Владка Мид "По обе стороны стены"

Aug 15, 2012 23:53

продолжение.
предыдущие посты: http://one-way.livejournal.com/tag/vladka%20meed

18 Января 1943-го: Первый бой

18 января 1943 года внутри гетто началась стрельба. Она звучала по-особенному, не так, как доносившиеся оттуда то и дело автоматные очереди, а как перестрелка.

Михаль, Целек и я поспешили к Стене, узнать, что происходит. Подойти близко было нельзя, усиленные наряды СС и украинцев отгоняли зевак. Похоже, в гетто шла массированная депортация. Всякий раз, когда немцы увозили большую партию евреев, у Стены обязательно усиливали охрану. Телефон на фабрике щеток не отвечал (*** связной телефон из этой главы: http://one-way.livejournal.com/584349.html ***) Нам не оставалось ничего другого, как попытаться выяснить хоть что-то, болтая с польскими полицейскими и с любопытными прохожими. Слухи ходили самые разные: евреи стреляют в немцев; евреи сопротивляются депортации; по улицам гетто валяются мертвые немцы. Но в точности никто ничего не знал. Поляки волновались, собирались кучками, перешептывались, пожимали плечами. Правда ли, что евреи убивают немцев? Может ли такое быть? Нечто необычайное происходило за Стеной - как это скажется на них, поляках?

К вечеру стрельба прекратилась, а известий из гетто мы так и не получили. Еще два дня в гетто продолжались беспорядки, на третий день, как будто, стало тише. Немцы отозвали усиленные патрули, но украинцы остались у Стены. Мы решили, будь что будет, но пробраться в гетто и связаться с нашими товарищами из Боевой Организации. На пятый день после первых выстрелов Михалю удалось перелезть через Стену. Вернулся он с подробным отчетом о событиях.

Несколько немецких подразделений вошли в гетто для проведения массовых облав, на Умшлагплаце выстроились грузовые вагоны. Немцы и украинцы, как обычно, ворвались в дома и в мастерские - только на этот раз там было пусто. Евреи, предупрежденные заранее, попрятались в укрытиях. Тем не менее, после долгих поисков немцам удалось отловить изрядно евреев из «дикого гетто», той части, где не было фабрик, и где было запрещено жить. И вот когда их под конвоем вели на Умшлаг, из их рядов послышались крики: «Евреи, спасайтесь бегством! Бегите!» И началась стрельба. Колонна пленных всей своей массой набросилась на конвойных, безоружные люди рвали охранников зубами и голыми руками. Бой был короткий, к тому времени, как немцы опомнились, большинство депортируемых успели бежать. На улице остались лежать мертвые и раненые - евреи и немцы. Столкновение было спровоцированно отрядом Еврейской Боевой Организации под командованием Мордехая Анилевича. Впервые евреи оказали организованное сопротивление депортациям. Перестрелки велись по всему гетто отрядами Ицхака Цукермана, Элиезера Геллера и Арье Вильнера. И было у них при этом всего четыре револьвера и несколько гранат. Бойцы устроили засады в опустевших зданиях и ждали, когда мимо по улице проведут колонну евреев. Им удалось убить несколько немцев, захватить их оружие и отступить чердаками и переулками.

Другой очаг сопротивления был в мастерской Шульца. Подразделение СС устроило там селекцию «годных к работе» евреев. Возмущенный тем, что в мастерскую явилось так мало работников, командующий офицер вышел на балкон цеха по адресу Новолипие 44 и призвал евреев увеличить выработку, иначе он их всех депортирует, повесит и расстреляет. Неожиданно со стороны входа раздались выстрелы - и оратор умолк навсегда. В суматохе начавшейся перестрелки евреи бросились кто куда. Авром Фейнер вступил в рукопашный бой с эсэсовцем, пытаясь отобрать у того карабин, и заплатил жизнью за свою попытку. Но его товарищам удалось бежать.

По всему гетто народ либо попрятался либо забарикадировался и отбивался всем, что попадалось под руку.

В ночь на 17-е января в немецкого охранника в мастерской Холлмана бросили кислотой. После обысков бутылку с кислотой нашли у юноши по фамилии Зандман, члена Боевой Организации. Его собрались передать в гестапо. Но тут появились трое вооруженных людей в масках и под дулом револьвера связали охрану, сожгли протоколы и исчезли вместе с Зандманом, приказав охране не двигаться пятнадцать минут. Всё было сделано быстро и чисто. Это был Анилевич и с ним Габриэль Фришдорф и Борух Шпигель, мои старые друзья, будущие участники восстания варшавского гетто.

Только малая толика членов Боевой Организации принимала участие в боях - слишком мало было оружия - и уже застигнутые врасплох немцы приостановили намеченные депортации. Ничтожные презренные евреи дали им по ушам. Тем не менее несколько тысяч человек были пойманы и депортированы из «Малого гетто» и из мастерских.

«Они испугались!» - с гордостью вспоминали последние события люди. Но ясно было, что немцы вернутся, что немцы не остановятся ни перед чем, чтобы очистить Варшаву от евреев. В Боевой Организации понимали также, что времени подготовиться у них почти не будет. Что можно сделать, имея несколько револьверов? Оружие. Гетто умоляло нас об оружии.

продолжение следует



книги, владка мид, 1943, переводы, варшавское гетто, vladka meed

Previous post Next post
Up