Чай в Забайкалье. Чайный путь

May 07, 2010 11:37



 р.Чикой близ Кяхту (из серии чайных обёрток, посвящённых чайному пути через Забайкалье)

Во второй половине XVI века к России было присоединено Сибирское ханство. Русские земли стали простираться до самых границ Китая. В 1616 году в Китай отправились российские послы: казак-атаман Василий Тюменца и десятник Иван Петров. Они прибыли в ставку монгольского алтын-хана с предложением "быть ему в милостивом жаловании под высокой царскою рукою". При дворе алтын-хана казаков встретили посланники "высокого желтого царя" - китайского императора,  Им показали диковинные шелковые ткани, золотые кубки и "свечи неведомо какие". Сам Алтын-хан угостил русских посланников чаем, сваренным с топленым молоком и маслом. Посольство доставило в Москву первые образцы китайского чая.


При первом царе из рода Романовых, Михаиле Федоровиче (1596-1645), торговые связи России с другими странами расширились. Посольство, отправленное в Китай в 1638 году, возглавлял Василий Старков. На родину он привез необычный груз - 64 кг "каких-то листьев". Эти тюки монгольский хан навязал ему в обмен на соболей. Старков решил, было, что его надули. Однако вскоре все прояснилось самым наилучшим образом.  Непонятные сушеные листья были преподнесены царю. Отведать диковинный заморский напиток государь пригласил и бояр. Все сидевшие за царским столом  были очарованы горячим, ароматным напитком. Да и Михаилу Федоровичу чай очень понравился.

Русские быстро приобщились к чаю. Постепенно чай вытеснил прежний национальный напиток - квас. На квасе варили щи и тушили мясо, его пили на протяжении всего дня - порой выпивая до пяти литров в день. С кваса начиналось утро простого люда и дворян.

В конце XVII века Россия начинает ввозить чай. С  легендарного чаепития царя Михаила с боярами  прошло всего 35 лет, а чай в Москве уже можно было купить запросто. В торговых рядах на Красной площади чай продавали в лавках, как хлеб. Вначале довольно дорогой, чай, по мере роста спроса у населения, стали ввозить большими партиями, и он быстро подешевел.




С 1630 года торговля русских купцов с китайцами, привозившими свои товары к русской границе с севера Поднебесной, шла уже во всю. Из России в Китай поставляли сукно и всевозможные меха (мерлушка, корсак, бобер, соболь, хорек, белка, куница, юфть (толстая кожа). Помимо чая, из Китая везли сахар-леденец, сушеные фрукты, виноград, яблоки и прочие плоды, а также табак.

В 1689 году Россия заключила с Китаем первый торговый, так называемый Нерчинский, договор. Китай официально вступил с Россией в торговые отношения.

21 октября 1727 года в местечке Кяхта, расположенном в Бурятии у границы с Монголией, где к началу XVIII века уже существовала большая торговая слобода, состоялось подписание Кяхтинского договора, узаконившего границу между Россией и Китаем. Были определены условия русско-китайской торговли. На протяжении XVIII-XIX веков Кяхта оставалась центром русской торговли с Китаем (первоначально торговля шла через монгольскую слободу Маймачен). Через Кяхту в Россию ввозили большие партии чая.

Постоянно находясь в близком контакте с местным населением, русские переняли традиции китайского и монгольского чаепития.


 из быта бурят       


В первой трети XVIII века чая из Китая в Россию ввозили уже столько, что он составлял 1/7 часть от всех закупаемых товаров. А в 1814 году его доля - уже 2/3 от всех товаров. В 1800 году в Россию было продано 910 т чая, а в 1820 году - уже 1638 т. В период с 1831-го по 1840 год Россия в среднем импортировала из Китая каждый год по 2470 т чая.  Чай вышел на первое место среди товаров, провозимых через Кяхту.

Чай и чайное дело в Сибири

Торговля чаем стала в Сибири необычайно прибыльным делом. Доставкой чая из Китая в Сибирь занималось множество людей. Путь чая был долог и сложен - ему предстояло преодолеть 4 тыс. км, прежде чем он попадал в чашки москвичей-чаевников. По Китаю его везли в джонках - речным путем, а также на быках, на ослах. По Монголии его обычно перевозили на верблюдах.




Чайный путь

Чайный путь начинался в Калгане, куда с чайных фабрик Южного Китая свозили чай для дальнейшей отправки в Россию. Калган - ворота Китая в прямом смысле этого слова. Город стоит сразу за Великой Китайской стеной. Перед городскими воротами, устроенными в Великой Китайской стене, располагается торговое предместье, где размещались торговые представительства крупнейших русских чайных фирм. Здесь формировались караваны.

От Калгана караваны с чаем шли через Гоби к Урге. Дорог через Гоби несколько, и караваны часто переходили с одной на другую, отыскивая более свободный путь. Движение по Гоби, очень интенсивное осенью, зимой и весной, полностью замирало летом, потому что монголы, которые были основными подрядчиками в перевозках на этом участке, отпускали верблюдов в степь нагуляться и восстановить силы. В Урге караваны проходили поверхностный осмотр и переправлялись дальше в Кяхту.




Кяхта была единственным в мире посёлком миллионеров. На гостином дворе Кяхты караваны разгружались. Ящики с чаем осматривались и зашивались в сырые бычьи шкуры шерстью вовнутрь. Такой тюк носил название "цыбик". По сырой коже цыбики маркировались резцом. Рабочих, зашивавших тюки, называли ширейшиками, а тех, кто маркировал, осматривал и перетаскивал, - савошниками. С тюками, в которых привозились ценные сорта чёрного чая, работы было мало. Они были упакованы в три слоя: бумага, свинцовая фольга и собственно ящик, плетённый из бамбуковых волокон. Кирпичный чай упаковывали без фольги, поэтому он часто покрывался плесенью. Савошникам приходилось разворачивать каждый кирпич чая и счищать плесень. Зашитые цыбики грузились на телеги или сани и отправлялись дальше.

От Кяхты до Иркутска шли две дороги. Самая короткая, Удунгинский тракт, проходила через хребет Хамар-Дабан. Этот путь был проложен только во второй половине XIX в. До его открытия пользовались старым Иркутским трактом через Селенгинск и Верхнеудинск. Оба тракта замыкались на станции Мысовая, откуда грузы через озеро Байкал перевозились на пароходе до порта Листвиничное. Зимой на этом участке прокладывалась ледовая дорога.


 кругобайкальская дорога 


Иркутск был сначала только перевалочным пунктом, но после 1861 г. он стал таможенным городом. С каждого тюка чая взымалась пошлина, поступавшая в казну государства. На цыбик ставился штамп о взятии пошлины. После этого чай поступал на российский рынок. Вместе с пошлиной поднималась и цена на чай.

Из Иркутска чайный караван двигался через Красноярск, Тобольск, Тюмень на Ирбитскую ярмарку. Ирбитская ярмарка проходила в Ирбитской слободе Пермской губернии с февраля по март. Эта ярмарка установилась с 1646 г. и служила местом обмена и распродажи европейских товаров и товаров Востока. Слобода жила только ярмаркой, многие дома и здания большую часть года пустовали и использовались лишь в период ярмарки. Слобода во время ярмарки кишела народом. Шла бойкая торговля. На Сенной и Торговой площадях устраивались балаганы, приезжал театр. Оборот ярмарки составлял 30-50 млн. руб. (на конец XIX в.). Видное место на ярмарке занимала торговля чаем, дающая 12-20 % от оборота (4-5 млн. руб.).

Кроме Ирбитской ярмарки крупная торговля чаем была в Тобольске и Нижнем Новгороде. Какую-то часть чая продавали на местных рынках по пути следования.




Караван возглавлял доверенный купец, к которому приставлялись правительственный комиссар, четыре целовальника, гвардейский офицер с военной охраной в составе 100 казаков. Общая численность администрации и охраны казенного каравана достигала 200 человек. Караваны организовывались один раз в три года, их движение в одну сторону занимало один год. Караваны двигались по маршруту, который получил наименование «Чайный путь»: Москва, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострома, Вологда, Устюг Великий, Нижний Новгород, Ирбит, Соликамск, Екатеринбург, Верхотурье, Туринск, Тюмень, Тобольск, Томск, Енисейск, Илимск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск, Селенгинск, Кяхта, Сайшана, Урга, Эрн-Хото, Калган, Пекин.


 буряты в пути (из серии чайных обёрток, посвящённых чайному пути через Забайкалье)

В 1762 году Екатерина II запретила деятельность казённых караванов, и провозгласила полную свободу торговли в Кяхте, в том числе пушниной.

Доминируют в торговле купцы европейской части России. На долю сибирских купцов приходится меньше половины торговли.

В 1807 году правительством России принят манифест - с Китаем разрешено торговать только купцам первой гильдии. Количество купцов в Кяхте сокращается. Купцы из европейской части России завышают договорные цены на пушнину, чтобы сделать более выгодным обмен своих мануфактурных товаров. Обороты сибирских купцов сокращаются. В 1839 году у сибирских купцов осталось не обменянным пушнины на 4 миллиона рублей, что было 1,5 раза больше среднегодовой торговли. Позднее купцам второй гильдии разрешили торговлю в Кяхте, но их обороты не должны были превышать 90 тысяч рублей.

В 1820 году приняты «Подтвердительные правила о свободе внутренней торговли».

В 1822 году разрешен въезд торговцев в кочевья и стойбища инородцев, что стимулировало пушную торговлю.

В 1835 году в Кяхте открылось училище китайского языка, в котором готовили переводчиков для обслуживания торговли.

1 августа 1854 года разрешено свободное ценообразование в торговле с Китаем.

В 1855 году были отменены ограничения в обмене товаров, разрешалась закупка товаров на золотую монету.


 молодые бурятки


Пекинский трактат
разрешил китайцам торговать в России. Китайцы появляются в Верхнеудинском уезде. Они занимаются мелкой торговлей или работают на золотых приисках, цементном заводе, занимаются кустарным промыслом. Верхнеудинское полицейское управление каждому китайцу выдавало билет, дающий право находиться на территории Российской империи сроком на один год. Китайцы торгуют без уплаты сборов и пошлин. Кяхтинские купцы обратились к министру финансов с прошением разрешить вопрос о пошлинах для китайских подданных. В 1869 году китайцам разрешили вести беспошлинную торговлю на расстоянии 50 верст от границы. Китайским торговцам было предписано оформлять «гильдейские» или «мелочные» торговые свидетельства и, как и русским купцам, платить налоговые сборы.

В 1861 году таможню из Кяхты перевели в Иркутск. Русские купцы начинают отправлять чай из Китая морем в порт Одессы. Так закончилась монополия Кяхты в торговле с Китаем.

Морем перевозили дорогие сорта байхового чая. Дешевые сорта, широко употреблявшиеся в России, продолжали везти через Кяхту.

Основным способом транспортировки товаров до строительства Сибирского тракта оставался водный транспорт. Из Кяхты товары доставляли до реки Селенга, там их перегружали на барки и другие суда. По Селенге суда доходили до Верхнеудинска, и через Байкал, Иркутск, реки Ангара и Енисей доходили до Енисейска. Из Енисейска по Маковскому волоку переходили в реки Кеть, Обь. В Томске товары «весновали», и с началом новой навигации отправляли в Тобольск, и далее в Нижний Новгород, Москву и Петербург. На доставку товаров в Европейскую часть страны уходило два года, что существенно замедляло оборот купеческих капиталов.


  путь через Байкал

К тому же на Байкале действовали пираты. Разбойники грабили как купеческие суда, так и небольшие ярмарки. Самым известным байкальским пиратом был разбойник по кличке Сохатый. Сохатый стал героем народных легенд, авантюрных повестей и романов, например «Сохатый (Сибирское предание)»// Н.А. Полевой, Денница, Москва, 1830 год.

В 1730-х годах началось строительство Сибирского тракта. Тракт проходил через Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Омск, Каинск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Нижнеудинск до Иркутска. К 1760-м годам строительство тракта было завершено. Срок доставки грузов до Европейской части России сократился до 2 - 3 месяцев. За два месяца товары доставляли до Ирбитской ярмарки. К началу XIX века водным транспортом перевозится всего 10 % - 30 % товаров, приобретённых в Кяхте.

На доставку товаров тратятся значительные суммы. Например, в 1842 году грузооборот кяхтинской торговли составил 650 тысяч пудов, а транспортные расходы - 6,4 миллиона рублей ассигнациями, или 1823500 рублей серебром. Основная часть тратится на оплату труда ямщиков. В транспортировке кяхтинских товаров было занято до 10 тысяч ямщиков.



чай в забайкалье

Previous post Next post
Up