Ф.Ф. АБОСЗОДА: “ОДИН ЧЕЛОВЕК С ТВЕРДОЙ ВЕРОЙ ПО СИЛЕ РАВЕН СТА ТЫСЯЧАМ ЛЮДЕЙ, У КОТОРЫХ ТОЛЬКО ИНТЕР

Dec 25, 2011 01:37


tolishpress.org

* Здравствуйте, господин Абосзода! Позвольте вас поздравить с вашим 55-летием!
-Спасибо, мой дорогой!

* Читателей нашего портала, особенно нашу молодежь, интересуют вопросы, связанные с вашим детством и юношеством...

-Я родился в селе Былабанд Ликского (Лерикского) района Азербайджана. По рассказам родителей, это было 23 декабря 1956 года. Но, впоследствии так получилось, что в документах эта дата была указана как 25 декабря. Все дело в том, что накануне моего рождения в сельских местностях началась массовая паспортизация населения, в связи с чем, дата рождения многих моих односельчан была написана не вполне точно.

В то время родители мои жили с дедушкой Фазилем и бабушкой Мадина нана вместе в одном небольшом доме. Отец - Фарман был старшим сыном в семье. В одном доме с нами жили еще мои три дяди - Рамадан, Аслан и Кахраман и две тети - Азамат и Азада. Я был третьим ребенком в семье. Старшими детьми в нашей семье были моя сестра Хейран и брат Мохаббат. По рассказам старших, в день моего рождения пошел сильный снег, который достиг 1,5 метра высоты. В деревне не было ни больницы, ни медицинского пункта. Поэтому мать - Багимага родила меня дома. Ей помогла в этом жена моего дяди - Диляра хала, которая в то время работала в районной больнице акушеркой.

Отец и мать работали в колхозе. Через год после моего рождения отцу пришлось уехать из деревни сперва в г. Сальян, где он некоторое время работал на рыбных промыслах, а потом уехал в г. Сумгаит, где был комендантом в семейном общежитии. В 1958 году наша семья полностью переехала в Сумгаит, где нас сперва поселили в семейном общежитии, а потом мы получили трехкомнатную квартиру в центре города. Отец скоро перешел на работу в химическом заводе, а мать была домохозяйкой. В Сумгаите я начал ходить в школу, где успел доучиться до третьего класса. В Сумгаите мы прожили до весны 1964 года. К этому времени, из-за плохой атмосферы города, оба родителя успели заболеть. По совету врачей, в 1964 году семья наша переехала опять в родную деревню, где я продолжил учебу. К этому времени у нас в семье уже было пять детей, в Сумгаите родились мои братья: в 1961 году - Фикрат, а в 1964-м - ныне покойный Акиф. К середине 70-х годов в нашей семье уже было 11 детей: 5 братьев и 6 сестер.

Через год после нашего переезда в деревню отец начал работать в колхозной ферме. С этого дня до 23 марта 1973 года мы вместе со старшим братом, отцом и матерью день и ночь были на ферме. Только в 1973 году, в связи с тем, что мне надо было готовиться к вступительным экзаменам в вуз (старший брат к этому времени уже служил в армии, отец уехал на сезонные заработки в Казахстан), семье пришлось оставить работу на ферме.

До восьмого класса я учился в родной сельской восьмилетке, а потом продолжил свою учебу в соседней деревни - Джангамийон (Джангамиран). Два года подряд мы вместе со своими одноклассниками - в снег и дождь, в ветер и солнечную погоду, - ходили в соседнюю деревню, которая находилась в четырех километрах от нашей деревни. После занятий вся деревенская детвора пасла овец и коров в окрестных горах. Не говоря о трудностях такой жизни, я с удовольствием расскажу об одном преимуществе такого образа жизни: в горах, когда мы пасли овец или коров, много времени оставалось для чтения. Поэтому я всегда брал с собой учебники, и на природе готовил свои уроки.

В 1973 году я поступил на исторический факультет Азербайджанского государственного университета, который окончил в 1978 году с отличием. Несмотря на то, что большинство наших преподавателей настаивали на то, чтобы меня оставили в аспирантуре (ученый совет факультета единогласно предоставил мне рекомендацию в аспирантуру), но законы “партии и государства”  были такими, что мне пришлось набрать “стаж”  в три года, после чего имел право поступить в аспирантуру. В итоге меня направили в мою родную деревню, где к этому времени построили новое здания средней школы, первый звонок которого доверили именно мне, как самому молодому преподавателю. Год проработал в школе. Через год перешел на работу в райком комсомола. Наконец, в 1981 году, исключительно по настоянию моих друзей по работе в комсомоле (я был очень обижен на систему образования, и не желал продолжать учебу в аспирантуре), я поступил в аспирантуру АГУ им. Кирова. В 1984 году успешно защитил диссертацию и получил ученое звание кандидата философских наук и начал преподавать там же. Моя работа в университете продолжалась до июня 1995 года…

* Помните, когда впервые отметили свой день рождения?

- Должен сказать, в традициях нашего народа раньше отсутствовала традиция отмечать дни рождения. Издревле наш народ праздновал дни рождения только святых - Пророка Ислама (саас), Пречистых Имамов (а), героев и других. Каждый человек, чтобы был достоин отмечать свой день рождения, должен был совершать какой-нибудь героизм во имя Аллаха и своего народа. Поэтому наши горцы никогда не справляли дни рождения “обычных” людей. Вот, видимо, поэтому я впервые свой день рождения отметил в 1974 году, когда учился на втором курсе университета. Помню, мы вместе с друзьями на пятом этаже студенческого общежития впервые собрались и отметили мой день рождения. После этого я каждый год отмечал свой день рождения. Несмотря на  это, в последние годы свой день рождения в основном отмечал в кругу семьи и близких мне людей.

* Наших читателей интересует ваша политическая биография. Когда вы начали свою борьбу за независимость Талыша?

-Я всегда был со своим народом, а главное - старался быть достойным ему. Этого я добился в основном своим поведением и конкретными поступками. Должен признать, я и раньше думал о своем народе, и о причинах его состояния. Распад СССР в этом плане лично для меня стал настоящим сигналом тревоги. Когда “вода ушла” и новая матрица всплыла наружу, в этом новом мире я опять увидел своего народа несвободным. Я тогда понял: что-то надо делать. И начал изучать историю нашего народа. Когда меня 4 июля 1993 года пригласили в Ланкон (Ленкорань) на встречу с представителями интеллигенции, проживающей в г. Баку, я с удовольствием принял это приглашения. Я приехал в Ланкон, и больше никуда не уезжал. С этого момента я свою жизнь полностью посвятил борьбе за возрождение своего народа…

* Есть ли у вас учителя?

-Разумеется! Мало того, я глубоко уверен, что несчастен тот человек, кто не имеет таких учителей, на кого можно было равняться в жизни и в борьбе. Я многие свои положительные качества, такие как мужество, преданность, храбрость, бесстрашие, доброта и пр. получил от своего отца, кто был одним из уважаемых людей наших краев. Мать меня воспитывала в духе любви к своему народу и его языку и всегда призывала к борьбе за родную землю. Пройдя много лет, я понял, что мы должны быть благодарны нашим матерям за то, что наш народ смог сохранить свою Землю, свой язык, и свою самобытную культуру!

Я всегда с огромной любовью вспоминаю многих своих преподавателей, которые не только передали мне знания, но и учили быть настоящим человеком!

Если говорить о нашем движении, я стараюсь никогда не забывать, что не мы первые, и не мы последние. Люди, ведущие борьбу за независимость нашего народа были и до нас, они, уверен, будут и после нас. Я, в свою очередь, свято чту память всех тех, кто вел эту борьбу до нас. Я их считаю своими учителями, и склоняю голову перед их светлой памятью! Каждый талыш должен хорошо знать Атропатена и Гаумата! Я всегда восхищался преданностью своему народу неустанного борца за свободу своей Родины  Попока (Бабека), умением управлять государством Дай Талыша, великолепными победами знаменитого талышского военачальника Дада Талыша, искусной дипломатией Мир Мустафа хана Талышинского и личным героизмом и храбростью Мир Гасан хана, мужеством и дальновидностью руководителей Муганской Советской республики в 1919 году, великолепными знаниями талышского языка и неустанной борьбой за просвещении нашего народа З. Ахмедзода и написанными им стихотворениями, которых мне в детстве всегда с большой любовью рассказывала моя покойная мать, которая в свое время ходила в талышскую школу. Несмотря на некоторые идейные разногласия между мною и Альакрамом  Гумматовым, я всегда восхищаюсь его несравнимым мужеством, которое привело в конце прошлого века к провозглашению Талышско-Муганской Автономной республики. Именно он в течение всех этих лет продолжает быть ярким примером и непогасшей звездой нашей борьбы!

Кроме всего этого, для меня, как истинному шииту, неисчерпаемым источником мужества является  жизнь наших Пречистых Имамов (а), большинство из которых стали шахидами в борьбе за установление Божьей справедливости и Правды на всей Земле.

Я в течение долгих лет внимательно изучаю историю национально-освободительной борьбы различных народов. У каждого из таких народов можно найти героев, достойных подражания для борца за независимость своего народа…

* Откуда вы исчерпываете свои силы?

-Главным источником моих сил является вера. Вера в Аллаха, вера в мой народ, вера в  божественную справедливость, вера в каждого из нас, и, наконец, вера в наших друзей по всему мира! Я уверен, что успеха может достичь только тот человек, у которого самая сильная вера. Как говорил великий мыслитель Дж.С. Милл “Один человек с твердой верой по силе равен ста тысячам людей, у которых только интересы”. В продолжении этой мысли, я хотел бы, чтобы наша молодежь обратила внимание на глубокий смысл, который скрывается в этих словах Имама Али (а):

Если у тебя не останется выхода из трудного положения,
Доверься Всевышнему Аллаху.
Когда сталкиваешься с большой проблемой,
будь терпелив,
Может, это Аллах проявляет к тебе
Свою тайную Милость.

Я призываю всех молодых талышей и талышек верить в Аллаха и в то, что мы, объединившись, вместе добьемся независимости своего народа и восстановим свою государственность, чем докажем всему миру, что талышский народ достоин быть полноправным членом сообщества свободных и независимых народов мира!

Не зря же говорят, что надежда сбудется, если загадать их вместе! Мы стараемся, чтобы каждый талыш и талышка отчетливо понял эту истину. Понял и делал свой посильный вклад в эту светлую борьбу!

* Какую черту у людей больше всех оцениваете у людей?

-Веру в Аллаха и преданность идеалам свободы! Всевышний предоставил нам всем разум. Кроме разума у всех людей заложены и положительные, и отрицательные черты. Аллах оставил для каждого из нас выбора: в зависимости от своих интеллектуальных и прочих способностей, человек должен сделать свой выбор между добром и злом. То есть, он может либо следовать дьявола, либо встать в путь Истины! Каждый человек должен понимать, что у него есть своя миссия, ради которого он создан. Я не люблю тех людей, кто часто ноет и говорит, ничего в этой жизни не зависит лично от него. Доказательством тому можно исчерпать из нашего движения. Еще пару лет назад многие талыши были уверены, что наша борьба не имеет смысла, имея в виду якобы бесполезность борьбы против “всесильной власти”. Посмотрите, что творится сегодня? Сотни и тысячи талышей сегодня активно включились в нашу борьбу, превратив ее в поистине общенародное движение. Благодаря такой активностью наших талышей, у нас появились много друзей среди наших соседей - коренных народов Кавказа и во многих угольках света. Сегодня я выражаю особую благодарность нашей молодежи за ее активность, и нашим друзьям в мире за поддержку нашей борьбы!

* А что больше всего ненавидите у людей?

-Предательство и раболепие! Самым худшим созданием Аллаха является тот человек, кто в угоду своих личных корыстных интересов предает своего народа и раболепствует перед нашими недругами!

* В чем причина того, что вы обычно не отвечаете на разного рода критику в свой адрес?

-Путь борьбы, который я успел пройти за все эти годы, учил меня многому. Я понял кроме всего прочего еще две вещи: если критика справедливая и обоснованная, прежде чем отвечать на нее, надо стараться делать выводы из нее. В этом плане, я всегда благодарен моим друзьям, кто своими умными советами и предложениями, иногда суровой критикой своей наставляет меня на правильный путь. Что касается несправедливой критики, клеветы, наветов и ябеды, которыми пестрят интернет порталы, вы правы, я никогда не отвечаю на них. В этом случае я придерживаюсь мудрому совету Имама Али (а), кто предупреждал нас таким образом: “Кто заботится о своей репутации, пускай оставит пререкания и сварливость”. В другом месте он писал так: “Сторонитесь пререканий, сварливости и склок, они вселяют болезнь в сердце в отношении братьев, и из них произрастает лицемерие”.

* Чем запомнился для вас этот год?

-Если имеете в виду нашу борьбу, то в этом году мы еще на один шаг приблизились к своей заветной мечты. Среди всех наших достижений в этом году я особо выделил бы несколько поистине важных событий, которые, по моему мнению, будут иметь ключевую роль в дальнейшей судьбе талышского народа. Два из этих событий носят сугубо политический характер. Первое из них связано с принятием нашего движения в “Интернациональную Россию”. А про втором событии пока предпочитаю не говорить…

* Вы заинтриговали меня…

-Все дело в том, что отвечая на ваш вопрос, я стараюсь говорить об уже совершившимся фактах. Тот процесс, о чем я предпочитаю не говорить, уже начался в этом году, но он еще не завершился. Наберем терпения и подождем. У меня есть полная уверенность в том, что он завершится для нас успешно…

Мне хочется рассказать вам еще о двух важных событиях, которые, наряду с научным, еще имеют большое политическое значение в жизни нашего народа. Первое из них - образование Талышской Национальной Академии и выпуск первого номера “Вестника Талышской Национальной Академии”. А второе - проведение второй Талышеведческой конференции в Ереване…

* Является ли для вас этот день настоящим праздником?

-Пока наш народ находится в рабстве, пока наши активисты находятся в изгнании и лишены права жить среди своего народа, пока некоторые наши друзья находятся в заключении, мы не имеем право на праздник! Этот день для меня является определенным рубежом, с высоты которого я с вашей помощью еще раз оглядывался на пройденный нами общий путь и рассказать нашим читателям о некоторых перспективах нашей борьбы…

*  С чем вы пришли к этому дню?

-Я как обычный человек, проживший 55 лет жизни, мог бы гордиться многими вещами из моей личной жизни, например, семьей, детьми, друзьями, единомышленниками и т.д. Наряду со всеми этими, я больше всего горжусь достижениями нашего движения! В течении всех этих лет мы step by step приближались к своей заветной мечте. Мне импонирует то, что те политики и аналитики, которые еще пару лет назад не принимали во внимание наше движение, сегодня в большинстве своем признают, что талышский вопрос стал вопросом геополитики Южного Кавказа! Это - безусловный успех нашего движения! И я горд тем, что в этом есть и мой скромный вклад!

* Вы счастливы?

-Пока у меня хватает сил и воля для борьбы за свой народ, я считаю себя вполне счастливым.

* Хотели бы увидеть своих сыновей продолжателями своего дела?

-У меня два сына. Оба они достаточно взрослые, чтобы выбрать для себя тот путь жизни, который отвечает их собственному характеру и желанию. Для меня главное заключается в том, чтобы они были достойными своего рода и полезными для нашего народа. Я надеюсь, что так и есть…

* Что для вас является высшей ценностью?

- Свобода!

* В чем вы видите смысл жизни?

-В служении своему народу и борьбе за его независимость.

* Как вы ладите со своими единомышленниками?

-Большинство наших дней проходят в бесконечных спорах и обсуждениях с единомышленниками. Часто эти споры бывают очень острыми. Но они помогают нам остерегаться ошибок…

* Кто ваши друзья?

-Друзья моего народа.

* Что вы посоветовали бы нашей молодежи?

-Учиться и бороться! Нашему народу нужны высокообразованные специалисты, которые должны управлять им. Учитывая изменчивость современного мира, нам требуются хорошие политологи, аналитики, эксперты по международной и региональной политике. Наша молодежь должна уметь анализировать опыт других народов, уже достигшие независимости и опыт тех народов, кто продолжает свою борьбу за независимость.

Кроме них мы нуждаемся в высокообразованных историках и лингвистах, которым предстоит написать правдивую историю нашего народа. Нас радует то, что наша борьба носит вполне мирный и демократический характер. Она основывается на традиции нашего народа и демократические ценности современного мира. Наша молодежь должна уметь вести цивильную борьбу за восстановление прав своего народа.   Вместе с тем, каждый талыш, вступающий в борьбу за свой народ, должен помнить, что при необходимости он должен быть готов к священной войне! Путь борьбы за народное счастье тернистый, цель, которая стоит в конце этого пути нередко достигается ценой собственной жизни. В моем понимании, нет большего счастья, чем умереть ради свободы своего народа. Молодежь должна помнить: свободу получают только те народы, сыновья которого готовы умереть за него! Нас объединяет твердая вера в победу над своими противниками, которых объединяет грубый животный интерес к богатству и деньгам. И мы победим!

* Что вы ожидаете от завтрашнего дня?

-Сегодня мир стал совсем другим. Он изменяется ускоренными темпами. Сегодняшний мир мне больше напоминает бушующего океана, который старается очистить себя от грязи и нечисти. Эпоха диктаторов и тиранов уходит в прошлое, наступает эпоха свободных и независимых народов. Я от всей души верю, что очень скоро и наш талышский народ будет в числе этих независимых и свободных народов…

* В конце мы от имени всех читателей нашего портала поздравляем вас с юбилеем, желаем вам дальнейших успехов  в нашей общей борьбе!

-Спасибо большое! Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить всех тех, кто поздравил меня с юбилеем, за их теплые слова и пожелания!

Фахраддин Абосзода, Талышская Национальная Академия, Талыш, Фахраддин Аббасов, Движение за возрождение Талыша, Фәхрәддин Абосзодә, Талышский край. талыши

Previous post Next post
Up