Архив «Онег Шаббат». Эмануэль Рингельблюм, Варшава. Май 1942 (продолжение)

Dec 08, 2010 07:06

Updated: June 19, 2011

30-е мая.

Прошедшая неделя была кровавой. Почти каждый день убивали контрабандистов. Особенно в Малом гетто, где служит полицейский по прозвищу «Франкенштейн». Свое прозвище он получил за то, что и похож на монстра из одноименного фильма и ведет себя так же, как тот. Эта кровожадная собака каждый день убивает одного или двух контрабандистов. Прям не может сесть завтракать, пока не прольет еврейской крови.

В пятницу ночью в стиле "пятница 18 апреля" убили еще восемь или девять человек. Один из них по фамилии Вилнер (улица Мыльная, 11) лежал больным в постели. Он едва смог выползти из кровати по команде палачей и сел на стул, не в силах больше двигаться. Тогда они выбросили его из окна второго этажа, вместе со стулом, стреляя в него, пока он падал. В той же квартире застрелили еще троих (его шурина по имени Рудницкий, его сына и еще кого-то). Почему, неизвестно. Кроме этого, застрелили троих человек из специальной службы «Тринадцадки». Предполагают, что это всё продолжение чистки «Тринадцатки». Несколько дней назад всем евреям сообщили через домовые комитеты о том, что Ганцвайх, Штернфильд и Zachariajch (***?***) разыскиваются полицией. (***Абрам Ганцвайх, глава Тринадцатки***). Каждый, повинный в укрывательстве этих людей, понесет полную ответственность - вместе со всеми жителями своего дома. В числе застреленных вчера (29-го мая) была и пресловутая Юдтова. (*** Мадам Юдтова не стоит лирического отступления, но о ней есть инфа. Рингельблюм, скорее всего, ошибается. Из записи в дневнике Адама Чернякова за 6-е июня известно, что «Мадам Еврейский Район» сбежала из гетто и пряталась на арийской стороне. ***)

Еще вчера на улицах прошли крупные облавы. Людей хватали на работы, якобы в трудовые лагеря, но на самом деле для работы в немецкой Организации Тодта в Бобруйске. (* военная организация, занимавшаяся тяжелым строительством, напрмер, строительством железных дорог, и использовавшая принудительный труд местного населения) Оттуда для рабочих выделили грузовики. Отправили, конечно, бедняков, у которых не было денег на взятку полиции. Цена 5-10 злотых, если заплатить в момент ареста. В районном сборном пункте цена возрастала до 100 злотых. На центральном сборном пункте - 500 злотых. На улицах был ужас. У центрального сборного пункта по адресу улица Заменхофа 19 толпились тысячи людей с передачами для тех, кого забрали на принудительные работы. Медицинская комиссия обследовала арестованных и прямо на месте решала, кто из них годен к работе.

translated from the book "Notes From The Warsaw Ghetto" The Journal of Emmanuel Ringelblum, ISBN 1-59687-331-0

книги, oneg shabbat archives, ארכיון עונג שבת, 1942, emanuel ringelblum, переводы, варшавское гетто

Previous post Next post
Up