Архив «Онег Шаббат». Эмануэль Рингельблюм, Варшава. Июль-декабрь 1942 (продолжение)

Feb 08, 2011 16:58

Updated: June 24, 2011

Священники изъявляют желание спасти еврейских детей

(*** Вот, откуда ноги растут у упомянутого в этом обсуждении «мракобесного объяснения» поведения Корчака: http://one-way.livejournal.com/276040.html?thread=1406280#t1406280. К тому времени, о котором идет речь в этом отрывке, ни Корчака ни его детей давно не было в живых, но понятно, что всё это витало в воздухе и раньше. ***)

14 декабря

В определенных кругах сейчас обсуждается план спасения нескольких сотен еврейских детей, путем размещения их в монастырях в разных частях страны. Три причины побудили людей в рясах сделать это предложение: первая - ловля душ. Католические религиозные лидеры всегда пользовались такими тяжелыми моментами в жизни евреев, как погромы, изгнания и т.д. для обращения в христианство взрослых и детей. В этом, наверное, заключена самая главная причина настоящего предложения, хотя духовенство уверяет нас, что они не будут пытаться обратить в христианство вверенных им еврейских детей.

Существует вторая, экономическая причина. Каждый еврейский ребенок должен будет платить по 600 злотых в месяц и задаток за год. Очень недурной источник дохода для монастырских орденов; поскольку у них свои поля и сады, питание там очень дешево. За тех детей, которые не могут внести такую сумму, будут платить дети богатых, которых обложат двойной ценой.

Третья причина - репутация. До сих пор польские духовные христианские вожди очень мало делали для спасения евреев от массовых убийств и «переселения», выражаясь Их эвфемизмом. В виду всемирного протеста против геноцида польских евреев спасение нескольких сотен еврейских детей может послужить свидетельством того, что польское духовенство не сидело сложа руки в эти тяжелые времена, что они сделали всё возможное, чтобы помочь евреям, особенно детям.

Я присутствовал при обсуждении этого вопроса несколькими евреями-интеллектуалами. Один из них был категорически против этой операции. Он утверждал, что хотя и договорились о том, что в монастыри отправят только детей в возрасте от десяти до четырнадцати лет (как пожелала еврейская сторона переговоров), но дети - хоть они и считаются достаточно взрослыми, чтобы противостоять воздействию - подпадут под влияние священников и рано или поздно обратятся в христианство. Обещание священников потеряет силу; время и обучение возьмут свое. Он настаивал на том, что мы должны последовать примеру наших отцов и принять мученическую смерть во имя Господа. Мы не имеем права давать нашего благословения на обращение наших детей в христианство. Еврейское общество не имеет права заниматься подобным делом. Оставим каждому отдельному человеку право решать и действовать самостоятельно. После того, сказал он в заключение, как уничтожено триста тысяч варшавских евреев, какой смысл спасать несколько сот детей? Пусть они погибнут или выживут вместе со своим народом.

Другие однако возражали: мы должны думать о будущем. Во времена такого массового геноцида, как этот, когда гибнет всё европейское еврейство, бесценна душа каждого еврея, и мы обязаны сделать всё, чтобы ее сохранить. После войны духовенство потеряет влияние. Кто знает, может его уже не будет. И поэтому нечего бояться, что дети подпадут под влияние монастырских орденов. Если пристальнее вглядеться в страницы нашей истории, то окажется, что мученичество во имя Его вовсе не было нормой. Наоборот, марранство было псевдо-христианством. Евреи всегда приспосабливались к самым тяжелым условиям, умели пережить самые трудные времена. Отправив горстку еврейских детей в монастыри, мы спасем тех, кто станет родоночальниками нового поколения евреев. Мы не имеем права отнимать у будущего поколения право на жизнь.

Придерживающиеся этой позиции утверждали, что следут четко различать обращение в христианство и псевдо-христианство. Собственно, священники так и говорят, что дети не будут обращены в христианство, но должны будут вести себя на людях так, будто они христиане. Да, есть некоторая опасность, что если это продлится долго, то некоторые из детей подпадут под влияние духовенства - но есть и другая опасность, еще хуже. Если мы откажемся от этой операции по спасению детей с помощью священников, то скоро не останется никого, и та горстка, которую мы сейчас можем спасти, погибнет тоже. Цифры, говорили некоторые из споривших интеллектуалов, сегодня важнее всего. Любой ценой мы должны спасти как можно больше евреев; поэтому следует согласиться с предложением отправить какое-то количество наших детей в монастыри.

Были и такие, кто говорил, что это надо сделать, но без санкции представителей еврейского общества. Отдельные люди спасались разными способами - пусть операция с монастырями будет предметом личного выбора.

translated from the book "Notes From The Warsaw Ghetto" The Journal of Emmanuel Ringelblum, ISBN 1-59687-331-0

книги, oneg shabbat archives, ארכיון עונג שבת, 1942, emanuel ringelblum, переводы, варшавское гетто

Previous post Next post
Up