«Этот великий вопрос о смысле жизни я задал сыну, который работает педиатром. И вот что доктор Воннегут ответил старому маразматику-отцу: ‘Папа, мы появляемся на свет для того, чтобы помочь друг другу пережить эту самую жизнь, в чем бы там ни был ее смысл’.»
Пожалуй, Лосев в этом отрывке ведёт речь не о смысле жизни :) "Почему?" и "Ради чего?" ведь разные вопросы. И он даже вопрошает не "Почему?", а "Почему именно вот в такое-то время и в таком-то месте?". Это самостоятельный вопрос, даже, в каком-то смысле, логический. Я обратил внимание на этот фрагмент так как это одна из тем моего собственного трактата :)
Если убрать из рассмотрения смысл жизни, то по моему мнению вопрос сведется либо к детерминизму, либо стохастическим моделям. Либо все было предрешено уже в момент создания Вселенной, либо все определяется выпадом некоторой случайной величины.
Вот он говорит "Почему я родился тогда а не тогда". Т.е. почему сейчас, а не например в Средние века? Может этот вопрос как-то неправильно поставлен, но интересно, что это осмысленный вопрос, т.е. все понимают о чём здесь спрашивается. Очень загадочный вопрос. Как-то даже отдалённо касается темы антропного принципа. Тут мне кажется дело не в том, что это "было предрешено уже в момент создания Вселенной" или определилось случаем. Тут вопрос в том, как это вообще можно было бы помыслить, что я родился бы в Среднии века -- т.е. ведь это был бы вовсе и не я тогда.
Человек может что-то поменять, однако далеко не все. Например, время его рождения от него не зависит. С другой стоноы, время смерти уже в некоторой степени зависит от поведения человека.
Проблема в том, что с точки зрения материализма/физикализма невозможно ответить на вопрос, что такое личность, или решить вопрос идентификации личности. Все что можно услышать - это что личность находится где-то в мозгу.
У Peter Millican есть подкаст его лекций General Philosophy, где он дает неплохой обзор проблемы идентификации личности в рамках Locke - Berkeley - Hume и далее современной английской философской мысли. Его лекции на эту тему заканчиваются следующим анекдотом:
К одному мужчине, хоторый обладает хорошим и здоровым телом, но у которого туго с интеллектом, подходят предприимчивые люди и говорят следующее. Дело с твоим интеллектом решается просто, тут есть умный человек, который через некоторое время все равно умрет, и мы можем тебе имплантировать его мозг.
«Этот великий вопрос о смысле жизни я задал сыну, который работает педиатром. И вот что доктор Воннегут ответил старому маразматику-отцу: ‘Папа, мы появляемся на свет для того, чтобы помочь друг другу пережить эту самую жизнь, в чем бы там ни был ее смысл’.»
Reply
Reply
Reply
Reply
Проблема в том, что с точки зрения материализма/физикализма невозможно ответить на вопрос, что такое личность, или решить вопрос идентификации личности. Все что можно услышать - это что личность находится где-то в мозгу.
У Peter Millican есть подкаст его лекций General Philosophy, где он дает неплохой обзор проблемы идентификации личности в рамках Locke - Berkeley - Hume и далее современной английской философской мысли. Его лекции на эту тему заканчиваются следующим анекдотом:
К одному мужчине, хоторый обладает хорошим и здоровым телом, но у которого туго с интеллектом, подходят предприимчивые люди и говорят следующее. Дело с твоим интеллектом решается просто, тут есть умный человек, который через некоторое время все равно умрет, и мы можем тебе имплантировать его мозг.
Reply
Leave a comment