Еще каких-то пять лет назад Тольятти входил в пятерку самых благоустроенных городов России. Сегодня он тоже занимает первые строчки, правда с конца. В чем причина такого падения?
Мне удалось пообщаться с несколькими предпринимателями, работающими в сфере благоустройства. Выводы, сделанные по результатам этих бесед, малоутешительные.
Собственно, про тему благоустройства, я
уже писал. По информации, которую я опубликовал, прокуратура начала
проверку мэрии на коррупционную составляющую. Проверка все еще продолжается. Позволю себе исполнить свой гражданский долг и помочь сотрудникам надзорного органа разобраться в ситуации, понять, где собственно, искать эту пресловутую «коррупционную составляющую».
Итак, для начала поговорим о природе резкого ухудшения ситуации с благоустройством Тольятти. Мои собеседники поведали мне следующую информацию.
В 2009 году мэрия удачно протащила через городскую думу Постановление №989-п/1 «Об утверждении правил благоустройства и озеленения на территории г.о. Тольятти» (от 04.05.2009 г.). Депутаты проголосовали за этот документ, не особо вникая в его положения. Видимо, народные избранники наивно полагали, что в документе со столь благозвучным названием, априори не может быть «двойного дна». Канта, стало быть, начитались. А зря. Ведь по факту оказалось, что в «Правила благоустройства и озеленения …» был включен пункт, который с полным правом можно назвать «потворствующим коррупции».
Мэрия г.о. Тольятти разработала и утвердила «совершенные критерии» для оценки выполненных работ. Речь идет о критериях оценки качества работ по благоустройству.
- В 2012 году очень много работ по благоустройству выполнялось фирмами, которые, скажем так, «дружат» с мэрией, - рассказал
inside_tlt знакомый с ситуацией предприниматель. - Эти фирмы, пользуясь благосклонностью мэрии, не особо утруждали себя качественным выполнением подрядных работ. Они не только работали «спустя рукава». Они порой вообще не работали. А зачем? Комиссия, проверяющая качество работ, рисовала им «пятерки» в актах. Бюджет оплачивал эти «работы». В итоге город с каждым днем захламлялся. И даже прокуратура ничего не могла поделать с этими вопиющими фактами. Ведь комиссия все делала вроде как «по закону». Руководствовалась критериями, которые абсолютно не конкретны и не корректны. Критерии стали формальными, были заточены на «визуальную систему оценки». А «на глаз» можно очень по-разному оценить.
Мне удалось оценить эти самые критерии.
Можете изучить. Как видно, не прописано в документе, как именно определять насколько, допустим, почищен двор - на 40, 60, 80 или 100%. Члены комиссии, как уже говорилось, делают это «на глаз». Без помощи рулетки или других измерительных приборов.
Я передел знакомому юристу критерии, а также образцы контрактов между мэрией и подрядчиками, и попросил его оценить их на предмет соответствия действующему законодательству. Он нашел сразу несколько нарушений.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
«В муниципальном контракте техническое задание на выполнение работ не соответствует приложенной сметой в части периодичности работ. Графики проверок комиссии для оценки результатов работ выстроены не только с нарушением всякой логики, но и вообще не сопоставимы с техническим заданием. Критерии оценки качества очень расплывчаты, не понятно как ориентироваться в них, как по ним оценивать. По моему мнению, это не критерии, а некий набор не сопоставимых условий».
Интересно, что критерии сначала помогали получать высокие оценки, и соответственно максимально возможные суммы из бюджета, компаниям, которые выполняли свою работу из рук вон плохо. Теперь те же самые критерии помогают мэрии выдавливать с рынка благоустройства «неугодные» компании. Фирмы, которые имели наглость, «бодаться» в аукционах с компаниями, аффилированными мэрии, и выиграть эти торги. Просто приходит та же комиссия, в том же составе (состав комиссии не менялся с прошлого года - прим. авт.), и, руководствуясь все теми же критериями, ставят подрядчикам «нули». «На глаз» ведь оценивают. А прокуратура проверять зрение «проверяющих», простите за тавтологию, не уполномочена. Не офтальмологи, чай.
Кстати говоря,
ситуация с ООО «Энергия», которая добросовестно убирала внутриквартальные территории в Комсомольском и Центральном районах, но каждый раз получала «нули», после вмешательства прокуратуры несколько поменялась. По словам директора компании Дмитрия Ильина, сейчас комиссия ставит исключительно положительные оценки. Правда, как отмечает Ильин, перекрыть предыдущие «нули» это вряд ли поможет.
- Мы на данный момент понесли убытков на более чем 1 миллион рублей, - говорит Дмитрий Ильин. - Приходится выкручиваться, чтобы платить работникам зарплату. Они с 5 утра каждый день трудятся и не должны страдать от действий мэрии.
У Дмитрия Ильина, к слову, есть претензии не только к критериям оценки качества работ, но и к членам комиссии Центральной и Комсомольской администрации, которая выставляет оценки.
- Я ставлю под сомнение их квалификацию, может быть стоит их проверить, провести некую аттестацию? Или качество их работы тоже будем оценивать «на глаз»? - задается вопросом Ильин.
Ну а лично у меня возникает вопрос к мэру Андрееву. Все помнят как недавно, в прошлом-позапрошлом годах, десятки автолюбителей разбивали днища своих автомобилей. Считает ли мэр Тольятти, что компании, которые занимались не уборкой дорог, а набивал карманы деньгами из бюджета, можно допускать к конкурсам и далее? Интересно, знает ли он о ситуации, которая сложилась с «неудобными» подрядчиками (а это не только ООО «Энергия», это и «АвтоВазАгро», и «ДЖКХ», и еще с десяток фирм)? Кто поставил на «зеро» в этой хитрой «игре» без правил, но с «критериями» - мэр Андреев или его «советники»? Что это - коррупция или неэффективный менеджмент?
На эти вопросы, впрочем, может ответить не только мэр, но и прокуратура. Запасаемся попкорном и ждем.
Добавляйте меня
в друзья!Я
на ФэйсбукеЯ
ВконтактеЯ
в ТвиттереЯ
в Инстаграм