они обязательно произойдут. Мы должны быть готовы к этим изменениям, чтобы судьбы наших народов не решали без нас, как это нередко было в предыдущих стадиях истории нашего края. К нашему счастью, приоритеты внешней политики новоизбранного президента РФ г-на В.В. Путина, провозглашенные им в его недавних Указах, дают нам определенную надежду на то, что нынешнее руководство страны четко и ясно осознает цели и задачи, стоящие перед РФ и предпринимает активные шаги во всех этих направлениях…

В этом плане, для нас особую актуальность приобретает вопрос о том, чего мы сами хотим и к чему стараемся, точнее,  какие цели ставят перед собою наши интеллектуальные элиты? Во многом, именно, от нашего ответа на этот вопрос зависит то, насколько будет услышан голос наших народов в решении их судеб в обозримом будущем…

Должен признать, эта тема вовсе не нова, так как давно уже обсуждается в разного уровня и свойства аналитических сообществах. Подытожив результаты этих обсуждений, можем сказать о трех возможных вариантах решения проблем наших разделенных народов, часть которых поныне вынуждена жить в составе АР: 1) Федерализация; 2) Конфедерация; 3) Восстановление независимых государств каждого из этих народов.

Самым распространенным мнением среди аналитиков и политиков является возможная федерализация АР путем предоставления этим народам территориальной автономии. Что касается представителей коренных народов АР - талышей, лезгин, аварцев и других, то некоторые из них громче остальных выступают за федерализацию Азербайджана. Это, по моему мнению, является доказательством не их убежденности в том, что эта идея единственно верная, а, скорее, говорит о безвыходности их положения. Некоторые просто от безысходности приходят к выводу, что, возможно, федерализация сможет спасти коренные народы этой древней земли. Учитывая, что мнения различных авторов на этот счет известны участникам нашего мероприятия, я скажу только о том, что большинство из них в этом видят единственный выход для спасения целостности АР. Мне тоже несколько раз пришлось __писать на эту тему. Еще несколько лет назад я тоже был не против такого исхода нашей борьбы. Но, после того, как за последние годы геополитическая ситуация на так называемом Большом Ближнем Востоке, куда и входит наш регион, начала в корне меняться, мне пришлось изменить свое отношение в данном вопросе.

В первую очередь мы должны учитывать опыт нахичеванской автономии в составе АР. Изучение опыта нахичеванской автономии достаточно для того, чтобы мы выступали против федерализации Азербайджана. Наличие в крае автономного образования с наивысшей степенью автономии (фактически государства в государстве), которое создано не по национальному признаку, вовсе не является помехой для функционирования  в Нахичеванской Республике поистине фашистской диктатуры, где нельзя говорить о соблюдении самых простых человеческих прав и свобод. Что произойдет, если в АР будут образовываться национальные автономии? Не приведут ли они к ускорению процессов уничтожения (ассимиляции) этих народов?

На миг представим, что АР превратилась в федерацию, куда входили бы талышская, лезгинская, аварская и прочие автономии. Что изменится после этого и изменится ли вообще?! Я оставляю в стороне вопросы, касающиеся формы управления такого государства. Даже если изменится режим, в каждой автономии народы сами будут выбирать своих руководителей, будут учиться и получать образование на своем родном языке, смотреть свое телевидение и т.д. Как в этом государстве будет построена, например, система образования? Точнее, как талышские дети будут учить по учебникам истории, к примеру, то, что Тимур-хромой является национальным героем Азербайджана, т.е. талышей в том числе? Тот Тимур, кто построил пирамиду из 70 тысяч голов иранцев, и, разумеется, талышей! Как талыши будут мириться с тем, что древнеталышское государство Мадо (Мидия) якобы было тюркским? Или Мугам якобы является тюркской музыкой? Или же Бабек, Шах Исмаил, талышские ханы якобы были тюрками? Или Азербайджан изначально был тюркской землей?

Каким образом тот же лезгин или аварец признает, что туркмен Надир-шах Афшар, увезший из этих земель в подарок тонны человеческих глаз, является их национальным героем? Как можно считать национальным героем другого туркмена - Фатали-шаха Гаджара, в подарок которому в Тегеран увезли 22 тысячи пар глаз жителей этих земель - от Дербента до Талыша? Мало того, что все эти палачи не имеют никакого отношения к Азербайджану, мы еще должны преклоняться перед их памятью?! Может быть, кто-то считает, что в каждой автономии будут свои учебники по истории? Не будет же!

Таких вопросов тысячи, если не больше, и они относятся не только к учебникам. Известно, что лезгинский и аварский народы, как и некоторые другие дагестанские народы, искусственно разделены на две части, половина которых самоопределилась в составе Российской Федерации, где имеют все возможности свободно изучать свою историю, как есть на самом деле. Один и тот же народ вынужден будет изучать свою же историю по-разному? Точнее, в Дагестане они будут изучать, что являются автохтонами древней Кавказской Албании, а другая половина вынуждена будет согласиться с тем, что жителями той же Кавказской Албании якобы были тюрки, а все остальные, т.е. и лезгины, и аварцы и другие - пришельцами. Эти слова полностью относятся и к той части талышей, которые на территории Ирана сохраняют и приумножают свою этническую самоидентичность, а в Азербайджане почему то называются азербайджанцами, т.е. тюрками. Вот вам пример отношения тюркоязычного населения, которое до сих пор не может изобрести для себя даже этнического названия. Прочитайте, что пишет Интернет-портал azeri.ru: «На территории республики комфортно проживали русские, армяне (до известных событий), евреи, лезгины, аварцы, таты, талыши, молокане и т.д. Все они обрели здесь свою вторую родину, пустили здесь глубокие корни» (выделено нами. - Ф.А.). Будучи пришельцами на этой земле, они ведут себя тут как хозяева, и продолжают насмехаться над коренными жителями этого края! Измениться ли отношение к коренным народам после изменения формы государственного устройства? Конечно, не изменится, и это известно всем нам! Если это так, то почему мы должны беспокоиться о будущем государственном устройстве этой республики?

При таком соотношении сил федерализация только на короткий отрезок времени сможет погасить существующие конфликты, которые будут возникать снова и снова, что все равно приведет к распаду этого государства. Так не лучше ли сразу (и с меньшими затратами) решить этот вопрос, который касается судеб десятков народов, путем предоставления всем им возможности свободного выбора, о чем говориться в вынесенной в многочисленных резолюциях и других официальных документах ГА ООН?

Вот почему мы - представители Движения за возрождение Талыша - выступаем против федерализации Азербайджана.

Что касается переформатирования АР в конфедерацию, то и здесь немало вопросов, которые требуют незамедлительного ответа сразу же после начала возможного диалога на данную тему. В политической литературе и практике такая форма государства справедливо считается неустойчивой и переходной. То есть, будущая конфедерация только на время сможет сохранить целостность АР.

Сторонников первых двух подходов объединяет еще одна общая черта: При внимательном ознакомлении с высказываниями сторонников будущей федерализации или конфедерализации Азербайджана, создается впечатление, что они больше пекутся о сохранение в любом виде целостности Республики  Азербайджан и меньше всего их заботят судьбы наших народов. Что касается нас, увы, нас меньше всего волнует именно эта сторона вопроса. Мы уверены, что бесполезно прилагать усилия для сохранения искусственного политического проекта, созданного, как говорится, на пустом месте. Каждый такой искусственный проект рассчитан на определенный отрезок времени. По истечении этого срока данный проект теряет свой смысл и уходит из исторической арены. Так произошло, например, с Советским Союзом, таким же образом стремительно приближается к своему логическому концу другой политический проект под названием Турция, которая, по признанию даже самих влиятельных турецких аналитиков и политиков, находится на грани распада, так и закончит свое позорное существование Азербайджанская республика. Таким образом, искусственные проекты приходят и уходят, а народы остаются жить на своих исконных землях как вечные творения Всевышнего!

Исходя из всего сказанного, мы выступаем против этих двух вариантов, которые предусматривают сохранение этого незаконного образования и выбираем третий, единственно верный на наш взгляд вариант  - образование независимого государства талышей - Талышстана на своих исконных землях. Мы убеждены, что наш народ заслуживает лучшей участи, которая предполагает образование независимого талышского государства. Только такое государство может стать реальным гарантом благополучия и безопасности нашего народа, за образование которого должен бороться каждый талыш, одновременно поддерживая борьбу своих соседей - других коренных народов Южного Кавказа. Мы неустанно идем по этому пути, и наших лезгинских и аварских братьев также призываем к этому, успех которого зависит, еще раз повторяю, от скорейшего объединения наших сил. Я уверен, что такое объединение является необходимым и решающим условием, и залогом нашего успеха!

В конце хотелось бы говорить еще об одном: Как вы уже обратили внимание, я в своих рассуждениях сознательно не касался отношения официальных структур АР и аналитических кругов к данной теме. После ознакомления с их высказываниями создается такое впечатление, что они зачастую живут не в реальном, а в каком-то виртуальном мире   и не хотят замечать те кардинальные изменения, которые происходят как во всем мире, в том числе и в нашем регионе, противостоять которым, порой, не под силу  даже достаточно крупным государствам, не говоря о таких карликах, как АР! С другой стороны, честно говоря, лично нам не так уж интересно их мнение, так как вопрос об определении будущего АР с некоторых времен уже не находится в их компетенции (независимо от того, они понимают это или нет!), а будет решаться на уровне геополитики региона. Еще несколько лет назад многие эксперты могли бы и не согласиться с моим этим утверждением, но ныне вряд ли уважающий себя аналитик или политик может выступать против того, что сегодня наши народы, судьбу которых мы тут обсуждаем, являются субъектами, а не простыми объектами геополитики региона. Кому-то мои высказывания могут показаться слишком революционными, либо эмоциональными, но, поверьте, они являются вполне реальными на фоне грядущих геополитических изменений в нашем регионе...  Ни для кого не является секретом тот факт, что сегодня наряду с Ближним Востоком регион Южного Кавказа стремительно превращается, чуть ли, не в основное поле глобального противостояния между мировыми центрами силы. В таких условиях так называемая «комплементарная» внешняя политика руководства АР, предполагающей, по их же мнению, равноудаленность от всех мировых центров силы, уже привело это государство к ситуацию цугцванга, которая при переводе на более доступный язык, означает его скорейшее расчленение, как это произошло в некоторых странах Ближнего Востока в течении короткого исторического промежутка времени. Кстати говоря, нынешняя власть в Баку, видимо, на подсознательном уровне понимает это и  согласно сообщениям некоторых оппозиционных СМИ Азербайджана, уже готовит для себя запасной аэродром_, ускоряя превращение Нахичеванской автономии в фактически суверенное государство, пока что внутри АР (См.:http://www.musavat.com/new/Gündəm/125325-VASİF_TALIBOV_RƏSMƏN_XAN_ELAN_EDİLİR).

Принципиальным, на мой взгляд, моментом при этом является то, что наши, пока что мирные движения направлены не на то, чтобы отнять что-либо у кого-либо! Мы боремся за «свое», т.е. за то, чтобы, во-первых, вернуть себе свое__ доброе имя и свою историю. Во-вторых, наши движения направлены не против кого бы то ни было, а на возрождение наших народов через восстановление их государственности, которая может стать единственным гарантом их сохранения! Каждый из этих народов является частью истории нашего края. Каждый из них собственными руками создал свою историю и сообща - историю нашего региона. Это - наша с вами история. И если в один прекрасный день коренные народы исчезнут с этнической карты этого региона, то это будет означать гибель его истории! К вашему сведению, эта новая, ложная, глубоко сфальсифицированная история нашей земли давно уже пишется. В полном соответствии с этим, уничтожаются те памятники истории, которые являются доказательством автохтонности наших народов и того, что это когда то была нашей с вами историей! Наши отцы и деды - с одной стороны, и наши потомки - с другой, никогда не простят нам, если мы сегодня не объединимся в единый кулак, чтобы добиться своей заветной мечты!

Наконец, этим я вовсе не хочу сказать, что мы не готовы к диалогу с официальным Баку по всему объему этих вопросов. К сожалению, как я уже сказал, на сегодня они не готовы к такому диалогу. Как только они будут готовы к такому исходу событий, тогда, может быть, и мы подумаем, стоит ли присесть с ними за одним столом и начать диалог? Время покажет!

В конце я, учитывая тот факт, что мир изменяется стремительно и непредсказуемо, чтобы не оказаться на хвосте грядущих событий, предлагаю здесь же выступить с Заявлением о создании Конфедерации коренных народов Южного Кавказа, с участием талышей, лезгин и аварцев. На наш взгляд, Конфедерация должна быть постоянно действующей организаций, с постоянным офисом в г. Москве. В дальнейщем представители других коренных народов нашего региона тоже могут вступить в эту организацию. Главной цель данной организации должна состоять в том, чтобы разработать общую платформу, что позволит нам объединить все свои силы в единый фронт.

талыши, толыш, Талыш, Фахраддин Аббасов, Фәхрәддин Әбосзодә, талышинцы, Ф. Абосзода

Previous post Next post
Up