7. На Арийской стороне. (ч.3)
Евреи на Арийской стороне настоящие конспираторы. Никто не знает их адресов. Брат не знает адрес брата, дети не знают адреса родителей - пользуются адресами посредников. Навещать друг друга не рекомендуется, это может привести к разоблачению. Встречаются обычно в трамваях, кафе и т.д. Записывать адреса запрещено, надо учить наизусть или как-нибудь кодировать.
Евреи выходят на улицу с наступлением темноты, когда лица трудноразличимы. Побеги на Арийскую сторону устраивают ночью или на рассвете. Благословенная темнота! Она спасла жизни многим евреям на Арийской стороне. И хотя sczmalcowniks придумали высвечивать лица прохожих фонариками, но евреи просто отворачиваются.
Некоторые евреи «на поверхности» не только гуляют по городу, но даже путешествуют по стране в поездах. Некоторые бравируют тем, что ходят в рестораны и кафе, ездят в вагонах Nur für Deutsche (*** только для немцев ***)... И попадаются в конце концов.
В качестве иллюстрации я расскажу про несколько человек. Один, не слишком арийской внешности, ростом под два метра, носит усы и зеленый пиджак. У него документы поляка, убитого во время бомбежек. Он какое-то время скрывался в Коломие у украинской женщины, которой в свое время много помог при большевиках. Он занимался торговлей валютой, золотом и ценностями, которые привозил в Варшаву. Позже он внедрился в Rohstofferfassung (*** контора сырья? по заготовке и сбыту? ***), где получил трудовую книжку, с которой мог путешествовать по стране. Пойманный с поличным в Коломие, он бежал, и с тех пор прячется в Ченстохове.
***
Варшавский адвокат добывал людям арийские документы с помощью знакомых управдомов, служил посредником в продажах строительных участков, торговал валютой, стройматериалами, недвижимостью. Он принимал клиентов в кафе, толпы клиентов. Неудивительно, что при такой бурной деятельности его арестовали по доносу одного из знакомых.
***
У пани У. «хорошая» внешность. Натуральная блондинка, она отважна и дерзка. До войны она училась за границей и приехала домой на Пасху 1939-го года. Мудрецам из Охранки это показалось подозрительным, ее несколько раз допрашивали и в итоге больше не выпустили из страны. Она зарегистрировалась полькой и не жила в Гетто. В течение долгого времени она занималась тем, что возила разные товары в Демблин, и привозила обратно продовольствие. Иногда по ночам она проскальзывала в Гетто, где недалеко от Стены жили ее родители. Родители контрабандой отправляли товары из Гетто, дочь продавала их на Арийской стороне. Пани У. устроила на Арийской стороне не только свою семью, но и подруг и знакомых. И изо всех сил помогала им деньгами. Когда после акции по «ликвидации» в апреле 1943-го все связи с Гетто прервались (*** т.е. все погибли во время Восстания ***) , пани У. установила торговые отношения с группой иностранцев, через которых она импортирует товары и продает в магазины.
(*** лирическое отступление
Далее Рингельблюм рассказывает о женщине по имени Бася Берман (пани И.) Бася Темкин-Берман с детства помогала людям, горела жаждой социальной справедливости, состояла в Поалей Цион, вышла замуж за соратника по партии Адольфа Авраама Бермана, участника Еврейской Боевой Организации в Гетто, генсека Жеготы (
http://toh-kee-tay.livejournal.com/321196.html), депутата польского послевоенного Сейма, председателя центрального комитета польских евреев (из которого его изгнали за сионизм (!!!)), и, наконец, одного из руководителей компартии Израиля. Короче, пани И. не простая смертная. Она умерла относительно молодой, уже в Израиле, от болезни. В конце поста в примечаниях Краковского и Кермиша много о ней, а я тут просто повешу немножко фотографий. У пани И. не просто «не слишком хорошая внешность», у пани И. чисто еврейское лицо.
Бася Темкин-Берман
Авраам Берман и Бася Берман, сын - их, чей медведь, не знаю
Бася Берман с сыном в Тель Авиве, ей тут всего 46 лет
конец лирического отступления ***)
Пани И. (5) весьма необычная еврейка «на поверхности». Библиотекарь по профессии, она преодолела все трудности, чтобы открыть публичную детскую библиотеку в Гетто. Несмотря на барьеры и препоны, встававшие на каждом шагу, ей это удалось. Она активно работала в организации помощи детям под эгидой «CENTOS» (6). Когда началось «переселение», она несклько раз оказывалась на Умшлагплаце(7) и чудом избежала отправки «на Восток», как немцы называли Треблинку. За день до «котла на улице Низкой» (8) - прямоугольник между улицами Генся-Низкая-Смоча-Заменгофа, куда согнали всё население (*** об этом событии в архиве Онег Шаббат:
http://toh-kee-tay.livejournal.com/492997.html ***) - пани И., как по наитию, бежала с мужем на Арийскую сторону. Ей пришлось дважды откупиться от sczmalcowniks , карауливших Гетто так же бдительно, как украинцы и латыши (*** литовцы?? ***). Второй раз она даже угостила кофе вежливого шантажиста в кафе. Изведав арийских шпор, пани И. не испугалась, как часто бывает, не залегла «на дно», и не вернулась в Гетто. Пани И. одарена характером, она твердо и упрямо идет к цели. Она сказала себе: обратной дороги в Гетто нет, Гетто обречено на гибель. У пани И. не слишком «хорошая» внешность, но она знает, что не внешность главное, а то, как человек себя подает. Она всегда спокойна и приветлива, никого не боится и всё время улыбается. Она с достоинством носит траур. Если кто-то взглянет на нее в трамвае, она не отводит глаз, а если кто-то изучает ее, она подходит и спрашивает, который час. Пани И. всегда работает. В начале она служила горничной у антисемита, который всё внушал ей ненависть к евреям. Главное ее занятие это спасение ее многочисленных друзей из Гетто.
Пани И. не из тех, кто, бежав из Гетто, изолирует себя и прерывает все контакты, лишь бы не дай бог не подвергнуть себя опасности. Наша «арийка в трауре» на протяжение многих лет была членом рабочей партии, где она впитала принципы альтруизма и долга перед обществом, научилась идти на риск ради других и трудиться на благо всех. Оставаясь верной этим принципам, добрая пани И. постоянно помогает товарищам, с которыми вместе работала много лет. Ее дело непростое. Она помогает людям, посвятившим жизни служению обществу, людям, привыкшим полагаться только на себя и неохотно принимающим помощь. Те, от кого зависят судьбы тысяч людей, не хотят оставлять свои посты и прятаться на Арийской стороне. И однако же у них нет выбора - спастись можно только на Арийской стороне. С 5-го сентября 1942-го года пани И. не входила в ворота Гетто, она проводит агитацию по телефону. Остается лишь восхищаться мастерству, с которым она ведет разговор так, чтобы еврей на том конце провода всё понимал, а подслушивающий за ними ариец ничего не заподозрил в ее болтовне. Уговоры - первая часть работы, воторая - помощь тем, кто уже здесь. У интеллигенции - а она составляет большинство подопечных пани И. - просто нечем платить раздутую аренду: дешевое жилье надо искать среди образованных поляков. Дальше - помощь тем, кто уже живет на Арийской стороне, поиски жилья людям, чьи квартиры разоблачили, и тысячи других ежедневных ситуаций в тяжкой жизни евреев «на поверхности» и «на дне». Важная часть работы пани И. - забота о детях, чьи родители погибли во время «акций». Пани И. вечно занята, множество людей обязаны ей спасением. Именно она научила автора этих строк, как вести себя «на поверхности», и именно благодаря ее помощи его спасли из трудового лагеря.
Примечания
(5) Батья Темкин-Берман родилась в Варшаве в 1907 году, всю свою жизнь посвятила общественной работе. Член Ха-шомер Ха-цаир, потом левой партии Поалей Цион. В старших классах школы активно участвовала в организации под названием Еврейская Студенческая Социалистическая Федерация и сыграла важную роль в антифашистском студенческом фронте (***???***)
О ее преданности книгам и ее призвании библиотекаря (до войны она заведовала одной из варшавских городских библиотек) можно судить по запискам Рингельблюма, где он рассказывает, что в дни осады Варшавы, посреди бомбардировок, единственной работающей городской библиотекой была библиотека в еврейском квартале под началом Батьи Берман. И туда ежедневно приходили люди. В условиях Гетто, Батья открыла детскую библиотеку, работавшую без перерывов, пока Батья жила в Гетто. Библиотека помогала детским учреждениям, детдомам, подпольным учебным курсам (*** книгами, как я понимаю, и учебными пособиями? ***)
Бдительная, смелая и волевая, Батья принимала активное участие в политической жизни, в подполье и в антифашистском блоке. Не обладая арийскими чертами, Батья («Барбара») пользовалась полной свободой передвижения, выполняя задания подполья и помогая везде, где евреи нуждались в помощи. Она стала одной из центральних фигур в организации помощи евреям, преследуемой нацистами и их сообщниками (*** речь о Жеготе, как я понимаю:
http://toh-kee-tay.livejournal.com/321196.html ***) Она организовала около ста ячеек помощи из поляков и евреев, сумевших устроить на Арийской стороне больше двух тысяч человек, бежавших из Гетто без гроша в кармане: им требовалось жильё, документы, деньги на аренду, новое жильё взамен проваленного, одежда и деньги на жизнь. Она организовала настоящее движение помощи среди поляков и евреев. Она сдружилась с польскими женщинами, участницами подполья, такими как Мария Гжегожевска (*** 1888-1967***) , директор Академии специальной педагогики; психолог Янина Буххольц-Букольская (*** даты жизни я не знаю, но Яд Вашем гворит, что войну пережила ***); известная актриса Ирена Сольска (*** ????? ***); профессор Станислав Оссовский (*** социологии профессор, 1897-1963 ***) с женой (*** Мария Оссовская 1896-1967 ***); политик Ирена Савицкая (*** again - ???? ***); доктор Зофья Подковиньская (*** археолог, 1894-1975 ***), и другими, подвергающими опасности свои жизни, помогая евреям. (*** Все эти имена - участники Жеготы. ***)
Батья помогла сохранить архивы подполья, убедив многих участников оставить воспоминания, вести дневники, и сохранила всё это под носом Гестапо. И сама записывала в редкие свободные часы: «Мы, безусловно, погибнем. Но наш долг оставить правдивые документальные свидетельства о нашей катастрофе и жестокости гитлеровских палачей.» Так были созданы архивы еврейского национального комитета, часть которых сохранилась. Батья лично переправила часть архива и спрятала ее в герметично запечатанных коробках по подвалам домов, где она жила, и в садах дружественных поляков.
В знак признания ее заслуг польское правительство наградило ее после войны Орденом Возрождения Польши. После войны Батью назначили директором центральной еврейской библиотеки в Польше. Она посвятила много усилий спасению книг, оставшихся под руинами Варшавского Гетто и других гетто. Очень скоро она собрала сотню тысяч книг, среди которых были весьма ценные, позже перешедшие в Еврейский исторический институт (*** носящий ныне имя Рингельблюма ***), копии многих были даже посланы в Национальную Библиотеку в Иерусалиме. В 1948-м году она участвовала в европейском конгрессе еврейской культуры, где было озвучено предлжение создать центр европейской еврейской книги. В 1950-м году она переехала в Израиль и начала писать воспоминания. Ее избрали в верхушку компартии Израиля, в конце жизни она участвовала в создании «левой социалистической партии» (*** что это? ***) и лиги польско-израильской дружбы - несмотря на ухудшающееся здоровье. Она умерла 30-го апреля 1953 года, через несколько дней после юбилейного мемориала героям Восстания Варшавского Гетто в Тель Авиве.
(6) CENTOS расшифровывается как Centralne Towarzystwo Opieki nad Sierotami
(7) Умшлагплац - площадь рядом с грузовой станцией. Отсюда отправляли в Германию произведенные в Гетто товары, сюда привозили еду для населения Гетто. В дни ликвидации Гетто эта площадь и здание школы на ней стали пунктом сбора евреев для отправки в Треблинку (***
http://toh-kee-tay.livejournal.com/490581.html ***)
(8) В ночь с 5-го на 6-е сентября 1942 года всем евреям Большого Гетто было предписано под страхом смерти явиться в район между улицами Смоча, Генся, Заменгофа - для регистрации. Район, получивший прозвище «котел», был оцеплен еврейской полицией. Рабочих фабрик тоже согнали туда, маршем. Десятки тысяч людей столпились на небольшой площади. Проводимая эсэсовцами «регистрация» длилась неделю, до 12-го сентября. В течение этой недели в Треблинку отправились 50000 человек. Рабочие, прошедшие селекцию, вернулись обратно в свои бараки. Еврейская больница на улице Ставки была ликвидирована, пациенты и персонал, около тысячи человек. На улицах лежали убитые: 2648 человек застрелены во время «регистрации» и 60 самоубийц. 15-го сентября варшавское еврейское подполье сообщило о случившемся Польскому правительству в изгнании в Лондоне.
продолжение следует.
перевод из книги Emmanuel Ringelblum "Polish-Jewish Relations During the Second World War" edited by Joseph Kermish, Shmuel Krakowski, ISBN 0810109638, 9780810109636
тэг всех постов с переводом этой работы:
http://toh-kee-tay.livejournal.com/tag/polish-jewish-relations-wwii