You can watch this video on www.livejournal.com
Видео о дорожных темах набрало почти 17 тысяч просмотров. Совсем неплохо. Да и сделано немало - изменения в состоянии тротуаров и дорог хорошо заметны, думаю, жителям каждого района. Но, к сожалению, Сергей Игоревич ничего не сказал о велоинфраструктуре. Нет, мы
не вздыхаем об Альметьевске. Мы продолжаем традиционное по осени обсуждение велосипедной инфраструктуры (да, бюджет уже приняли в первом чтении, но в первый еще будут вносить изменения (в январе)). Попробуем, используя открытые данные (на этот раз известного ресурса Strava). Есть там такой замечательный инструмент как "тепловая карта" (heatmap), показывающая условную популярность тех или иных маршрутов.
ДАННЫЕ И МЕТОДЫ
Вначале - немного о том, как интерпретированы данные сервиса. На сегодняшний день Страва позволяет посмотреть
тепловую карту веломаршрутов, где насыщенность веломаршрута отображает его популярность. "
Чем толще красные линии на карте Strava, тем интенсивнее велодвижение на данном маршруте." Strava явно (или
я не нашел) не раскрывает количества пользователей и цифры, стоящей за толщиной той или иной линии, но отмечает, что в одном масштабе карты насышенность линий сопоставима. Например, вот
здесь видно, что популярность велосипеда в соотношении с городской площадью в Тольятти вполне на уровне соседей, как минимум. Сравнивать с Самарой можно точно. Разумеется, приложением пользуются не все велосипедисты Тольятти, однако выборку будем считать репрезентативной (за неимением других данных). Очевидный "плюс" сервиса - в отличие от городских планировщиков он не замыкается на юридических границах города, а показывает картинку и по сопредельным территориям.
Вкратце эту тему уже трогали. ВЫВОДЫ
1. Сравнивая данные 2014 и 2015 годов, замечаем заметный прирост по Тольятти, что вполне совпадает с данными опросов ВелоТольятти) Интересно будет посмотреть на 2016 год.
2. Заметен рост активности на пригородных направлениях, причем практически по всем направлениям - не только в Самарскую Луку, но и в Ташлу, Ягодинский лес, Хрящевку. Заметно увеличилось освоение велосипедистами пространств на другом берегу Волги. Впрочем, делать из этого далеко идущие выводы я бы не стал - не та пока яркость.
А вот внутри города совершенно чётко видны возможности для городских властей сделать жизнь немалого количества велосипедистов проще и удобнее. Дабы избежать обвинений в ангажированности, рассмотрю только самые-самые яркие участки карты.
МЕЖРАЙОННЫЕ ПРОСТРАНСТВА
3.
Автозаводское шоссе. Совершенно очевидно, один из наиболее востребованных участков отсутствующей велоинфраструктуры города. Причем в обе стороны. По карте видно, что с перекрестка 50 Лет Октября - Автозаводское шоссе до Южного шоссе (впрочем, и дальше тоже) активность велосипедистов не снижается.
Напомним, в 2015 году активистом ВелоТольятти было отснято 3 видео о состоянии велодорожки на этом участке:
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
С тех пор состояние инфраструктуры в лучшую сторону не особенно поменялось. Впрочем, разветвления дорожек там видны хорошо - часть потока идет по карману-тротуару, часть срезает через березовую рощу, часть - через "Царское село".
4.
Велодорожки в лесу. Видно не только, где люди ездят по ним, но и где они сворачивают. Всем велосипедистам знакомы песчаные участки, ехать по которым практически бессмысленно. Они в рейтинг популярных и не попали. Кстати, толщина (насыщенность) этих линий отлично показывает, что тольяттинцы с удовольствием перемещаются между районами на велосипедах.
5.
Велодорожка вдоль побережья. Несмотря на очевидное неудобство езды по песку и большее расстояние в сравнении с лесными дорожками, видна немалая популярность маршрута вдоль Волги. Виды, воздух... Если бы удалось обеспечить покрытием малый участок (примерно от Спортивной до Радуги), трафик возрос бы в разы.
6.
Связка между Центральным и Комсомольским районами. Опять же очевидна популярность этого направления (что понятно - в Комсомольске есть относительно современная набережная, а также речной хаб). Почти равноправно лидируют ул. Баныкина, ул. Матросова, косой дублер (освещенка) в лесу, а также улица Диагональная с совершенно разбомбленным покрытием, которое велосипедисты предлагали исправить еще 2 года назад.
На
улице Газонаполнительной-Матросова отчетливо видно расслоение трафика - кто-то едет по разбитой, но безопасной дороге в лесу, кто-то движется по проезжей части.
7. Маршрут
Автовокзал - Портпоселок. Та же проблема - народу ездит много, а качество покрытия оставляет желать. Кстати, об этом участке ВелоТольятти тоже отсняло
подробные видео.
ТРУДОВАЯ ВЕЛОМИГРАЦИЯ
8. Видны
отчетливые потоки, ведущие на АВТОВАЗ. Чётко прослеживается маршрут Дзержинского-Воскресенская - Южное шоссе. И это несмотря на то, что Дзержинского с ее многочисленными помехами движения трудно назвать самой удобной улицей для велосипедистов.
9. В меньшей степени, но все-таки заметен
трафик по Новозаводской к Северному промышленному узлу.
10. Трафик к учебным заведениям незаметен. Sad but true.
РАЗНОЕ
11.
Бульвар Здоровья - главная велоартерия Нового города. Что характерно, улица 40 лет Победы еще до ремонта оставалась популярной у велосипедистов. Снова косой дублер.
12.
Перекресток ул. Баныкина - Лесопарковое шоссе. Хорошо видно, что велосипедисты продолжают выезжать из кармана, пересекая шоссе (ул. Родины).
13.
Ул Спортивная. То же на перекрестке Спортивной и Лесопаркового шоссе, кстати. Опять же видно, как удобство для большой группы людей приводит к массовому нарушению ПДД. Может быть, исправить правила?
14. Ул. Баныкина. Связка б-р Ленина - Голосова. Хорошо видно, как отсутствие связности на небольшом участке дороги (примерно 400 м) снижает поток велосипедистов. Видно, как нарушают ПДД на переходе через Голосова в неположенном месте. При этом трафик вдоль ул. Баныкина вполне мог бы продолжаться до Аэрохолла, принося этому ТЦ новых посетителей. Но увы, ехать непривлекательно и неудобно. Возможно, картинка изменится в 2016 году, после того, как вдоль Баныкина перестелили большую часть тротуаров.
15. Заметно возрос трафик на Советской, Жилина, Ушакова после ремонта тротуаров и дорог. Однако связность городских маршрутов пока так и не обеспечена.
16. Все той же проблемой связности (очень часто это маленькие участки, локальные преграды в виде ограждений, бордюров, люков) страдают многие другие места города.
17. Улица 40 лет Победы даже до официального запуска стала невероятно популярной среди велосипедистов. Ждем итогов 2016 года, наверняка все стало еще лучше.
ИТД... Можно продолжать и поправлять в комментах.
НАКАЗ ВЕЛОИЗБИРАТЕЛЯ НА 2017 ГОД (ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ВЕРСИЯ)
1. Повторяем в очередной раз: нужно восстановить покрытие существующих велодорожек (лес, вдоль Автовокзала, вдоль Матросова). Трафик возрастет в разы, спасибо скажет десятки тысяч велопользователей и пешеходов. Километраж известен, около 20 км и не с чистого листа. Хватит на десятилетия.
2. Обеспечить нормальную велопешеходную дорогу для связки Автозаводского и Южного шоссе (участок дороги не настолько большой, да и пешеходы будут благодарны за заботу о тротуаре). Опять же, вопрос в десятках метров покрытия.
3. Провести аудит велопешеходной дорожки на ул. 40 лет Победы (обе стороны) с целью устранения препятствий движению. Можно даже попытаться разметку нанести
Более подробный пакет предложений есть в мэрии, а еще, например,
здесь (смотреть в конце проекта).
PS: Наткнулся на очень похожий по посылу (но гораздо более подробный)
материал по Петербургу alex_maisky. Есть, чему поучиться у северной столицы.