берегите[сь] животных! :)
Сюжет из Сефер Хасидим, точная копия дюжин подобных, встречающихся в нееврейских источниках: на одного человека напала кошка, он от нее отбился; на другой день явилась израненная женщина и попросила его дать ей хлеб да соль и тем самым спасти ей жизнь. В 1456 году немец
Йоганн Хартлиб рассказал похожую сказку о кошке, напавшей на ребенка, отец которого ее прогнал и ударил ножом; а позже нашли женщину с ножевой раной в том же месте.
Якоб Шпренгер передает недавний случай в городке в страсбургской епархии : один разнорабочий едва отбился палкой от напавших на него трех огромных кошек и был впоследствии арестован по обвинению в жестоком избиении трех женщин из самых богатых семей города.
Менахем Циюни в комментарии к Библии, написанном в 1430 году, демонстрирует знакомство с полномасштабной теорией ведьм: «Есть мужчины и женщины,» - пишет он, - «обладающие демоническими свойствами; они умащают свои тела таинственными маслами... и тотчас улетают, будто орлы, через моря и реки и леса и ручьи, но должны вернуться домой до восхода солнца; они летят по заранее намеченному пути, от которого не могут отклониться. И всякому, кто вторгнется в границы места их сбора, грозит смертельная опасность... Они превращаются в разных животных и в кошек.» Это типичные элементы средневекового культа ведьм.
Менаше бен Исраэль предпочитал объяснять, как ведьмы меняют обличье, тем, что Сатана, которому они поклоняются, «создает вокруг их тел видимость облика животных... доказательство в том, что если этому лже-волку отрезать лапы, то появится ведьма или колдун без кистей рук и без ступней ног.» Его замечание, что «хорошо известно, что все колдуны и ведьмы заключают договор с демонами и передают им свои души» отражает лейтмотив средневекового колдовства. (*)
Хотя эти идеи, взятые целиком из христианских суеверий, появляются время от времени в еврейских книгах, большинство авторов ясно дают понять, что они не имеют в виду евреев. «Есть мужчины и женщины», которые этим занимаются, но не именно евреи. Однако некоторые авторы были готовы признать, что евреи тоже могут быть замешаны в этих делах. Если кантор молится за больную ведьму, не следует отвечать «Амен»; если некие женщины подозреваются в каннибализме, предупреждение о наказании, которое будет назначено за такие преступления, должно быть объявлено в их присутствии в синагоге; когда хоронят estrie, поедавшую детей, следует проверить, открыт ли ее рот, и если открыт, то его надо забить землей, иначе она будет продолжать свои вампирские устремления еще в течение года. Эти замечания означают, что еврейские общины подозревали наличие ведьм внутри себя. (**)
* 3. S. Ḥas. 1463, 1465, 1466; Güd. I, 203, n. 8, 204, n. 5, 205, n. 3, II, 222, n. 3; Pa‘aneaḥ Raza on Ex. 22: 17-18, p. 69a; Hansen, 131; Lea, III, 405; Ẓiyuni, 7a, 49c; Nishmat Ḥayim, III, 23, 24.
** 4. S. Ḥas. 172, 1467; Testament of Judah the Pious, 5; Rokeaḥ, §316, p. 83a; Toledot Adam veḤavah, 28:1, p. 182b
Joshua Trachtenberg "Jewish Magic and Superstition: A Study in Folk Religion" (1939)