Оружие победы: морская "Щука". Солдат: Федор Видяев

May 07, 2009 18:33




Сегодня я предлагаю вниманию читателей информацию о советских подводных лодках серии "Щука". Они относятся к одному из самых массовых проектов, и на долю этих лодок приходится немалая часть уничтоженных судов противника. Я намеренно не буду сегодня вспоминать историю Александра Маринеско, в силу ее общеизвестности и одновременной противоречивости. Героем поста станет Федор Видяев.




Подводные лодки типа «Щука» - серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930-x - 1940-x годах. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные маневренность и живучесть. «Щуки» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибли 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 99 транспорта противника общим водоизмещением 233 488 брт, 13 боевых кораблей и вспомогательных судов и повредили 7 судов (30 884 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 30 % потопленного и повреждённого тоннажа противника.

Разработка эскизного проекта ПЛ серии III среднего водоизмещения с торпедно-артиллерийским вооружением, получившей название "Щука", осуществлялось в НТМК с участием специалистов подводного кораблестроения Б.М.Малинина и К.И.Руберовского. К концу работы в нее включился С.А.Базилевский. Разработку проекта Техбюро № 4 закончило к концу 1929 г.
Полуторакорпусная (с булями) ПЛ клепаной конструкции предназначалась для массовой постройки. Поэтому при разработке проекта много внимания уделялось ее всемерному удешевлению. Предполагалось заменить блочную сборку ПЛ в цехе, в наиболее благоприятных условиях для повышения производительности труда и снижения себестоимости.

Строительство лодок этого проекта велось серийно:

ПроектГодКоличествоСерия III19324 лодкиСерия V193312 лодокСерия V-бис193313 лодокСерия V-бис-2193314 лодокСерия X193532 лодкиСерия X-бис193811+2 лодки

Поскольку далее речь пойдет об одной конкретной лодке, сейчас основное внимание мы уделим Х-серии. Подводные лодки Х серии стали продолжением серии V-бис-2 и мало отличались от предшественниц.



Основные измерения корабля, конструкция прочного и легкого корпусов, а также конструкция основных систем и устройств сохранялись. Главное, что удалось добиться на лодках Х серии, - увеличения надводной скорости за счет установки новых дизелей марки 38К8 мощностью 800 л. с. при 600 об/мин, позволивших получить наибольшую скорость 14,1-14,3 уз против 12,3 уз на подводных лодках серии V-бис-2. Из других усовершенствований и нововведений следует отметить установку опреснителя системы НИИВК, 40 л/ч, новую конструкцию глушителя, уменьшившую <парение> глушителя, а следовательно снижавшего демаскировку лодки, установку сетепрорезателя типа <Краб>.и нового перископа итальянской фирмы <Галилео> (длина 9 м и диаметр 180 мм).
На подводных лодках Х серии принципиальные изменения произведены в системе воздуха высокого давления. Были применены распределительные колонки аварийного продувания цистерн главного балласта. При этом главный балласт продувался непосредственно воздухом высокого давления. В результате новой схемы воздуха высокого давления аварийное продувание цистерн главного балласта с перископной глубины сократилось с 9-10 мин до 3 мин 13 с.

ТТХ лодок проекта "Щука" серии Х:

Скорость (надводная) 11,6 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 41 (38) человек

Размеры

Водоизмещение надводное 578 т
Водоизмещение подводное 704,5-706 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 57 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка (по КВЛ) 3,8-3,9 м

Силовая установка
Двухвинтовая дизель-электрическая:

Тип дизеля 38В8
Мощность дизелей 600 л.с.

Вооружение

Артиллерия 2 орудия 45мм/46 21-К
Торпедно-
минное вооружение Носовые ТА: 4x533 мм,
кормовые ТА: 2x533 мм

Ну а теперь, когда вы уже утомились, пробираясь сквозь дебри технической информации, пришло время рассказать о герое подводного флота Федоре Алексеевиче Видяеве (все вспомнили название базы современных атомных субмарин?) и двух лодках, которыми он командовал: Щ-421 и Щ-422.




Фёдор Алексеевич Видяев родился 7 ноября 1912 года в селе Степная Шентала ныне Кошкинского района Самарской области. По национальности эрзя. В 1930 году окончил среднюю школу в городе Мурманске. Два года работал матросом на рыболовном сейнере. В 1932 году по путевке Мурманского обкома ВЛКСМ его направили в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. В сентябре 1937 года Федор успешно сдал последний государственный экзамен. Как отличник учебы, он имел право выбора флота и выбрал Северный флот. Так на подводной лодке «Д-2» появился новый командир рулевой группы лейтенант Видяев. В феврале 1938 года Федор Алексеевич принял участие в знаменитом ледовом походе подводной лодки «Д-3» для снятия с дрейфующей льдины героической четверки советских полярников. Осенью того же года Видяева направили учиться на Высшие специальные классы командного состава подводного плавания. В октябре 1940 года он получил новое назначение - помощником командира подводной лодки «Щ-421», где командиром был капитан-лейтенант Н. А. Лунин. Скромный, заботливый, требовательный, Видяев быстро завоевал уважение личного состава. В первый же день войны «Щ-421» вышла в боевой поход. Уже к декабрю 1941 года на счету экипажа было три фашистских транспорта общим водоизмещением 20 000 тонн. (Тут следует сказать, что эти цифры часто ставятся под сомнение).
4 марта 1942 года Н. А. Лунин был назначен командиром крейсерской подводной лодки К-21; командиром «Щ-421» стал капитан-лейтенант Ф. А. Видяев. В свой последний поход Щ-421 вышла 20 марта 1942 года.
28 марта в районе Лаксё-фиорда обнаружили транспорт в охранении двух сторожевиков. Корабли шли противолодочным зигзагом, прижимаясь к скалистому берегу. Первая самостоятельная атака Видяева. Определив дистанцию, он лег на курс сближения, чтобы перехватить цель до входа в фиорд. Когда лодка подошла на дистанцию залпа, корабли резко повернули прямо на неё. «Щ-421» нырнула под конвой и заняла позицию для атаки с противоположного борта. В то же момент конвой резко изменил курс, выходя из угла атаки. Оставалась еще возможность перехватить корабли у входа в фиорд. И лодка пошла к предполагаемой точке встречи. Почти час шла погоня за конвоем. Наконец он повернул на вход в фиорд, и «Щ-421» пошла в атаку. Четырехторпедный залп - и крупный транспорт был потоплен. От преследования лодка оторвалась быстро. Ничем не примечательный день 4 апреля стал для подводников праздником - Военный совет флота поздравил экипаж «Щ-421» с награждением орденом Красного Знамени.

3 апреля 1942 года Щ-421 Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена Орденом Красного Знамени. В этот момент Щ-421 находилась в районе Нордкапа.

8 апреля 1942 года в 20:58 Щ-421 на глубине 15 метров подорвалась на противолодочной антенной мине, выставленной немецким минным заградителем «Ульм» в 8 милях к северу от мыса Нордкап, занятого противником. Взрывом мины оторвало оба гребных винта, сорвало верхнюю крышку кормового люка, сдвинуло с места радиопередатчик, разбило всю корму. Лодка потеряла ход и возможность погружаться, в седьмой отсек стала поступать вода.

Задраив переборочный люк между шестым и седьмым отсеком, часть команды изолировала свой отсек и повели борьбу за живучесть корабля, команде удалось заделать пробоины и остановить поступление воды. Минеры привязали подрывные патроны к зарядным отделениям запасных торпед, чтобы в случае опасности пленения взорвать корабль. Чтобы подлодку не снесло к берегу противника, по предложению помощника командира капитан-лейтенанта А. М. Каутского из двух брезентовых чехлов от дизелей был сшит парус и поднят на перископе. При появлении самолётов парус опускался.



Капитан-лейтенант Ф. А. Видяев доложил о ситуации на базу и запросил помощи. На спасение Щ-421 были направлены подводные лодки К-2 и К-22. 9 апреля в 11 часов утра К-22 (командир - капитан 2 ранга В. Н. Котельников) не без труда в условиях ограниченной видимости обнаружила аварийную лодку. Было решено отбуксировать «Щ-421» на базу. Из-за сильного волнения моря ни буксировочные тросы, ни даже якорная цепь, не выдерживали нагрузки и рвались при попытках начать буксировку. После появления торпедных катеров противника, экипаж Щ-421, в количестве 43 человек, включая командира дивизиона И. А. Колышкина, был эвакуирован, а сама лодка потоплена торпедой К-22.
- После войны, - рассказывал капитан 3 ранга Павел Стежко, - нашли трофейные архивные документы, из которых узнали, что, как оказалось, немцы трижды обнаруживали нашу «Щуку» с берега, но приняли ее за норвежский рыболовецкий траулер, для которых ходить в море под парусами было в принципе обычным делом.

В июле 1942 года капитан-лейтенант Видяев был назначен командиром «Щ-422». В сентябрьском походе «Щ-422» вступила в бой с двумя сторожевиками и двухторпедным залпом из-под перископа один из них отправила на дно. Эта атака вошла в историю войны как один из немногих случаев уничтожения подводной лодкой преследовавшего ее противолодочного корабля. По возвращении в базу Фёдору Алексеевичу был вручён второй орден Красного Знамени.

Позднее, в июне 1943 года Ф. А. Видяев был награжден третьим орденом Красного Знамени. Перед очередным выходом в море, Федор написал своей семье в Ленинград. Сообщил, что скоро приедет в отпуск. В конверт вложил фотографию. На обороте ее написал:

«Моему сыну Константину, будущему защитнику нашей дорогой Родины, от отца. Видяев. 23 июня 1943 года. Действующий флот».
Это было его последнее письмо. 1 июля Федор Алексеевич Видяев ушел в свой последний, девятнадцатый поход. 25 июля приказом наркома ВМФ «Щ-422» была преобразована в гвардейскую. Подводники радовались за друзей, ждали их к празднику, но видяевцы так и не узнали о высокой оценке Родины. На базу они не вернулись...

Что ж, такова сегодняшняя история. Надеюсь, кому-то из читателей она показалась интересной. Завтра, в последней записи цикла, мы поговорим об авиации.
Ну и на всякий случай напомню о субботней поездке в Монино.

9 мая, история

Previous post Next post
Up