Окинув взглядом оставшиеся по Антверпену фотозакрома, я окончательно пришел к выводу, что в один пост все интересные кадры не поместить. Так что сегодня мы почти не будем гулять и полностью сосредоточим свое внимание на городском кафедральном соборе. Ну а все прочие городские достопримечательности, включая Гроте Маркт, ратушу, замок и набережную отложим на следующий раз.
Собор Антверпенской Богоматери расположен недалеко от церкви святого Павла, которую мы бегло осмотрели в конце первой части прогулки, а его главный фасад выходит на маленькую треугольную площадь Хандсхунмаркт
Дома на ней стоят довольно разномастные
Прожектора устремлены на башню собора
Вот на нее. Высота башни составляет 123 метра, что делает собор самым высоким в Бельгии
Сам же собор с этого ракурса с трудом, но помещается в кадр. И самое время чуть-чуть поговорить о его истории. На этом месте еще в IX веке располагалась часовня, а в XII веке на ее месте построили церковь. Первый же камень в основание будущего собора был заложен в 1352 году, и в основном строительство было закончено в 1521 году
Нетрудно заметить, что собору не хватает правой башни для симметрии. И эта башня предусматривалась проектом, но "что-то пошло не так", и к 1521 году ее возвели лишь на три яруса. Ну а в ночь с 5 на 6 октября 1533 года в соборе вспыхнул пожар, который нанес зданию серьезный ущерб. В итоге вторую башню так и не стали достраивать
Cобору вообще не везло потом множество раз, но об этом мы поговорим внутри
Но сперва еще одна примечательная деталь площади. Возле входа на мостовой можно найти вот такую табличку. Помните, во время визита в Левен, мы видели толпу участников мероприятия, приуроченного к 500-летию издания "Утопии" Мора? Ну так вот, в начале книги Мор пишет об Антверпене:
"Однажды я был на богослужении в храме девы Марии, который является и красивейшим зданием, и всегда переполнен народом. По окончании обедни я собирался вернуться в гостиницу, как вдруг случайно вижу Петра (Эгидия) говорящим с иностранцем, близким по летам к старости, с опаленным от зноя лицом, отпущенной бородой, с плащом, небрежно свесившимся с плеча; по наружности и одежде он показался мне моряком"
В общем, именно тут Мор и встретил выходца из Утопии. А теперь пойдемте в собор. Внутри он поистине огромен, и основная его часть представляет картинную галерею
Главные ее картины, как нетрудно догадаться, принадлежат кисти Рубенса. Это "Воздвижение Креста"
И "Снятие с Креста"
В отдельном уголке находится галерея портретов антверпенских епископов
Всего там 21 портрет, но все мы не будем смотреть:)
Ну и какой собор без потрясающих витражей
Ну и в процессе любования витражами давайте вернемся к драматичной истории собора. Пожар 1533 года стал лишь началом. 20 августа 1566 года, через 7 лет после того, как собор стал кафедральным, протестанты уничтожили большую часть его интерьеров (этот акт вандализма стал одним из многих в пору иконоборчества), а в 1581 году все те же протестанты конфисковали имущество собора, в результате чего многие ценности погибли или были проданы
Восьмидесятилетняя война, в пору которой происходили оные бесчинства протестантов, шла вплоть до 1648 года, но в Антверпене католическая власть была восстановлена в 1585 году, когда город пал под натиском войск герцога Пармского
Еще одна резная кафедра в бельгийскую коллекцию. Кадр паршивый, но какие ветви!
Тогда же, в 1585 году после возвращения под власть Испании из Антверпена бежало более 50 тысяч человек, и этот исход уполовинил его население
Алтарей в соборе три. Это центральный. Там очередной Рубенс, "Успение Богородицы", но отдельный кадр не вышел
Вид в обратную сторону, обратите внимание на очередной образчик резьбы
Левый алтарь в боковом нефе с фигуркой Марии
Крупнее. Марию и Иисуса регулярно переодевают
И правый алтарь. Потрясающе красивый. Надо признать, что боковые алтари отведены специально для молящихся, так что я щелчками затвора мог там помешать кое-кому. Надеюсь, адресат молитв простит
Я думаю, вам бросилось в глаза смешение стилей в убранстве. Оно стало следствием многочисленных реставраций, и самое время нам поговорить о них, продолжив исторический экскурс. Очередной вехой для собора стал 1794 год, когда французские революционеры, захватившие область, разграбили его, нанеся серьезный ущерб. Ну а в 1798 году французская администрация намеревалась снести здание, однако, по утверждению тети Вики, этот план отменил сам Бонапарт (сомнительно немного, да)
Вскоре, впрочем, дело пошло на лад. В 1816 году в собор из Парижа вернули вывезенные ранее произведения искусства, включая три увиденные нами картины Рубенса. В течение всего XIX века собор был полностью восстановлен и обновлен
Последняя крупная реставрация собора началась в 1965 году и закончилась в 1993
Если алтарей у собора три, то органов - два. Главный орган был установлен еще в конце XIX века, и его я вам не покажу. Зато покажу малый, расположенный над входом. Он появился в 1993 году после реставрации собора
Эта любопытная статуя с крестом смотрится необычно в таком месте. Но сказать про нее ничего не могу - табличку не снял (если она была), а на сайте собора и в иных источниках пояснений не вижу. Кажется, она из временной экспозиции
Отличный макет
Снова резьба
Ну и еще один витраж напоследок
Теперь давайте обойдем собор и попробуем оценить его масштабы со стороны. Но сперва стоит обратить внимание на памятник, расположенный справа от входа. Эта композиция посвящена строителям собора. Мне кажется, в Антверпене просто обязана существовать связанная с этими тружениками городская легенда. Самая очевидная ее версия должна гласить, что по ночам эти фигуры оживают и подновляют камни собора
Чтобы увидеть собор более-менее целиком, нужной выйти на Зеленую площадь. Как, видите, в Антверпене есть не только старые трамваи. Ну и знакомый нам по прошлому разу небоскреб попал в кадр. Он, кстати, ниже башни собора
Антверпенский "Хилтон" занимает красивое здание. До отеля тут находился универмаг
А вот и собор
На ныне пешеходной площади некогда располагалось кладбище при соборе. Его ликвидировали в конце XVIII века, когда император Иосиф II распорядился убрать кладбища за пределы городских стен (видимо, во всех владениях СРИ). Ну а в прошлом веке площадь на время захватили машины, однако парковку на ней в итоге ликвидировали
Красивый памятник Рубенсу был установлен в 1843 году
Ну и давайте закончим вот этими веселенькими прокатными велосипедами
Сегодняшний короткий рассказ объявляется законченным. В этом году мы с вами про Бельгию больше не поговорим, и все оставшиеся части цикла про пиво и вафли (а будет их где-то 5-7) переносятся на январь и февраль. Впрочем, я надеюсь, что успею в предновогодней суматохе повесить традиционный пост с удачными кадрами и поздравлениями.