Дамы и господа, сегодня вас ожидает вторая история про самую красивую часть Памирского тракта: нам предстоит добраться от Мургаба до озера Каракуль, а затем пересечь границу с Киргизией - таджикская часть цикла на этом будет окончена. Это не самый последний рассказ об экспедиции по Памиру - за мной останутся картинки последнего дня дороги и небольшой вылазки в Узбекистан, но эти истории, видимо, появятся не раньше августа.
Так вот, Мургаб. Место это, конечно, примечательное, ибо выглядит примерно так, как иные поселения людей в фильмах про последствия какого-нибудь апокалипсиса. В Мургабе живет примерно шесть тысяч человек, есть школа (даже и не одна, наверное), базар, пара кафе и, что важнее всего, какая-то автомастерская со сваркой, в которой утром предпоследнего дня экспедиции нашу "Секвойю" привели в чувство после езды на тросе накануне
Да, а еще Мургаб находится на высоте 3600 метров и является самым высокогорным райцентром бывшего СССР
Как нам сообщили накануне в гостевом доме, света в Мургабе нет уже год - все пользуются генераторами. Это обстоятельство еще больше роднит поселок с фантастическими фильмами
Сильно мы там не задержались и двинулись в путь. Практически сразу очутились посреди нигде, как и днем ранее
С той лишь разницей, что дорога (а это был именно Памирский тракт) была асфальтированной и в целом относительно неплохой
Хотя порой там встречались коварные кочки. Их мы определяли по летящему "Форду", который ехал первым
Горы вокруг не то чтобы менялись. Они и так были удивительно разными
Не знаю, какая картинка лучше, эта или предыдущая. Пускай будут обе
По сравнению с Мургабом нам предстояло подняться еще на километр повыше
Панорам у нас сегодня будет много
По пути периодически попадались какие-то рукотворные сооружения
В тех краях в начале мая не так уж и жарко, но нам с погодой повезло - без ветра было вполне комфортно
И снова снег напоминает сахарную пудру
А горы играют пусть не очень насыщенными, но заметно разными цветами
Тот случай, когда щелкать затвором хочется непрерывно
Кажется, в тот день мы не встретили ни одной машины. Ну или буквально две-три, не помню
Поэтому на сегодняшних кадрах только наши четыре джипа. В тех краях, мне кажется, машины вообще хорошо смотрятся в кадре
Света в Мургабе нет, но столбы какие-то еще стоят
Любопытно еще, когда этот асфальт положили. До развала Союза или после?
Внезапно какое-то жилье. Судя по "Викимапии" это погранзастава "Чечекты". А еще там одноименная биостанция отмечена
И в связи с этим уместно пару слов про живность Памирского тракта сказать
Она там есть:) Видели зайцев, лисицу, сурков
Но фотографий их у меня нет, придется вам на слово поверить
Ну или поехать на Памир, чтобы увидеть своими глазами
Еще панорама
Пейзаж немного поменялся, склоны некоторых гор отчетливо покраснели
В сочетании со снегом, небом и чахлой растительностью картинка получалась удивительная
Чем не задник для будущего сериала про Средиземье?
Кажется, эта гора попала на Памирский тракт прямиком с Марса
Впрочем, пейзаж в целом вполне инопланетный
Подбираемся к четырем с небольшим километрам по высоте
Суркам, наверное, очень даже ничего там живется
А людям - выживается
Еще какие-то сооружения. Вероятно, связанные с пограничными делами
Появилась растительность - появилось и стадо
Обратите внимание на забор на заднем плане. Скоро расскажу про него
Что-то типа озерца
Только снежного
Напоминает чем-то Исландию
Но отдаленно
Так вот про забор. Он установлен для защиты границы с Китаем (это ж вам не афганская граница, тут защита нужна)
Но до границы от дороги еще прилично, и там дополнительные заборы, вроде как, имеются
Мы приближаемся к одному из наиболее знаковых пунктов Памирского тракта
И речь у нас опять зайдет про высоту над уровнем моря
Вот он, Ак-Байтал. Впрочем это еще не совсем та самая точка
Но фотографируются все около таблички. Помните, я показывал эту картинку в самом начале, когда про автопарк экспедиции писал?
Наш дружный экипаж передает привет с Памира
До вершины перевала что-то около километра или двух, по-моему. И оттуда вот такой вид открывается
Горы по другую сторону снова немного другие
"Дастер" невелик. Зато не ломался:)
Дорога пошла вниз. Теперь почти все время будем до самого Оша опускаться
Краски Памира
Снова соль на почве
Минут через 15 после преодоления Ак-Байтала мы нагнали одинокого велосипедиста. Это был пожилой японец, который поинтересовался, правильно ли он едет... в Мургаб
А ехал он, как вы понимаете, в противоположную сторону. По всей видимости, его шарахнула горная болезнь, и он потерял четкую ориентацию. В итоге его посадили в "Форд", погрузили назад велосипед и подбросили дедушку обратно на перевал, чтобы он оттуда вниз поехал
У него, кстати, есть
блог, можете посмотреть через тот же гуглопереводчик. Путешествует господин Мамору Такеичи на велосипеде не первый год - ездил по США и Европе, а в этом году выбрался в Среднюю Азию, начав путешествие в Алма-Аты
Надеюсь, у него все хорошо, а то блог что-то не обновлялся с апреля как раз
Внезапно вода
И еще одно стадо
Некоторые горы на тракте напоминают спины китов
А некоторые - каких-то дремлющих чудищ
Разметка!
Антикитайский забор потихоньку приближается к дороге
Очередная панорама
Примерно в этом месте мы съехали с дороги
Чтобы добраться до упомянутого в заголовке поста озера Каракуль
По пути погоняли немножечко по окружающей озеро почти пустыне
Хорошо песочек с горами смотрится
На Каракуле, пожалуй, самые инопланетные в чем-то пейзажи на всем тракте
А вот, собственно, и озеро
Каракуль - озеро бессточное, соленое и самое большое в ГБАО да и во всем Таджикистане - по размерам и объему оно заметно превосходит молодое Сарезское озеро, которое, возможно, однажды устроит серьезную катастрофу. А еще Каракуль, по мнению ученого сообщества, лежит в метеоритном кратере
В начале мая озеро еще не до конца освободилось ото льда. Кстати, чтобы вы понимали, мы видим тут только восточную часть Каракуля - крупный остров его почти перегораживает
Мы проехались вдоль берега, избегая коварных солончаков
Ну и как же без очередного стада. Так не бывает в Горном Бадахшане
А это, видимо, чабан
Скелет какого-то сооружения. На остатки круглой юрты похоже
Табличка напоминает, что мы находимся на территории заповедника. Собственно, Таджикский национальный парк, внесенный в список ЮНЕСКО в 2013 году, занимает 60% территории ГБАО, но лично я об этом узнал только из этой самой таблички
Всякие руины хорошо вписываются в окружающие Каракуль пейзажи
Как и машины
Тут у нас был последний фотопоинт на Каракуле
На нем, а также на предыдущей точке я поупражнялся немного с дроном. Получилось так себе (во второй раз он полетел куда-то далеко, вопреки моей воле), но повод немножко освоить видеоредактор VSDC взамен закрытому ютубному появился
Click to view
Последняя из сегодняшних панорам
А проводить нас собралось целое стадо яков
Яки очень клевые, скажу я вам
Хвосты у них на швабры немного похожи
Ну и последняя картинка с яками
Прощай, Каракуль!
Мы выехали на тракт возле одноименного озеру селения
Маленькая копия Мургаба
Вскоре мы добрались до последнего бадахшанского КПП, а за ним располагался уже погранпереход в Киргизию. Зовется он Кызыл-Арт, в честь перевала на котором находится. Кроме нас желающих пересечь границу не было, и процедура заняла минимум времени. Особенно, конечно, нас порадовал пункт наркоконтроля, где бородатый дядя в вязаной шапке ограничился пожеланием доброго пути.
За таджикской границей началась ничейная территория - до киргизской заставы там целых 17 км ехать по сильно убитой дороге. При этом пейзажи сразу же заметно поменялись
Проехав по этой зоне где-то пару километров мы наткнулись на две российские фуры. Понурые дальнобойщики пояснили, что сидят второй день и не могут преодолеть мокроватый подъем. Мы, правда, не очень поняли, что мешало им дойти до находящейся уже совсем рядом таджикской заставы и попросить о тракторной подмоге.
Приближаемся к Киргизии
Тут зелени больше
А горы все в снегу
Покрупнее
Забавно, что в начале пути мы тоже на закате границу прошли
Киргизские стражи границы по сравнению с таджикскими были куда более придирчивы - даже слегка изучили содержимое багажников, но и тут вся процедура много времени не заняла. Мы еще предположили, что из-за таких разных подходов к делу в нейтральной зоне ближе к Таджикистану можно найти много всего интересного
Нам оставалось лишь доехать до ночлега - очередной гестхаус ожидал нас в поселке Сары-Могол. Доехали туда, как водится, в темноте. С надеждой глядели на самое освещенное здание, но это был не приют для путников, а милиция:) Куда более скромный гостевой дом тоже в итоге нашелся и всех вместил. Основная часть экспедиции на этом была почти закончена - нам оставалось только доехать до Оша и сдать прокатные машины. Так оно и вышло, а немногочисленные подробности будут позже.
Рекордный по количеству фотографий пост на этом окончен, а рассказ про майское путешествие - не совсем, но продолжим мы не очень скоро, ибо мне все же хочется в оставшееся до июля время немного стряхнуть пыль с историй про Андалусию.