Дорогами Памира: Мургаб, озеро Каракуль и возвращение в Киргизию

Jun 20, 2018 00:37

Дамы и господа, сегодня вас ожидает вторая история про самую красивую часть Памирского тракта: нам предстоит добраться от Мургаба до озера Каракуль, а затем пересечь границу с Киргизией - таджикская часть цикла на этом будет окончена. Это не самый последний рассказ об экспедиции по Памиру - за мной останутся картинки последнего дня дороги и небольшой вылазки в Узбекистан, но эти истории, видимо, появятся не раньше августа.

Так вот, Мургаб. Место это, конечно, примечательное, ибо выглядит примерно так, как иные поселения людей в фильмах про последствия какого-нибудь апокалипсиса. В Мургабе живет примерно шесть тысяч человек, есть школа (даже и не одна, наверное), базар, пара кафе и, что важнее всего, какая-то автомастерская со сваркой, в которой утром предпоследнего дня экспедиции нашу "Секвойю" привели в чувство после езды на тросе накануне




Да, а еще Мургаб находится на высоте 3600 метров и является самым высокогорным райцентром бывшего СССР



Как нам сообщили накануне в гостевом доме, света в Мургабе нет уже год - все пользуются генераторами. Это обстоятельство еще больше роднит поселок с фантастическими фильмами



Сильно мы там не задержались и двинулись в путь. Практически сразу очутились посреди нигде, как и днем ранее



С той лишь разницей, что дорога (а это был именно Памирский тракт) была асфальтированной и в целом относительно неплохой



Хотя порой там встречались коварные кочки. Их мы определяли по летящему "Форду", который ехал первым



Горы вокруг не то чтобы менялись. Они и так были удивительно разными



Не знаю, какая картинка лучше, эта или предыдущая. Пускай будут обе



По сравнению с Мургабом нам предстояло подняться еще на километр повыше



Панорам у нас сегодня будет много



По пути периодически попадались какие-то рукотворные сооружения



В тех краях в начале мая не так уж и жарко, но нам с погодой повезло - без ветра было вполне комфортно



И снова снег напоминает сахарную пудру



А горы играют пусть не очень насыщенными, но заметно разными цветами



Тот случай, когда щелкать затвором хочется непрерывно



Кажется, в тот день мы не встретили ни одной машины. Ну или буквально две-три, не помню



Поэтому на сегодняшних кадрах только наши четыре джипа. В тех краях, мне кажется, машины вообще хорошо смотрятся в кадре



Света в Мургабе нет, но столбы какие-то еще стоят



Любопытно еще, когда этот асфальт положили. До развала Союза или после?



Внезапно какое-то жилье. Судя по "Викимапии" это погранзастава "Чечекты". А еще там одноименная биостанция отмечена



И в связи с этим уместно пару слов про живность Памирского тракта сказать



Она там есть:) Видели зайцев, лисицу, сурков



Но фотографий их у меня нет, придется вам на слово поверить



Ну или поехать на Памир, чтобы увидеть своими глазами



Еще панорама



Пейзаж немного поменялся, склоны некоторых гор отчетливо покраснели



В сочетании со снегом, небом и чахлой растительностью картинка получалась удивительная



Чем не задник для будущего сериала про Средиземье?



Кажется, эта гора попала на Памирский тракт прямиком с Марса



Впрочем, пейзаж в целом вполне инопланетный



Подбираемся к четырем с небольшим километрам по высоте



Суркам, наверное, очень даже ничего там живется



А людям - выживается



Еще какие-то сооружения. Вероятно, связанные с пограничными делами



Появилась растительность - появилось и стадо



Обратите внимание на забор на заднем плане. Скоро расскажу про него



Что-то типа озерца



Только снежного



Напоминает чем-то Исландию



Но отдаленно



Так вот про забор. Он установлен для защиты границы с Китаем (это ж вам не афганская граница, тут защита нужна)



Но до границы от дороги еще прилично, и там дополнительные заборы, вроде как, имеются



Мы приближаемся к одному из наиболее знаковых пунктов Памирского тракта



И речь у нас опять зайдет про высоту над уровнем моря



Вот он, Ак-Байтал. Впрочем это еще не совсем та самая точка



Но фотографируются все около таблички. Помните, я показывал эту картинку в самом начале, когда про автопарк экспедиции писал?



Наш дружный экипаж передает привет с Памира



До вершины перевала что-то около километра или двух, по-моему. И оттуда вот такой вид открывается



Горы по другую сторону снова немного другие



"Дастер" невелик. Зато не ломался:)



Дорога пошла вниз. Теперь почти все время будем до самого Оша опускаться



Краски Памира



Снова соль на почве



Минут через 15 после преодоления Ак-Байтала мы нагнали одинокого велосипедиста. Это был пожилой японец, который поинтересовался, правильно ли он едет... в Мургаб



А ехал он, как вы понимаете, в противоположную сторону. По всей видимости, его шарахнула горная болезнь, и он потерял четкую ориентацию. В итоге его посадили в "Форд", погрузили назад велосипед и подбросили дедушку обратно на перевал, чтобы он оттуда вниз поехал



У него, кстати, есть блог, можете посмотреть через тот же гуглопереводчик. Путешествует господин Мамору Такеичи на велосипеде не первый год - ездил по США и Европе, а в этом году выбрался в Среднюю Азию, начав путешествие в Алма-Аты



Надеюсь, у него все хорошо, а то блог что-то не обновлялся с апреля как раз



Внезапно вода



И еще одно стадо



Некоторые горы на тракте напоминают спины китов



А некоторые - каких-то дремлющих чудищ



Разметка!



Антикитайский забор потихоньку приближается к дороге



Очередная панорама



Примерно в этом месте мы съехали с дороги



Чтобы добраться до упомянутого в заголовке поста озера Каракуль



По пути погоняли немножечко по окружающей озеро почти пустыне



Хорошо песочек с горами смотрится



На Каракуле, пожалуй, самые инопланетные в чем-то пейзажи на всем тракте



А вот, собственно, и озеро



Каракуль - озеро бессточное, соленое и самое большое в ГБАО да и во всем Таджикистане - по размерам и объему оно заметно превосходит молодое Сарезское озеро, которое, возможно, однажды устроит серьезную катастрофу. А еще Каракуль, по мнению ученого сообщества, лежит в метеоритном кратере



В начале мая озеро еще не до конца освободилось ото льда. Кстати, чтобы вы понимали, мы видим тут только восточную часть Каракуля - крупный остров его почти перегораживает



Мы проехались вдоль берега, избегая коварных солончаков



Ну и как же без очередного стада. Так не бывает в Горном Бадахшане



А это, видимо, чабан



Скелет какого-то сооружения. На остатки круглой юрты похоже



Табличка напоминает, что мы находимся на территории заповедника. Собственно, Таджикский национальный парк, внесенный в список ЮНЕСКО в 2013 году, занимает 60% территории ГБАО, но лично я об этом узнал только из этой самой таблички



Всякие руины хорошо вписываются в окружающие Каракуль пейзажи



Как и машины



Тут у нас был последний фотопоинт на Каракуле



На нем, а также на предыдущей точке я поупражнялся немного с дроном. Получилось так себе (во второй раз он полетел куда-то далеко, вопреки моей воле), но повод немножко освоить видеоредактор VSDC взамен закрытому ютубному появился

image Click to view



Последняя из сегодняшних панорам



А проводить нас собралось целое стадо яков



Яки очень клевые, скажу я вам



Хвосты у них на швабры немного похожи



Ну и последняя картинка с яками



Прощай, Каракуль!



Мы выехали на тракт возле одноименного озеру селения



Маленькая копия Мургаба



Вскоре мы добрались до последнего бадахшанского КПП, а за ним располагался уже погранпереход в Киргизию. Зовется он Кызыл-Арт, в честь перевала на котором находится. Кроме нас желающих пересечь границу не было, и процедура заняла минимум времени. Особенно, конечно, нас порадовал пункт наркоконтроля, где бородатый дядя в вязаной шапке ограничился пожеланием доброго пути.

За таджикской границей началась ничейная территория - до киргизской заставы там целых 17 км ехать по сильно убитой дороге. При этом пейзажи сразу же заметно поменялись



Проехав по этой зоне где-то пару километров мы наткнулись на две российские фуры. Понурые дальнобойщики пояснили, что сидят второй день и не могут преодолеть мокроватый подъем. Мы, правда, не очень поняли, что мешало им дойти до находящейся уже совсем рядом таджикской заставы и попросить о тракторной подмоге.

Приближаемся к Киргизии



Тут зелени больше



А горы все в снегу



Покрупнее



Забавно, что в начале пути мы тоже на закате границу прошли



Киргизские стражи границы по сравнению с таджикскими были куда более придирчивы - даже слегка изучили содержимое багажников, но и тут вся процедура много времени не заняла. Мы еще предположили, что из-за таких разных подходов к делу в нейтральной зоне ближе к Таджикистану можно найти много всего интересного



Нам оставалось лишь доехать до ночлега - очередной гестхаус ожидал нас в поселке Сары-Могол. Доехали туда, как водится, в темноте. С надеждой глядели на самое освещенное здание, но это был не приют для путников, а милиция:) Куда более скромный гостевой дом тоже в итоге нашелся и всех вместил. Основная часть экспедиции на этом была почти закончена - нам оставалось только доехать до Оша и сдать прокатные машины. Так оно и вышло, а немногочисленные подробности будут позже.

Рекордный по количеству фотографий пост на этом окончен, а рассказ про майское путешествие - не совсем, но продолжим мы не очень скоро, ибо мне все же хочется в оставшееся до июля время немного стряхнуть пыль с историй про Андалусию.

Киргизия, Памирский тракт, Таджикистан, фото, поездки

Previous post Next post
Up