«Святой Людовик» или туда и обратно

Jul 21, 2010 06:49

Часть 4-я.

В субботу 27-го мая ровно в четыре часа утра капитан «Сент Луиса» разбудил своих пассажиров - пароход прибыл в порт назначения. За исключением горстки посвященных все на борту находились в радостном ожидании. Вот она, Гавана, вот она, свобода, сбывшаяся мечта.



«Сент Луис» на рейде в порту Гаваны.

«Сент Луис» стоял на рейде в порту, не имея разрешения подойти к причалу. Все его пассажиры высыпали на палубы, глазели на достопримечательности кубинской столицы, высматривали своих в толпе встречающих.



Толпа встречающих:



Всё утро между портом и пароходом курсировали лодки. Таможенники и полиция поднялись на борт проверить документы у прибывших, после чего удалились, не взяв с собой ни одного человека. Всё утро между представительством пароходства Гамбург-Америка в Гаване и кубинским правительством шли переговоры. Капитан Шрёдер успел выгнать с борта корабля главу представительства пароходства - за то, что тот ничего не мог поделать в сложившейся ситуации. Всё утро летали радиограммы и разрывались телефоны в американском консульстве в Гаване и в представительстве объединения еврейских организаций «Джойнт». Встречающие, не в силах больше ждать, принялись нанимать лодки и подходить на них близко к «Сент Луису». И кричать, что «всё будет хорошо».





Через несколько часов после «Сент Луиса» в порт пришла «Ордуна», и всем ее пассажирам разрешили сойти на берег. Переговоры о судьбе «Сент Луиса» продолжались весь день. К ночи встречающие в тяжелых думах разошлись по домам.

28-го мая было воскресенье, и кубинское правительство отдыхало. Так как пассажиры продолжали находиться на борту, капитан Шрёдер запретил сходить на берег и экипажу. Из-за этого Отто Шиндик не мог встретиться со связным. Ну а если курьер не идет к связному, то связной идет к курьеру. В понедельник 29-го мая связной разведки Абвера (и одновременно второй человек в представительстве пароходства Гамбург-Америка) поднялся на «Сент Луис», чтобы узнать, как поживают бедненькие несчастненькие евреи, и заодно передать Отто Шиндику мешок разведданых. Теперь, чем скорее «Сент Луис» вернется в Германию, тем лучше.



30-го мая, сдали нервы у самого опасного пассажира «Сент Луиса» - Макса Лёва. Третий день за ним охотились агенты СС и гестапо. Он знал, что арест неминуем, ведь это специально за ним они проделали весь путь из Гамбурга в Гавану, и это они не дают никому сойти на берег - ищут его. Макс Лёв не спал ночами, прятался в каюте, шарахался теней. В три часа пополудни Макс Лёв перерезал себе вены и бросился в море. Пока ошарашенный народ наблюдал с палуб, как Макс Лёв, барахтаясь в воде, рвет свои вены руками и орет «Убийцы! Врешь, не возмешь!», матрос Генрих Мейер прыгнул спасать утопающего. Макс Лёв брыкался и требовал дать ему умереть, но Мейер не дал ему утонуть до подхода полицейской лодки. Макса Лёва отправили в больницу в Гаване. Семье не разрешили его навещать.



Под впечатлением, пассажиры организовали добровольный патруль, в обязанности которого входило предотвращать попытки самоубийств. В числе вступивших в патруль была и пятнадцатилетняя Гизела Фельдман:



Между тем в Гавану с чемоданом денег прибыл глава американского отдела организации еврейских общин «Джойнт». Дело в том, что президент Бру наконец-то вышел на работу после уикенда и дал понять, что за очень дополнительную плату он согласен впустить беженцев с «Сент Луиса» на Кубу. «Джойнт» прислал денег, но оказалось, что Бру согласен начать переговоры только после того, как «Сент Луис» покинет порт. Вообще, по-моему, на ходе дальнейших переговоров серьезно сказлся языковой барьер, иначе трудно объяснить происходившее. Кубинцы вышвырнули «Сент Луис» из Гаваны к утру 2-го июня, не дав Шрёдеру пополнить запасы еды и воды. В течение следующих дней Шрёдер водил пароход кругами у кубинского побережья и вдоль берегов Флориды, ожидая результатов переговоров, и надеясь, что, может быть, беженцев примут Соединенные Штаты. Президент Рузвельт получил эту радиограмму с борта парохода «Сент Луис»:



Пассажирский комитет «Сент Луиса» умоляет господина Президента во имя всего святого заставить кубинские власти их принять. Рузвельт не ответил им. Корабли береговой охраны США неотступно следовали за пароходом Шрёдера, не позволяя ему подойти ближе.

В ответ на радиограмму правительству Канады был получен официальный отказ. 3-го июня появилась надежда на Доминиканскую республику, якобы предложившую убежище, но и она не оправдалась. Вот заметка от 3-го июня 1939 года в американской газете The News:



Всё это время между Бру и американцами шел торг, закончившийся в в конце концов ничем. Кубинский президент хотел полмиллиона долларов по истечение сорока восьми часов, но не смог этого внятно объяснить. 6-го июня Куба дала окончательный отказ. Визы всего примерно пятидесяти человек были признаны действительными, и они так или иначе сошли на берег. В их числе - маленькие Рената и Эвелин Эбер. На борту «Сент Луиса» оставались 907 пассажиров. 7-го июня Шрёдер получил приказ из Гамбурга возвращаться обратно.

Это был нокдаун, для многих неожиданный. Все понимали, что по возвращении в Германию, их ждет концентрационный лагерь. На это злорадно намекали немецкие газеты - «мы позаботимся о них сами», об этом знали кубинцы, об этом знал весь мир. Это знали американцы. И они отказали.

Вечером 7-го июня «Сент Луис», песчинка в океане равнодушия, очень медленно взял курс назад - к берегам Европы.

продолжение следует

Начало: http://one-way.livejournal.com/428559.html
Часть 2-я: http://one-way.livejournal.com/429036.html
Часть 3-я: http://one-way.livejournal.com/429313.html
Часть 4-я: http://one-way.livejournal.com/430160.html
Часть 5-я: http://one-way.livejournal.com/430344.html
Эпилог: http://one-way.livejournal.com/431185.html

Источники:

Voyage of the Damned by Gordon Thomas, Max Morgan Witts ISBN # 1-56852-579-6

Refuge denied: the St. Louis passengers and the Holocaust By Sarah A. Ogilvie, Scott Miller

The ship nobody wanted by Jeff King

The Tragedy of the S.S. St. Louis in Jeweish Virtual Library

Voyage to Doom by Arthur D. Morse

The Voyage of SS St Louis - история Оскара Блехнера

Фотографии из Яд ва-Шем

Cruiseline History

It was like a cruise, then the suicide attempts began - история Гизелы Фельдман



resistance, שערי צדק‎, shaare zedek, судьбы, 1939, ss st.louis

Previous post Next post
Up