"Ты друг, я друг, мы - коммуна-альный круг"

Sep 15, 2012 14:51





Разговоры про то, что [имярек] не Москва и не заграница в силу нехватки ресурсов - не редкость в том числе и в #togliatti. В общем, оно, конечно, и так, и эдак, но есть тонкий момент. Момент называется "деньги" ≠ "ресурсы". Математически, деньги - это отображение некоторого количества реальных объектов-ресурсов, причем параметры отображения задаются сообществом. Отображениями легче управлять, их легче перераспределять, нежели реальные ресурсы. О перераспределении речь и пойдет в этой заметке.
1. Скрытые ресурсы
Один из видов перераспределения ресурсов между территориями - налоги. В лучшие годы Тольятти (да, ВАЗ) пополнял примерно на 60% областной бюджет (только вот не надо думать: "мы, тольяттинцы, вечно всех кормим", это не вполне верно). Потом ситуация менялась, но в целом тенденция остается - деньги из города стабильно поступают в региональный и федеральный бюджеты. Иногда они возвращаются, иногда нет. Многие тольяттинцы горят возмущением: "хватит кормить [имярек]". Справедливо это или нет, я не берусь судить, но расскажу про некоторые вполне легальные возможности.

2. Закон Самарской области о благотворительности
Опуская предысторию, замечу лишь, что к закону имеют отношение активные тольяттинцы. Сам закон можно попробовать скачать здесь, последнюю версию в публичном доступе мне найти не удалось, если кто-то может на работе качнуть с Консультанта, Гаранта или Кодекса - комментируйте с исправленным текстом. Итак, в редакции от 07.07.2005 N 151-ГД нас интересуют следующие статьи:
[Статья 7. Статус ]"1. Организация, занимающаяся благотворительной деятельностью на территории Самарской области не менее одного года, если цели данной деятельности соответствуют целям, указанным в статье 4 настоящего Закона, может получить статус "Благотворительная организация в Самарской области" (далее - Статус).

2. Статус присваивается Губернатором Самарской области по представлению Правительства Самарской области и заключению областного Благотворительного совета.

(в ред. Закона Самарской области от 06.05.2004 N 65-ГД)

3. Статус удостоверяется паспортом благотворительной организации."

[Статья 14. Предоставление налоговых льгот благотворительным организациям и благотворителям]

1. Благотворительным организациям, имеющим статус "Благотворительная организация в Самарской области", предоставляются льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с Законом Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области".

(в ред. Закона Самарской области от 26.12.2003 N 130-ГД)

2. Ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, для налогоплательщиков - участников благотворительной деятельности в Самарской области устанавливается в следующих размерах:

13,5 процента - для благотворительных организаций, имеющих статус "Благотворительная организация в Самарской области" и для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде семь включительно и более процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в статье 4 настоящего Закона;

14,5 процента - для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде от шести включительно до семи процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в статье 4 настоящего Закона;

15,5 процента - для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде от пяти включительно до шести процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в статье 4 настоящего Закона;

16,5 процента - для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде от четырех включительно до пяти процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в статье 4 настоящего Закона;
17 процентов - для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде от одного процента включительно до четырех процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в статье 4 настоящего Закона.
(в ред. Закона Самарской области от 07.07.2005 N 151-ГД)


В переводе на человеческий язык это означает, что организация может не платить часть налога на прибыль в бюджет, вместо этого направляя ее на местные дела. Перечень благих дел тоже установлен.
[Статья 4. Социально значимые цели благотворительной деятельности]

В Самарской области социально значимыми целями благотворительной деятельности признаются:

а) социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

б) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

в) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

г) содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

д) содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

е) содействие защите материнства, отцовства и детства;

ж) содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

з) содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

и) содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

к) охрана окружающей природной среды и защита животных;

л) охрана и должное содержание зданий, объектов, территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.


3. А фото причем?
На фотографии, сделанной совершенно уникальной тольяттинской журналисткой Олесей Гладких - двор домов 101 и 107 по ул. Мира. Уверен, у каждого из вас есть похожие примеры соседей, которые деятельно облагораживают места, где живут. Есть, конечно, и контрпримеры, но я не о них сегодня. Вопрос заключается в следующем: можем ли мы каким-то образом помочь этим людям, используя информацию из п.2?
Думаю, по меньшей мере, можно попытаться.
В городе Тольятти есть управляющие компании и у этих компаний случается прибыль (до налогообложения). Показывают ее не все (к примеру, УК №2 за 2011 год показывает до налогообложения прибыль около 10 000 руб. 7 процентов с этой суммы - это 70 рублей, несерьезно. Но есть и другие организации коммунального комплекса, к которым приходят деньги горожан. К примеру, ВКС. Здесь валовая прибыль по холодному водоснабжению составляет около 3 миллионов рублей. К сожалению, у меня нет сведений, сколько и как платит в региональный бюджет организация по налогу на прибыль (не исключено, что они уже пользуются одной из многих схем оптимизации налогообложения), но я привожу эти цифры для иллюстрации гипотезы:

Возможно, есть смысл попробовать убедить предприятия коммунальной сферы перераспределять часть средств на социально-значимые цели через оптимизацию их налогообложения, предлагаемую в законе о благотворительности.

Например, УК проводит среди управляемых ею домов беспроигрышную лотерею конкурс грантов, которые даются жителям на благоустройство. Возможно, совместно с  муниципалитетом и общественно-деловыми кругами (да, мэрия уже объединила усилия с Фондом Тольятти и Ассоциацией ТСЖ, за некоторые дома Вы можете проголосовать здесь).

Короче говоря, вопрос о перераспределении средств УК и регионального бюджета в пользу конкретных людей, вкладывающих свои ресурсы в благоустройство территории. Таким образом, тольяттинские деньги (символы ресурсов) передаются тольяттинцам же. Может, кстати, решится вопрос финансирования полива насаждений, поскольку сегодня это уже сложнее становится делать.

Понятно, что здесь довольно много вопросов по внедрению.
Понятно, что я привожу не так много информации для того, чтобы мою гипотезу подтвердить или опровергнуть.
Может быть, у сообщества есть дополнения, основанные на лучшем владении матчастью? Буду рад их выслушать.
Previous post Next post
Up