Ну что ж, пока еще свежи мои иранские воспоминания, давайте начнем потихоньку знакомство со страной. Начнем мы его, как водится, со столицы, и, по примеру прошлогоднего индийского заезда, оное знакомство будет довольно мимолетным. Дело в том, что прилетела наша команда в Тегеран глубокой ночью, а уже в вечером следующего дня у нас был назначен перелет в Шираз. И хотя он в итоге несколько задержался, собственного Тегерану мы уделили всего несколько часов.
В основном эти несколько часов ушли на посещение пары расположенных в городе дворцовых комплексов, и о них ниже и пойдет речь. Но сперва отмечу, что Тегеран - явно не самый туристический город Ирана, и, пожалуй, сильно задерживаться в нем не стоит. Это большой мегаполис, сопоставимый с Москвой по численности населения пробкам (хотя с ними нам еще повезло) и не слишком богатый на достопримечательности по сравнению с посещенными затем Ширазом, Яздом и Исфаханом. И да, отмечу, что с фотографической точки зрения сегодня ничего особенно примечательного не будет:)
Ну так вот, про дворцы. Наше утро началось с визита в комплекс под названием Саадабад, на территории которого расположено несколько дворцов и павильонов - большинство из них было превращено в музеи после революции 1979 года. О ней мы с вами будем вспоминать постоянно и постепенно, а пока давайте просто погуляем по парку и заглянем в два дворца
Парки и сады в Иране прекрасные, скажу я вам, забегая немного вперед. Что же до Саадабада, то общая площадь этого комплекса составляет 300 гектаров
И разных красивых деталей много, включая фонари
Саадабад возник в конце XIX века как резиденция шаха, когда в Иране правила династия Каджаров, а развивался активно уже в XX веке при династии Пехлеви (последней династии иранских шахов). Вот это - Белый дворец, построенный уже в 30-х годах. Именно здесь обитали шахи Пехлеви. Обратите, кстати, внимание, на правый нижний угол кадра
Здесь стояла статуя Мохаммеда Реза Пехлеви, но после революции ее вот так вот обрезали. В этом частичном сохранении памятника можно найти немало разных смыслов
Напротив ведущей во дворец лестницы стоит скульптура, изображающая лучника
Зовут этого товарища Араш, а легенда, связанная с ним имеет множество версий и противоречивых подробностей, но в целом гласит, что некогда на поле битвы сошлись войска легендарного царя Турана (это не страна, кстати, в полном смысле, а область историческая, населенная в ту пору кочевниками), которого звали Афрасияб и войска столь же легендарного иранского царя Манучехра. Иранцы потерпели поражение, и Манучехр предложил заключить мир, по условиям которого новая граница проходила бы в том месте, куда долетит стрела иранского лучника. Дело не обошлось без вмешательства высших сил, и стрела посланная Арашем улетела очень далеко (чуть ли не два дня летела). Ну а он сам, вложивший в выстрел все силы и душу, сразу же после него упал замертво.
Ну а теперь, давайте заглянем во дворец, где сохранились (или были воссозданы) интерьеры дореволюционной эпохи. Нижний холл
И верхний холл
Заметили самовар? В Иране ОЧЕНЬ много самоваров. Но этот, конечно, из самых красивых
Под потолком росписи. Это сюжеты из главного персидского эпоса Шахнаме (Книга царей). Если вы в Иране где-то увидите такого рода картины, то они с вероятностью 95% будут представлять собой иллюстрации к Шахнаме
И еще
Одна из комнат. Кстати, во дворце много разных европейских атрибутов, что не удивительно с учетом общей прогрессивности шахов Пехлеви
Пойдемте дальше. Вряд ли это Богородица, но ассоциацию фигура вызывает именно такую. Впрочем, стоит помнить, что Мария, равно как и Иисус почитается в исламе
Еще стоит три вещи упомянуть про Иран. Во-первых, в стране официально действует свой календарь (солнечный), по которому сейчас на дворе 1396 год. Во-вторых, этот календарь не единственный - применяется местами и лунный исламский, на котором натикал год 1438 (а отсчет оба календаря ведут от момента переселения пророка из Мекки в Медину, что зовется хиджрой). Ну и в третьих, в Иране еще и цифры не совсем арабские. Их мы с вами поучим в другой раз, а пока вот вам обычный автомобильный номер для самостоятельной расшифровки:)
Наш путь из Белого дворца лежал во дворец Зеленый, мимо вот такого приметного дерева
И временно неработающего фонтана
Еще фонарные детали
Дворец сам по себе небольшой, но целиком нормально не влез в кадр
Горельеф на фасаде. Вполне европейского вида
Двери сторожат помещенные под стекло и потому грустные белые львы со странной геометрией хвостов
Другое название дворца Шахванд. Он старше Белого дворца и служил обиталищем для шахов династии Каджаров, но при Пехлеви его перестроили, и Реза жил в нем где-то год
С террасы за дворцом открывается так себе вид на парк и кусочек города
Архитектурные детали
Внутрь мы тоже зашли, но снимать там было запрещено, хотя один кадр на мобилку я все же сделал. Интерьеры во дворце зеркальные чуть менее чем полностью, и поначалу это очень впечатляет. Однако позже выяснилось, что Зеленый дворец - не самый яркий иранский образец зеркальной отделки. И да, должен признать, что фотографии (мои во всяком случае) не очень хорошо передают глубину такого интерьера
На этом наш визит в Саадабад можно считать оконченным. Разве что вот шар еще остался
Следующим пунктом тегеранской программы значилось посещение музея ковров. Неподалеку от входа на его территорию можно обнаружить вот такое граффити. И такой вот Татуин мы с вами еще увидим живьем, но не в Тегеране, конечно
Бронзовые тапочки в ожидании персидской Золушки. Но на деле суть инсталляции примерно в том, что надо прошлое оставить в прошлом и без груза на душе идти вперед
Здание музея. Вот такую архитектуру из второй половины XX века я люблю
Про ковры я вас грузить информацией не буду, хотя бы потому, что усвоил ее очень поверхностно. Суть здесь в том, что ковры в Иране (как и в соседних странах) ткали издревле, и у разных народностей были свои традиции, так что знатоки могут читать ковры, будто книги. Но мы с вами не из этой породы, так что просто полюбуемся немного
Натуральные красители и результаты их применения
Ковры в музее интересные, а рисунки на них не только абстрактные. Есть и настоящие картины
Или вот. Наверняка, сюжеты из Шахнаме
Ну а такое вообще в художественном музее ожидаешь увидеть
Повышенная усатость свойственна некоторым персам на коврах и картинах
После музея у нас случился обед, и пока мы добираемся до ресторана, вот вам немножко картинок, снятых сквозь окно микроавтобуса. Здание, слегка отдающее конструктивизмом
Скульптура на какой-то площади. Что-то про благополучие и изобилие, наверное
Подобных мужских портретов на домах в Иране много. Это погибшие во время долгой и кровопролитной войны с Ираком, начавшейся после исламской революции
Вот и добрались до кебабов, риса с шафраном и барбарисом (шикарный, надо сказать, рис) и прочей снеди
Второй знаменитый дворцовый комплекс Тегерана зовется Голестан, и он гораздо старше Саадабада
Строить его начали в XVI веке, но потом многое не раз перестраивали. Один из главных объектов Голестана - вот этот тронный зал (Айван-и-Тахт-и-Мармар), который был построен в 1806 по приказу Фетх Али-шаха. Гораздо позже за ним выстроили какое-то уродливое здание-коробку. За такое, конечно, не грех отрубить допустившим подобное варварство людям какие-нибудь части тела
Зал использовался для официальных приемов, а в 1925 в нем прошла коронация шаха Резы Пехлеви
А вот и трон из желтого мрамора. Его, кстати, создали еще в середине XVIII века
Здесь тоже зеркала, но выглядит это совсем иначе
Фонари в Голестане не уступают саадабадским. А сам комплекс внесен в список ЮНЕСКО
Лет за 50 до тронного зала в Голестане появился открытый зал, построенный для шаха Керим-хан Зенд Мохаммада. С более скромным троном
И кошкоподобными маленькими мраморными стражами
Дворцовый парк
В Саадабаде львы были, и в Голестане тоже имеются
Этот лев сторожит вход в главный зал (Талар-э-Салам). Там тоже есть немного зеркал в отделке
Вазы и картина
На троне восседает восковой шах
Судя по всему, это Насер ад-Дин Шах из династии Каджаров. Правил он целых 47 лет (с 1848 по 1896 год)
И он же на портрете в соседнем зале
Изящнейшая отделка стен
И снова сплошные зеркала
Это Бриллиантовый зал (Талар-э-Брилиан)
Присмотримся к украшенным плиткой аркам
И поближе
Еще детали. Розовые кони!
Местная кошка демонстративно отвернулась от меня и решила изучить плитку. Вообще, едва ли не все встреченные в Иране кошки отказывались идти на контакт. В отличие от бакинских, которые с удовольствием позировали. Но до Баку мы с вами еще не скоро доберемся
Ансамбль песни и пляски персидской армии
Изображенные на плитке похожи на грузинов. Должен вам сказать, что по открытости, радушию и гостеприимству современные иранцы ну очень близки к грузинам
Эти молодцы украшают нижнюю часть павильона Шамс-ул-Эманех (Дом солнца). Возвели его в 1867 году, и нетрудно заметить в этом сооружении вкрапления европейской архитектуры. Тут не очень хорошо видно, но в середине притаилась маленькая башенка с часами
Зайдем внутрь. Там снова зеркальная отделка. И обратите внимание на потрясающую колонну
Если предыдущий зал был Бриллиантовый, то этот - Алмазный (Талар-э-Алмаз)
Очень красиво. Но в Ширазе, скажу по секрету, будет гораздо более впечатляющее место с витражами
И еще витраж
Про Голестан на этом у меня все, но не могу не порекомендовать для ознакомления три подробнейших поста про дворец за авторством
manul78, из которых я кое-какие подробности позаимствовал.
Тут вот последний из них со ссылками на предыдущие. И про Тегеран там еще много интересного.
Попрощаемся с дворцом и парком
Из Голестана мы направились прямиком в аэропорт (международный, имени Имама Хомейни, находится километрах в 40 от Тегерана, а внутренний, Мехрабад, - прямо в городе), но по пути остановились у еще одной достопримечательности. Это красивая Башня Азади, она же Арка Свободы, построенная из белого мрамора в 1971 в честь 2500-летия Персидской империи. Свободы с тех пор в Иране стало сильно меньше, а башня-арка осталась. Кстати, изначально она звалась Башней памяти царей
А рядом с башней есть то, чего в Иране как-то не ожидаешь увидеть. Памятник селфи!
По-моему, арка ну совсем не попадает в кадр у дяди. Впрочем, кто я такой, чтобы судить чужие селфи:)
Ну и закончим сегодняшнюю фотографическую часть небольшой панорамой
В качестве эпилога могу сообщить, что спешили в аэропорт мы напрасно. Рейс на Шираз в итоге задержался на пять часов, что, по некоторым данным, является нормальной практикой для внутрииранских перелетов. Так что до бывшей столицы персидского виноделия мы добрались уже в ночи, отложив знакомство с городом до утра. И в следующий раз мы с утренней прогулки по Ширазу и начнем - она обещает быть очень интересной.