С 26 по 29 июня в Калуге проходят гастроли труппы Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова.
Можно было больше ничего и не говорить. А хочется. Потому что молчать не можется.
У меня на диктофоне - запись субботней встречи с посетившими нас артистами. Нина Усатова, Мария Лаврова, дочь Кирилла Лаврова, Карина Разумовская - молодая актриса, сыгравшая в БДТ 11 сезонов, известная многим зрителям по своим работам в кино.
Честно говоря, у меня крепко чесались руки, чтобы начать расшифровку этой записи для написания в блог и в газету. Радость общения с умными, тонкими, интересными людьми. Харизматичными, глубокими.
На этой камерной встрече актеров двух театров два часа говорили о любви. К родине (Нина Усатова взахлеб и очень интересно рассказывала о красотах Алтая), к людям, к коллегам, старшего поколения артистов к младшему и наоборот. К своим театрам, которые и питерцы, и калужане считают своими домами и семьями.
На Малой сцене, оправдывающей свое название (действительно очень маленькое и довольно душное пространство) всех нас было видно как на ладони. И волнение, и радость, и неподдельный интерес друг к другу - всё было настоящим. Произносились большие имена. Товстоногов, Смоктуновский, Шукшин... Этих людей вспоминали, отдавая дань уважения их таланту...
В общем, было настолько вкусно, что я по окончании встречи не могла не привязаться к заведующей литературной частью Калужской драмы, и не выцыганить у нее контрамарку на воскресный спектакль "Эрендира" по новелле Габриэля Маркеса. Это режиссерский дебют актера МХТ им. Чехова Федора Лаврова. Он же играет в постановке фотографа (прообраз папарацци), от лица которого ведется рассказ.
В программе было заявлено, что спектакль создан в духе мексиканских "ретаблос" - наивных рисованных открыток, в которых люди благодарят святых за помощь.
Ожиданий было множество. И в зале было не то, что яблоку негде упасть - комару негде было протиснуться: полный аншлаг!
А реалии оказались таковыми, что в пору было по-русски святых выносить...
Спектакль не спасли ни исполненные вживую страстные темпераментные мексиканские напевы, ни минималистично-выразительные декорации, ни талантливые видеоприемы.
В основе сюжета бесстыжая, жестокая торговля бабушкой - вдовой контрабандиста, телом своей четырнадцатилетней внучки Эрендиры. Девочка провинилась перед ней тем, что, опрокинув от дикой усталости подсвечник (она служила в доме у бабушки Золушкой), по неосторожности спалила дом. Чтобы возместить ущерб, старая кровожадная прохиндейка кинула внучку на растерзание солдатам, аферистам, контрабандистам и прочему вонючему сброду.
Она спокойно подсчитывала доходы и годы, которые остались Эрендире до полного погашения долга. Не обращая при этом ни малейшего внимания на тоненькие слабые сетования внучки:
- У меня внутри будто толченое стекло...
Так продолжалось минут сорок. Потом народ (правда, в меньшинстве), не дождавшись антракта, стал потихоньку подниматься с мест и уходить.
- Ну как тебе? - шепотом спросила меня душевно тонкая интеллигентная подруга Лена.
- Ужас, - ответила я.
Не сговариваясь, мы встали и ушли.
Ощущение того, что душу придавили тяжкой бетонной плитой, и ничего кроме тошноты и отторжения она не испытывает, не покидало меня до самого вечера, пока я не забылась сном.
Подавать басом реплики и палить из бузуки, как это делала Усатова, могла бы, наверное, пардон, и я))). А сыграть молодежные роли более живо и рельефно могли бы, на мой взгляд, и молодые калужские артисты.
Может быть, я чего-то недопонимаю. Но ехать к нам из Северной столицы с таким репертуаром и такой игрой - это, мягко говоря, неуважение к публике, воспитанной на хорошем классической театральном материале. Кстати, одна из актрис БДТ на субботней встрече произнесла:
- У вас в театре Островским пахнет!
Почувствовала...
В храме Талии и Мельпомены хочется зарядиться высоким. Чернухи и грязи хватает с экранов ТВ и просторов сети.
А вот, кстати, еще одна прописная истина, о которой забыли столичные гости. Многие по-настоящему талантливые, интеллигентные и душевно щедрые люди - выходцы из провинции.
И провинциальный зритель этой истине соответствует. Воспитанный на высоком, дерьма и фальши не схавает - его за версту от этого тошнит.
Нина Усатова
Карина Разумовская
Полина Толстун (Эрендира)