Архив «Онег Шаббат». Эмануэль Рингельблюм, Варшава. Сентябрь 1941 (продолжение).

May 14, 2010 08:58

Updated: May 19, 2011

Слышал о женщине, предсказавшей огромному множеству людей их ближайшее будущее. По словам господина Менахема [Кона], она предсказала весь ход войны, заключив речь пророчеством об ее окончании в ноябре этого года (41-го). Евреи решили, что война должна закончиться в этом году, на том основании, что численное значение нового еврейского года 5702 равно численному значению слова «шаббат» [отдыхать, прекращать, перестать]. Народ ужасно устал и не может дольше выносить войну.

На улице Сенна, где живет еврейская аристократия - особенно крещенные евреи - снова в разгаре парад мод. Стильно одетые женщины прохаживаются вдоль Сенны. Последнее время они стали носить высокие сапоги, как у мужчин. Пара таких сапог стоит по крайней мере 450 злотых.

Дело братьев Кон и Хеллер процветает, и недавно они открыли великолепный собственный супермаркет на улице Лешно 44. На входе охрана - отгонять нищих. Вагоны на конной тяге, принадлежащие Кону и Хеллеру и соединяющие улицы, по которым не ходят электрические трамваи, пользуются огромной популярностью. Они переполнены. Народ прозвал их «Хижина дяди Кона - дом для вшей.» Простые люди говорят: «Я поеду Коном-Хеллером». А теперь у них еще одно дело. Они ввозят родственников [родственников тех, кто им за это платит] с оккупированных территорий. Это невероятно важно для многих из тех, кто занимает официальные должности и кому грозит арест - это буквально дело жизни и смерти для человека - показать, что у него есть семья, которую он содержит. Привезти родственника из Белостока стоит 1500-2000 злотых. Один человек заплатил 50000 злотых за то, чтобы в гетто привезли его жену. Это случилось сразу после [русской] оккупации восточных части [Польши].

Гуляет такая шутка. Германия развязала тотальную войну в Польше, моментальную войну во Франции, войну в рассрочку в Англии (***не придумалось рифмы***) и фатальную войну в России. Г.[итлер] хочет выглядеть Наполеоном. Он начал войну с Россией 22 июля (*** июня! тоже мне историк ***), в тот же самый день, в который Наполеон вторгся в Россию. Но Г. уже опоздал, потому что Наполеон к 14-му или 15-му сентября был в Москве. Говорят, начиная русскую кампанию Наполеон надел красную рубашку, чтобы не было видно крови, если его ранят. Г. надел пару коричневых кальсон.

О масштабах контрабанды в гетто можно судить вот по такому факту: несколько недель назад (в начале августа 1941-го) хлеб на Той Стороне стал дороже, чем в гетто (т.е. в гетто контрабандой ввезли столько хлеба, что на Той Стороне возник его дефицит). Большая часть контрабанды идет ранним вечером и после пяти часов, хотя и ночью тоже, особенно там, где Стена пересекает двор, как во дворах домов номер 5 и номер 7 по улице Светоерской. То же самое и на улице Козла. Там, на самом деле, большая часть контрабанды идет через ворота на улице Налевки, через которые ездит немецкий почтовый фургон. Товар немедленно грузят на рикши и развозят клиентам. Однажды фургон с контрабандой приехал прямо с фабрики Фредерика Палса [мыловарня]. На улице Козла есть дома христиан с решетками на окнах. Христиане просверлили дыры под окнами и сквозь них передают евреям товары в больших количествах. Заметив немцев, они орут: «Джо идет!», и улица пустеет. Другой путь контрабанды - через дыру, соединяющую бывшее здание почты на улице Лешно со зданием финансового министерства. Немцы регулярного замуровывают эту дыру. Но еще до конца дня дыра, эта бессмертная дыра, появляется снова. По адресу улица Рымарска 12, в здании Дворца Мелодии, товар проносят по примыкающим крышам. Человека, который первым подходит к [охраннику], и предлагает ему вступить в контрабандисты, называют «музыкант» - по месту действия этого разговора - «Дворец Мелодии». Охранники не берут денег; большинство предпочитает «подарки», особенно перчатки, носки, белье и т.д. Но и деньги им брать не зазорно. Однако деньги берут в предоплату за всю работу, а не отдельно за каждый фургон.

translated from the book "Notes From The Warsaw Ghetto" The Journal of Emmanuel Ringelblum, ISBN 1-59687-331-0

книги, oneg shabbat archives, 1941, ארכיון עונג שבת, emanuel ringelblum, переводы, варшавское гетто

Previous post Next post
Up