7. На Арийской стороне. (ч.1)
Евреи «в укрытиях». - Арийские документы (1) . - Что значит «хорошая» внешность? - Инструкции и наставления еврею «на поверхности» . - Укрытия на Арийской стороне. - Заболеть опасно, умереть и того хуже. - Смелость и безрассудство. - Sczmalcowniks и шантажисты. - Осы и стервятники. - Разоблачение. - Честные sczmalcowniks . - «Крошка Феликс» из Парысова. - Крупномасштабный и безнаказанный шантаж. - Антисемитам больше не на кого охотиться. - Евреи в укрытиях за городом. - Преступления Синих Полицейских.
У еврея на Арийской стороне было два варианта: остаться «на поверхности» или уйти на дно. В первом случае еврей превращается в арийца: обзаводится документами и живет легально, зарегистрированный по месту жительства. Во втором случае, обладатель еврейской внешности прячется - либо в укрытии, либо в комнате-тайнике, - нелегально, нигде не зарегистрированный. Документы чаще всего римско-католические, реже - фольскдойче, если вы блондин и бегло владеете немецким. На востоке евреи прикидывались украинцами. И совсем уж редкостью были евреи, притворявшиеся немцами, только хорошо ассимилированные евреи из Германии.
Жизнь «на поверхности» далеко не легка, в постоянном страхе и напряжении. Опасность подстерегает на каждом шагу. Владелец многоквартирного дома - вынюхивает еврея в каждом новом жильце даже после подтверждения его арийскости из заслуживающих доверия источников. Сборщики платы за газ и электричество, швейцар, сосед и т.д. - всё они представляют опасность, так как каждый из них может опознать в вас еврея. При всём при этом, количество мнимых опасностей намного превосходит количество опасностей реальных. И именно эти воображаемые страхи - подозревает ли сосед, швейцар, хозяин квартиры - наиболее опасны. Еврей, не привыкший к жизни «на поверхности», выдает себя своим страхом: озираясь, нервничая, вздрагивая подобно загнанному зверю.
Другое необходимое условие выживания на Арийской стороне - наличие работы. Еврею «на поверхности» необходимо где-то работать, иначе его рано или поздно обнаружат. Так что большинство работает. Еврейки, в большинстве с высшим образованием, работают служанками, горничными (2), на заводах, в больницах, продавшицами и даже учительницами. С тех пор как стало известно, что еврейки ищут работу горничными, всех кандидаток обязали предоставлять подтверждение арийскости из надежных рук. Еврейки также работали секретаршами в немецких фирмах. Евреи работали торговцами, ремесленниками, даже в гос.учреждениях. Некоторые, чтобы сохранить связь с Гетто, работали возле Стены, или даже на немецких завода внутри Гетто, где работали арийцы. Те, кого преследовали, бежали за пределы Генерал-Губернаторства. Многие еврейки добровольно уезжали на работу в Германию. Их было много, по крайней мере сотни, а то и больше. Феномен получил название Arbeitsamt, и тогда для выявления евреев и евреек приглашали специального агента, еврея. Мужчины реже нанимались на работу в Германию из-за того, что процедура требовала медосмотра. Но и это можно было обойти купив документы о том, что вы уже прошли медосморт, или даже послав вместо себя на медосмотр арийца. Из-за трудностей связанных с отъездом в Германию, евреям приходится искать другие пути. Они нанимаются в трудовые бригады на Восток (*** арийцами, разумеется ***), где к рабочим особое отношение. Некоторые уезжают в регион, который раньше назывался Галиция, и с недавнего времени для отправки туда тоже часто устраивают медосмотр для выявления евреев.
Примечания
(1) О евреях притворявшихся неевреями и живших по поддельным документам рассказывает большой трехтомник Михаила Борвича «Arische Papirn» изданный в Буэнос Айресе в 1955-м году.
(2) Небезынтересно замечание о судьбе этих евреек в дневнике Мечислава Покорного: «Многие еврейские женщины и девушки хотели спастись от смерти на Арийской стороне, но у них не было средств на жизнь, и они искали работу горничными. Еврейке, чтобы устроиться на работу служанкой в арийский дом, требовались арийские документы и некоторая сумма наличных денег на первый взнос за ее проживание в доме и связанную с этим опасность. Дальше ей предстоит тяжелый труд служанки - уборка, стирка, готовка, мойка посуды. За это она должна будет молча сносить любые унижения, иначе ее выставят на улицу, что часто означает верную смерть. С течением времени многие поляки из страха перед наказанием за укрывательство евреев принимали все возможные меры, чтобы еврейка случайно не попала к ним в дом горничной. Так, типичное объявление о найме на работу содержало приписку: «Подлинность арийских документов будет удостоверена.» Предполагалось, что это отпугнет потенциальных еврейских соискательниц. Нередко люди, до войны владевшие большими красиво обставленными квартирами со множеством слуг, теперь идут в услужение сами ради спасения своей жизни. Возможно, какое-то их количество и спасется, однако ни один летописец не скажет, сколько погибнет в результате доносов соседей.» (Mieczyslaw Pokorny, Dziennik, p154, Yad Vashem Archives)
(***
Мечислав Покорный (позже Мартин Паркер) был женат на сестре физика Йозефа Ротблата, работавшего в это самое время в Англии над атомной бомбой, а позже, начиная с 1944-го, в составе английской группы над «Проектом Манхеттен» в секретной лаборатории Лос Аламос в Нью Мексико. Он станет Нобелевским лауреатом и кавалером Превосходнейшего Ордена Британской Империи а также Наиболее выдающегося ордена Святого Михаила и Святого Георгия.
Ротблат уехал в Англию в августе 1939-го года всего за несколько дней до начала войны, его жена лежала в больнице после апендицита, собираясь приехать как только так сразу. Безуспешно он пытался переправить ее в Англию, она погибла в концлагере Белжец.
Мечислав Покорный с семьей находились в Варшавском Гетто с момента его создания и почти до восстания. Они бежали незадолго до Восстания Варшавского Гетто и скрывались в Отвоцке в доме поляка Йозефа Яворского ( за вознаграждение, Яворские не скрывали неприязни к евреям и храбро рисковали жизнями за деньги, а после войны дружили с Паркерами по переписке ). Жена Мечислава Ева и маленькая дочь Галина обе были блондинками и по арийским документам свободно ходили по улицам, а сам он, и еще пара родственников, не выходили до самого конца войны. После войны вся семья уедет в Англию стараниями Ротблата. Галина окончит Оксфорд, будет работать редактором. Она и Мечислав оставят устные воспоминания о войне для Imperial War Museums в Лондоне:
http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/80012329***)
продолжение следует.
перевод из книги Emmanuel Ringelblum "Polish-Jewish Relations During the Second World War" edited by Joseph Kermish, Shmuel Krakowski, ISBN 0810109638, 9780810109636
тэг всех постов с переводом этой работы:
http://toh-kee-tay.livejournal.com/tag/polish-jewish-relations-wwii