Ну что, друзья, поздравляю вас с наступившим годом. Давайте во второй его день вновь отправимся в Антверпен и завершим нашу прогулку по этому замечательному городу. В прошлый раз мы довольно подробно изучили городской кафедральный собор, а теперь пойдем на расположенную в двух шагах от него антверпенскую Гроте Маркт
Башня собора остается за спиной
А вот и площадь. Рыночная и Ратушная. Ратушу мы чуть отложим и сосредоточим внимание вот на этой великолепной семерке домов
Здорово напоминает Брюссель, правда? И позолоты, кажется, еще больше
На фасадах домов, стоящих вдоль улочки, ведущей с площади, украшений уже меньше. Впрочем, с точки зрения топонимики Антверпена, это тоже часть площади
Вооружимся телевиком:) Сперва немного деталей других домов у площади. Кудрявый мальчуган
Бравый воин
Коробейник
И еще рыцарь
Ну а теперь те самые семь домов, которые, как нетрудно догадаться, некогда принадлежали городским гильдиям. Второй справа украшает несколько странная волчица
Соседний дом увенчан соколом, в честь которого и назван, а чуть пониже располагаются фигуры представителей разных профессий
Бельгийская версия девушки с веслом
И куда же без художника
Центральный дом и святой Себастьян (судя по стрелам, но не поручусь)
Дом большого арбалета. Святого Георгия опознать можно, но какой-то он не очень каноничный. Да и змей мелковат
Дом бондарей, он же рукав, и его фигура, которую я затрудняюсь определить
Ну и крайний левый дом Белый Ангел
Ну а теперь давайте посмотрим на ратушу. Ее облик портит строительный кран (кажется, я говорил уже, что во всем городах Бельгии, которые я посетил, находился хотя бы один такой кран, портящий исторический облик
А еще на площади в тот день был блошиный рынок, и она была забита людьми, самодельными прилавками и машинами
Я как-то не фанат блошиных рынков и больше сожалел, что это столпотворение мешает съемке
Пришлось заглянуть на площадь за кадром ратуши ближе к вечеру, когда людей поубавилось. Это здание в стиле Северного Ренессанса было построено в 1561-65 годах по проекту Корнелиса Флориса. Правда, в 1576 году, во время учиненного испанцами погрома, прозванного Испанской яростью, ратуша сгорела и была отстроена через 3 года, а в XIX веке пережила большую реставрацию
Тут тоже много деталей. Богородица
А это гербовый щит испанского короля Филиппа II, сына Карла V. Его третьей женой, кстати, была Екатерина Валуа - дочь Екатерины Медичи и Генриха II и сестра трех последних французских королей из династии Валуа. Их брак был частью мирного договора Франции и Испании, подписанного в Като-Камбрези в 1559 году. Тогда две державы разрешили конфликт в Северной Италии (довольно унизительный для Франции). А Екатерина умерла через 9 лет
Еще фасад ратуши украшают фигуры Справедливости и Мудрости. В кадр попала Мудрость
Наконец, последней достопримечательностью Гроте Маркт является установленный в 1887 году Фонтан Брабо
Помните, я рассказывал легенду про великана и оторванную руку? Именно бравый римский солдат Сильвиус Брабо стоит на вершине пирамиды из разных морских обитателей
Напоминает дискобола, но снаряд другой
Пойдем дальше и посмотрим на ратушу с торца. Флаги, кстати, ее украшают постоянно. Российский вы, наверное, разглядели на кадрах выше
Статуя абстрактного труженика порта - "Свобода труда"
Еще один роскошный образец модерна
А вот, пожалуй, лучший ракурс, демонстрирующий грандиозность башни собора
Мы выходим к реке и сворачиваем направо. От угла открывается вид на замок Стен - самое старое сохранившееся здание Антверпена. Стен, кстати, и значит замок, то есть, крепость имени и не имеет по сути
"Не совсем. Слово "стен" (steen) буквально значит "камень", и в средние века так называли любые каменные дома, а не только замки (но и замки тоже). Таких средневековых "домов-камней" довольно много в Генте. А вот то, что у антверпенского замка фактически нет собственного имени - правда.", - уточняет
kneiphof. Здесь и далее курсивом его поправки и интересные подробности (кроме процитированной легенды из Вики). А еще больше всего интересного можно найти в комментариях.
Построили замок в XIII веке, а нынешний облик обрел через три столетия. Долгое время замок был частью городских укреплений и служил тюрьмой. Затем их снесли, чтобы изменить русло обмелевшей реки
Сейчас в это сложно поверить, но тогда его окружал лабиринт, состоявший из множества старинных улочек. Этот район был настоящим "чревом Антверпена". Весь этот мирок был уничтожен в 19 веке, когда на его месте были устроены широкие набережные, сохранившиеся до сих пор.
Замок тоже был здорово разрушен, что хорошо заметно по стенам. Но восстановили его хорошо
У входа стоит каменный великан. И этот не тот самый, которому оторвали руку, а Длинный Ваппер - персонаж местного фольклора, который появляется ночью и преследует пьяниц, становясь при этом все больше и больше, а когда пьяница добирается до дома Ваппер любит заглядывать к нему в окна
В Антверпене рассказывают, что однажды Длинный Ваппер притворился женщиной, за которой ухаживали четверо. От ее имени Длинный Ваппер наказал им всем доказать свою любовь: первый должен был два часа просидеть на кладбищенском кресте, второй - два часа пролежать в гробу под тем крестом, третий - постучать по гробу, а четвертый должен был с цепью в руках обежать крест. Первый, увидев как второй ложился в гроб, от ужаса упал с креста и разбился на смерть. Второй умер со страху, услышав как третий стучится в его гроб. Третий умер, решив, что дьявол с цепями пришел за его душой. Четвертый же сошел с ума, бросился в Шельду и утонул. Вики. В общем, все умерли (с).
Сейчас в замке расположен морской музей и ресторан имеется. Но можно просто зайти во внутренний дворик, где, впрочем, ничего интересного нет
Имеет смысл посмотреть вот сюда
Позади распятия, между двумя башенками виднеется антверпенский Дом мясников. Сейчас там расположен музей древностей с богатой коллекцией музыкальных инструментов
Кстати, на стене замка имеется интересная мемориальная доска в память о канадских солдатах, которые вместе с британцами и поляками освобождали устье Шельды в 1944 году.
Ну а это антверпенская Статуя Свободы, установленная в 1989 году
Вид в сторону порта. Ближнее здание занимает ресторан, а башня позади принадлежит зданию лоцманского управления
По Шельде активно снуют баржи. Антверпенский порт является одним из крупнейших в мире, а в Европе уступает только роттердамскому
Самое место для панорамного кадра
Пойдем обратно в сторону центра, у нас еще много интересного впереди
Позади остаются замок и небольшой скверик
Прогуляемся немного по променаду. Начинается он возле фигуры Минервы
Вид на собор портит все тот же кран
На том берегу много зелени. Судя по всему, там спальные районы в основном
До 20 века левый берег оставался фактически сельской местностью с парой деревенек. Кстати, там находилось нечто вроде "курорта", так называемый "пляж Святой Анечки" (Sint-Annekestrand, Anneke - это уменьшительно-ласкательное от Anne). В те времена, когда для многих простых людей даже поездка на побережье была непозволительной роскошью, это место было популярно среди антверпенцев. Еще при Наполеоне были составлены планы строительства нового города на Левом Берегу - но Ватерлоо их перечеркнуло. В тридцатых годах был объявлен международный конкурс на застройку Левого Берега, одним из участников которого стал сам пророк модернизма Ле Корбюзье, но и эти планы перечеркнула война! В итоге район стали застраивать только в шестидесятых годах. В результате получилось нечто вроде антверпенских Черемушек. Репутация у этого района - неоднозначная. Иногда его называют "маленьким Чикаго". Это - намек на социальные (и криминальные) проблемы района (там много социального жилья для малоимущих). С другой стороны, много и довольных. Десять минут до центра города на метротраме, много зелени, отличный вид из окна - что еще нужно для счастья?
Сказочно повезло мне с погодой в тот день. А вот днем позже - не повезло, но об этом в следующий раз речь пойдет
Вы, вероятно, обратили внимание, что в кадр до сих пор не попал ни один мост через Шельду. Это неудивительно, поскольку мостов через реку в Антверпене нет. Берега реки связывают пять тоннелей: два автомобильных, один автомобильно-железнодорожный, один трамвайный и пешеходный. И вот в последний, который носит имя Святой Анны, мы сейчас и спустимся.
Вестибюль тоннеля. Пользоваться им можно бесплатно, а открыт он был в 1933 году
Спуститься можно на лифте, постояв в очереди, или на эскалаторах
Эскалаторы, кстати, олдскульные, вроде старых в московском метро, которых кажется, больше не осталось нигде уже
Исчерпывающая информация о тоннеле
На тот берег я не пошел - километр отматывать в оба конца не очень хотелось
На велосипеде гораздо удобнее. А вообще, меня удивило, что там не сделали траволатор. Но, возможно, на то есть технические причины
Я поднялся наверх и отправился к музею Плантена-Моретуса. Он входит в число главных достопримечательностей города, а в его коллекции представлены старые печатные издания, типографские механизмы, рукописи и все такое. Музей очень хвалят, но я туда, увы, не попал, уткнувшись в закрытую дверь с объявлением, в котором сообщалось, что музей закрыт на ремонт и откроется через два дня. В общем, в другой раз теперь наведаюсь.
В расстроенных чувствах я пошел искать пристанище для обеда. На небольшой площади у закрытого музея посмотрел на памятник Святой Екатерине
Планы я особо менять не стал и после обеда пошел на трамвай, на котором добрался до расположенного в юго-восточной части Антверпена района Зюренборг
Этот самый район (а особенно его краешек) возник на рубеже XIX и XX веков и исключительно богат на здания модерна
И знаете, я совершенно точно не прогадал. Место это действительно потрясающее и довольно безлюдное вдобавок. Только вот приехал туда я немного поздно, и под конец бродил уже в темноте, сгустившейся буквально за час.
Одним из центров притяжения района является церковь святого Норберта Ксантенского, расположенная возле площади
В этой части Зюренборга не очень много очень выдающихся зданий, но улицы все равно интересные как домами, так и треугольной планировкой кварталов
А вот это самые красивые из попавшихся мне
Юная дриада
Музыкальный дом
Ну и еще один интересный
Железнодорожный мост делит район на две части, и главные жемчужины Зюренборга находятся за ним
А вот и они
Некоторые дома носят имена, как их старшие собратья в центре. Этот вот зовется Карлом Великим
Почти всегда привожу из Европу картинку с желтым 2CV
А этот особняк отдает неорусским стилем немного, хотя относится к стилю неофламандскому. Есть в нем что-то от дома Игумнова на Якиманке, где посольство французское
В этой части района есть своя условно-центральная площадь, окруженная бежево-белыми дворцами
Проектировал их архитектор Эрнест Дилтинс
Сумерки стремительно сгущались, и мне пришлось перейти на рысь. Немного деталей
Дом по имени Земля, построенный в 1912 году
Шикарное граффити
И немного фахверка
То ли пристроили потом второе крыло для симметрии, то ли восстанавливали после разрушения
На одном из перекрестков стоит четыре одинаковых дома, названных в честь времен года. Это вот Весна и Лето
А это Осень
Я бы хотел вам еще много кадров Зюренборга показать, но пост и так вышел очень большой, да и часть картинок получилась так себе из-за темноты. Так что вот последняя, и я поспешу на электричку брюссельскую, и отмечу очевидное: Зюренборг - место которое обязательно нужно посетить в Антверпене
Трамвайное гнездо
Ну и максималистская слегка мысль от неизвестного человека с баллончиком краски
На этом наше растянувшееся аж на три части знакомство с Антверпеном окончено. Теперь нас ждет Гент, а следом и до Брюгге доберемся.