May 31, 2009 14:12
Глава 3. Пси-поля в природе и в эволюции разума
Живые формы от простейших до высших имеют нервные системы, основой которых является нервная клетка - нейрон. Нервные системы отличаются количеством нейронов, степенью взаимодействия нейронов между собой и сложностью структуры, которую создают нейроны в каждом организме. Чем более сложную нервную систему имеет данный организм, тем более сложная у него система поведения, условных и безусловных рефлексов.
На определённом уровне развития нервных систем живых организмов у них появляется новое качество - осознание своего существования в природе, осмысление жизни, её законов. Возникают зачатки Разума, появляется новое качество живой природы - осознанная деятельность живого организма в ней. Пример - ЧЕЛОВЕК.
Таким образом, свойства и качества нервной системы определяются количеством нейронов, её составляющих, структурой нервной системы и уровнем её развития.
Для проявления сложных поведенческих реакций живое существо должно иметь большое количество взаимодействующих между собой нейронов, а при меньших количествах нейронов, у организмов проявляется простая поведенческая реакция.
Логично предположить, что существует минимальное число взаимодействующих между собой нейронов, при котором у живого организма проявляется сложная система поведения и взаимодействия его с окружающей средой. Аналогично, существует минимальное число взаимодействующих между собой нейронов, при котором появляется разумная деятельность или некоторые элементы разумности.
Рассмотрим, какими возникшими в ходе эволюции жизни способами может образоваться система, имеющая критическое число нейронов, при котором может возникнуть разумность, разум.
а) при соединении в одно целое нервных систем многих организмов, чем более простая нервная система одной особи, тем большее количество таких организмов должно объединиться в одну систему (колонию) для того чтобы проявились изложенные выше свойства;
б) наличие у одной особи какого-нибудь вида критического количества нейронов, соз-дающих его нервную систему, при котором возникает и развивается разум.
Вот некоторые примеры, подтверждающие эти положения.
Биологи провели серию экспериментов с термитами. На ограниченную изолированную территорию выпускались термиты, и постепенно увеличивалась их численность. При этом наблюдалось их поведение. До определённого момента, пока их численность не достигала критической, действия термитов были хаотическими, бессмысленными.
После превышения некой критической численности, поведение термитов резко менялось - их действия приобретали слаженность, осмысленность. Часть термитов приступила к строительству термитника, причём, одновременно со всех сторон. Строительство велось так, что внутренние ходы термитника состыковывались с точностью до доли миллиметра.
Другая часть термитов подносила материалы, необходимые для этого строительства. Следующая часть обеспечивала пищей колонию. Появились также ещё и термиты-солдаты, воспитатели, распределители и т.д. Создалась налаженная, организованная жизнь, характерная для поселений термитов.
Подобное поведение можно наблюдать у муравьёв и пчёл, проживающих, как и термиты, сообществами.
Интересно, что вне своих сообществ эти насекомые не живут. В своих жилищах они поддерживают определённый оптимальный микроклимат, микрофлору. Сообщество само регулирует свою численность, распределяет количество особей, выполняющих ту или иную деятельность, в зависимости от необходимости. Например, если в пчелиной семье много трутней, то часть их (избыток) обрекается на гибель. Пчёлы - охранники впускают только «своих» и т.д.
В чём суть этого феномена природы?! Попытаемся дать объяснение...
Нервная система одной особи этих насекомых не может выполнять сложных поведенческих реакций, которые наблюдаются в колонии. Если бы эти действия были заложены генетически, они могли бы проявиться и вне колонии. Не говоря уже о том, что возник бы вопрос - кто эти возможности в гены заложил?..
Для возникновения сложных поведенческих реакций необходимо огромное число взаимодействующих в единой системе нейронов. Что же происходит? Природа нашла очень оригинальный способ решения этой проблемы. Каждая отдельная особь (термит, муравей, пчела и т.п.) имеют свою нервную систему - пси-систему, которая создаёт вокруг особи защитную оболочку, сохраняющую её индивидуальность при примитивности её поведенческих реакций.
При повышении концентрации термитов на единице площади, генерируемые всеми термитами пси-поля начинают разрушать индивидуальные защитные оболочки. И, когда концентрация численности становится критической для этого вида, происходит распад индивидуальных защитных оболочек, и возникает одна общая для всех защитная оболочка колонии. Каждая особь при этом приобретает открытую пси-систему и становится частицей единой нервной системы всего общества.
Для каждого вида существует своя оптимальная численность входящих в семью (сообщество) особей. Можно отметить, как нижнюю границу численности сообщества, при которой возникает общая пси-система (следовательно, становится возможным весь комплекс сложных поведенческих реакций), так и верхнюю границу концентрации, ограничивающую численность этого сообщества.
Казалось бы, чем больше численность особей создающих колонию, тем более сложные и совершенные поведенческие реакции в такой колонии. Какие же причины приводят к тому, что сообщество, создающее единую пси-систему, имеет потолок численности и, соответственно, развития?
а) Дальность действия единого пси-поля сообщества, что определяет размеры территории, контролируемой каждым конкретным сообществом (семьёй), так называемое, жизненное пространство;
б) плотность единого пси-поля сообщества, представляющее собой слияние пси-полей всех особей, его образующих. Существует, так называемая, критическая плотность пси-поля сообщества. При большей плотности оно начинает подавляюще и разрушающе действовать на организмы особей, создающих это сообщество;
в) неполная сонастроенность пси-систем особей друг на друга, что при чрезмерной численности может привести к рассогласованию действий всего сообщества и сделать его нежизнеспособным.
Оптимальная численность подобных колоний регулируется самим сообществом, следовательно, индивидуальная пси-система (нервная система) термита, муравья, пчелы является только ячейкой огромной пси-системы сообщества.
И по аналогии с многоклеточным организмом, правильно было бы считать организмом всё сообщество (другое название - НАДОРГАНИЗМ), так как только сообщество жизнеспособно и может приспосабливаться к изменениям окружающей среды: отдельная особь сообщества самостоятельно действовать не может, как не может существовать отдельная клетка многоклеточного организма.
Общая пси-система сообщества в состоянии решать довольно сложные задачи, возникающие при борьбе за выживание, что и позволило видам, создающим такие пси-системы, выжить и сохраниться на протяжении почти трёх миллиардов лет. Но, в тоже время, такие пси-системы не достигли того уровня развития, при котором возникает сознание, выделение себя из окружающей среды.
Век живи - век учись