Концепция экологической безопасности и устойчивого развития города Тольятти (экологический аспект)

Feb 13, 2012 22:20

"Экономической основой Самарской области является Самарско-Тольяттинская агломерация (СТА), которая включает в себя 8 городов области (Самара, Тольятти, Жигулевск, Новокуйбышевск, Чапаевск, Сызрань, Октябрьск, Кинель), 20 поселков городского типа, 9 административных районов, 510 сельских населенных пунктов, 115 сельских Советов. СТА является третьей по величине городской агломерацией в РФ и самой крупной агломерацией Поволжского экономического района: объем ее производства составляет 30,3% выпуска промышленной продукции данного района, 3,7% промышленной продукции РФ. По численности населения СТА занимает третье место в РФ после Московской и Санкт-Петербургской агломерацией. Высокий уровень развития социальной и экономической подсистем СТА определяется ее выгодным макрогеографическим положением: СТА расположена на перекрестке важнейших межрайонных путей и границе двух природных зон (степной и лесостепной). Исходя из существующей системы расселения, структура СТА является бицентрической с центрами Самара и Тольятти и подцентром - Сызрань."

Это не из новомодных рекламных проспектов. Это из вполне научной статьи. Город Тольятти - довольно разнообразный город. Возможно, не все знают, но у нас есть довольно серьезные ученые-экологи, работающие под боком.
Были времена, когда их знания были серьезно востребованы городскими управленцами. Один из таких союзов привел к созданию любопытного документа, текст которого опубликован под катом. Возможно, гражданам, собирающимся обитать в городе после 5 марта, может быть небезынтересно ознакомиться)

Приложение N 1

к Решению городской Думы

от 13.09.1995 N 145

КОНЦЕПЦИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы устойчивого социально-экологического развития и существования г. Тольятти на современном этапе тесно взаимосвязаны с решением вопросов охраны и реконструкции окружающей среды. Рассмотрение этих вопросов не является самоцелью - без их решения сегодня дальнейшее устойчивое существование и развитие города выглядит проблематичным. Сложность заключается в том, что эти проблемы затрагивают практически все сферы городской жизни и требуют междисциплинарного подхода с использованием широкого спектра знаний в экологии, культуре, экономике, градоустройстве, управлении и других дисциплинах. Все это требует выработки нового видения и подхода к взаимодействию городского сообщества, органов управления и природопользователей. Город является одновременно и самой крупной единицей, способной приступить к решению многих разрушительных для современного мира проблем (в том числе и экологической), и самой мелкой единицей, только на уровне которой можно сознательно решать проблемы самым полным, комплексным и разумным образом в интересах не только ныне живущих людей, но и будущих поколений (Хартия устойчивого развития Европейских городов, Ольборг, Дания, 1994, ч. 1).

Современная история г. Тольятти насчитывает менее полувека, когда в 50-х годах для переселения жителей г. Ставрополь-на-Волге из зоны затопления Куйбышевского водохранилища на северо-восточной оконечности рукотворного соснового бора, в одном из наиболее живописных и благоприятных во всех отношениях мест Среднего Поволжья был заложен новый город с тем же названием. Создание мощной энергетической и строительной баз определило дальнейшую перспективу развития города как индустриального центра. За десять лет на северо-востоке города были сооружены крупный химический комплекс, ТЭЦ, завод "Волгоцеммаш". Одновременно велась интенсивная застройка селитебной зоны, оказавшейся ограниченной с одной стороны лесом, с другой - Северным промышленным узлом. Резервы территории быстро истощились, и жилые кварталы оказались в санитарно-защитной зоне промузла. Стремительное развитие и превращение его в крупный индустриальный центр, многократный рост населения привели за это время к истощению природного комплекса территории.

Второй этап развития города - строительство ВАЗа и Автозаводского района. В результате северная часть территории была замкнута крупным машиностроительным комплексом, новой ТЭЦ и промышленно-коммунальной зоной. Существенные проблемы этой территории возникли в связи с планируемым расширением производства автомобилей и развитием района.

Третий этап развития Тольятти связан со строительством в 70-х годах мощного химического производства - ТоАЗа, в 80-х годах - завода "АвтоВАЗагрегат" на восточной оконечности города. В результате новый жилой массив Комсомольского района оказался в условиях, куда "стекаются" атмосферные выбросы Северного промузла, завода ТоАЗ и располагающегося на противоположном берегу Жигулевского комбината строительных материалов с мощным цементным заводом.

В результате селитебная зона города оказалась в кольце мощных источников загрязнения атмосферы. Вследствие этого, а также интенсивного роста автотранспортной нагрузки город стал одним из наиболее загрязненных городов России (Государственный доклад "О состоянии окружающей среды России", 1991, 1993). Положение усугубляется близким расположением других промышленных центров: в радиусе 150 км находятся Самарская городская агломерация, Новокуйбышевск, Чапаевск, Сызрань, Октябрьск, Жигулевск, Димитровград. Господствующие ветра способствуют переносу атмосферных загрязнений в сторону Тольятти.

Состояние природы и окружающей среды в г. Тольятти и его окрестностях продолжает ухудшаться и вызывает все возрастающую тревогу (см. приложение 1).

За последние 5 лет из-за экономического спада, судя по статистической отчетности, произошло снижение загрязнения атмосферы от стационарных источников более чем в 2 раза; однако оно в значительной мере поглощается ростом выбросов от автотранспорта. Не менее кризисная обстановка создалась в отношении загрязнения поверхностных и подземных вод, почв. Общая техногенная нагрузка на территорию города с каждым годом возрастает. Оживление промышленного производства усугубит и без того критическую обстановку в городе.

В настоящее время человечество стремится к обеспечению гармоничного, устойчивого развития отношений между обществом и природой во имя благосостояния человека и сокращению ущерба окружающей среде ("Повестка дня на XXI век", принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), июнь, 1992; Программа действий по защите окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, принятая на Конференции "Охрана окружающей среды для Европы", г. Люцерн (Швейцария), апрель, 1993; Хартия устойчивого развития Европейских городов, г. Ольборг (Дания), май, 1994; Города и устойчивое развитие (Глобальный форум, 94), г. Манчестер (Великобритания), июнь, 1994; Всероссийский съезд по охране природы, г. Москва, июнь, 1995). В основу настоящей Концепции положен Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", Постановление Правительства РФ от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994 - 1995 годы", Концепция Федеральной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна ("Возрождение Волги")", решения Всероссийского съезда по охране природы.

Для достижения стабилизации и радикального изменения сложившейся экологической ситуации в городе необходим новый стратегический подход к управлению экологической обстановкой, создание системы долгосрочных, комплексных программ преодоления экологического кризиса, постоянно контролируемых и корректируемых, затрагивающих, по существу, все стороны жизни города и решаемых усилиями всего населения, направленных на устойчивое развитие инфраструктуры, производственной и социальной сфер города и обеспечение здоровья населения путем сохранения экологического равновесия, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На разработку такой стратегии и направлена настоящая Концепция.

1. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Основной целью Концепции является обеспечение экологической безопасности населения и устойчивое функционирование и развитие города и окружающей природной среды.

Охрана природы и среды обитания является средством сохранения, восстановления и создания благоприятных условий жизни, соответствующих потребностям человека (здоровья, роста материального благополучия и полноценного воспроизводства населения, духовного и интеллектуального совершенствования). Этим определяется приоритет экологических проблем среди других вопросов развития и управления города и сопредельной территории. Решение существующих проблем тесно связано с выбором направления эволюции города и грамотной, научно-обоснованной политикой органов городского управления во взаимодействии со всеми жителями. Дальнейшее развитие города при высокой концентрации промышленности требует создания научно-культурной среды, развития и привлечения высоких технологий производства, превращения Тольятти из города-производителя в культурный научно-промышленный центр Среднего Поволжья.

Основными принципами Концепции являются:

Принцип признания жизни, сохранения и улучшения среды обитания высшим приоритетом в деятельности человека.

Принцип последовательной экологизации всех сфер жизнедеятельности города и прилегающих территорий.

Принцип экологического нормирования антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Принцип добровольного принятия обязательств, обеспечивающих устойчивое развитие органами самоуправления, общественными организациями и гражданами, перед человеком, городской, российской и мировой общественностью.

Принцип рационального индивидуального потребления и личной ответственности за бережное отношение к природе.

Основными задачами Концепции являются:

В области охраны природы:

- охрана геологической среды города (проблемы подтопления территории, сейсмичности, защиты подземных вод, берегоукрепления и пр.) и прилегающих территорий (проблемы карьеров нерудных строительных материалов, агропромышленных зон и пр.);

- охрана атмосферы от техногенных воздействий;

- охрана вод Куйбышевского и Саратовского водохранилищ, являющаяся одной из важнейших задач Федеральной целевой программы "Возрождение Волги"; участие города в решении этой задачи осуществляется в рамках этой программы, бассейного соглашения, межрегиональных договоров;

- охрана побережья и островов в пределах городской черты и прилегающих территорий, обустройство рекреационных территорий;

- восстановление и рекультивация Васильевских озер и прилегающих нарушенных территорий, создание на их основе рекреационной зоны;

- совместно с органами местного самоуправления сопредельных территорий и общественными объединениями охрана и рациональное использование природного и культурного наследия Самарской Луки и других уникальных в природном отношении объектов (Ягодинский лес, Федоровские луга и пр.) в соответствии с Каракасской декларацией "Охраняемые территории и будущее человечества" и другими документами, принятыми на IV Всемирном конгрессе по национальным паркам и охраняемым территориям, г. Каракасс (Венесуэла), февраль, 1992;

- сохранение, расширенное воспроизводство и улучшение городских и прилегающих к городу лесов как единого массива и основы природного каркаса города. Организация мониторинга, зонирование леса с выделением и оборудованием зон рекреации и зон покоя;

- реконструкция зеленых насаждений города, создание ландшафтных парков, формирование экологического каркаса города;

- создание, сохранение и увеличение биологического разнообразия экосистем города с целью обеспечения устойчивого развития и существования.

В области рационального природопользования:

- реорганизация производственной сферы, развитие наукоемких и ресурсосберегающих технологий и производств с целью оптимизации взаимоотношений с окружающей средой; размещение новых производств в соответствии с требованиями экологической безопасности;

- снижение уровней загрязнения окружающей среды до предельно безопасных;

- смена менталитета в области охраны природы и природопользования: переход от планового снижения по отдельным показателям и контроля исполнения "природоохранных мероприятий" к исключению нарушений природоохранного законодательства;

- обеспечение максимального снижения выбросов вредных веществ в атмосферу от производств, теплоэнергетического комплекса города, автотранспорта (оптимизация транспортных потоков, увеличение доли электротранспорта, переход на неэтилированный бензин и другие альтернативные варианты решения транспортных проблем) и водного транспорта;

- учет, уменьшение и оптимизация коммунального, промышленного и сельскохозяйственного водопользования; исключение сброса неочищенных ливневых, промышленных и иных стоков; снижение загрязнения от водного транспорта;

- обеспечение эффективной санитарной защиты городских водозаборов, охраны месторождений питьевой воды;

- снижение, переработка, вторичное использование и безопасное захоронение отходов производства и потребления; рекультивация существующих полигонов и свалок. Создание городской инфраструктуры сбора и переработки всех видов отходов;

- разработка системы эффективного, не наносящего вреда окружающей среде сельскохозяйственного землепользования для создания экологически чистой продукции, поддержания биологического плодородия почв, обустройства пригородных зон;

- разработка нормативов землепользования при подготовке и проведении строительных и ремонтных работ;

- прогнозирование и разработка мероприятий по защите населения от возможных природных и техногенных бедствий, аварий, катастроф.

В области качества жизни человека:

- охрана материнства и детства;

- повышение ценности человеческой жизни путем оздоровления экологической обстановки, обеспечения здорового образа жизни;

- снижение инфекционных и "социальных" болезней путем улучшения санитарно-гигиенических условий жизни, профилактики и лечения;

- проведение экологически обоснованной демографической политики в городе (снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, регулирование миграционных процессов и пр.);

- проведение экологически обоснованной градостроительной политики в городе;

- формирование у населения общей и экологической культуры, нравственности, признающих высшую ценность - живую природу и рациональный режим природопользования, понимания идей устойчивого развития, бережного использования природного и культурного наследия на основании многоступенчатой системы образования и развития культурной среды; повышение роли населения и общественных организаций в оздоровлении окружающей среды, участии в исполнении положений настоящей Концепции;

- целенаправленное совершенствование и развитие системы краеведческого образования и экологического просвещения в учебных заведениях города и прилегающих территорий.

В области управления природопользованием:

- совершенствование инфраструктуры комплексного мониторинга города и управления качеством окружающей городской среды;

- создание правовой и нормативной баз и экономической основы для обеспечения устойчивого развития и существования городской агломерации;

- принятие в качестве приоритетного критерия оценки деятельности руководителей всех уровней характер изменения экологической ситуации в городе и на прилегающих территориях; обязательная экологическая аттестация представителей органов местного самоуправления, а также руководителей всех уровней в пределах их компетенции;

- разработка "Положения" о разграничении полномочий, прав и обязанностей и о взаимодействии всех субъектов экологического права в городе (см. прилож. 3). Органы городского самоуправления наделяют общественность по месту проживания правом отлагательного "вето" на развитие ресурсоемких, ухудшающих экологическую обстановку производств и на строительство экологически опасных объектов до проведения дополнительной или повторной экологической экспертизы.

Концепция реализуется через систему конкретных программ, постоянно корректируемых в зависимости от экологической и экономической обстановок. Достижение поставленных задач должно осуществляться комплексно, взаимосвязанно и поэтапно с определением приоритетов. Для достижения поставленных задач предусматривается координация разрабатываемых программ, задач с международными, федеральными, бассейновыми, региональными и иными программами, направленными на обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития планеты, страны, региона, города.

2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
В соответствии с общемировыми тенденциями развития и прогнозом социально-экономического развития страны выделяются три периода: спад производства и падение жизненного уровня, восстановление экономики до предшествующего кризису уровня и прогресс экономического развития и наращивание производства. Существующая ситуация не позволяет сколь-либо точно предсказать продолжительность этих этапов. Тем не менее, планирование мероприятий необходимо привязывать к этим стадиям, поскольку экологическая ситуация в значительной степени определяется интенсивностью производства.

Первый этап

Создание правовой и нормативной баз природопользования в городе (см. приложение 4). Реализация первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки (см. приложение 5) и неотложных мер по снижению загрязнения окружающей среды. Выделение в городском бюджете отдельной строкой средств для решения задач экологической безопасности и устойчивого развития в объеме до 3% от расходной части.

Второй этап

Стабилизация экологической обстановки и снижение загрязнения среды до установленных нормативов. Выделение в городском бюджете отдельной строкой средств для решения задач экологической безопасности и устойчивого развития в объеме до 5% от расходной части.

Третий этап

Коренное улучшение экологической ситуации, переход к стабильному развитию на базе сбалансированного природопользования; реализация положений "Повестки дня на XXI век". Выделение в городском бюджете отдельной строкой средств для решения задач экологической безопасности и устойчивого развития в объеме до 7% от расходной части.

3. СИСТЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

Законодательно-правовая система на уровне местного самоуправления, в первую очередь, должна обеспечить соблюдение конституционных прав горожан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; обеспечить функционирование гибкой структуры управления через разделение прав и обязанностей различных уровней (от федерального до субъектов хозяйственной деятельности). Основная цель - обеспечить гармонию экономических интересов и экологических требований.

Необходима разработка системы первоочередных законов по охране окружающей среды для городского сообщества (см. приложение 4).

Нормативная система должна удовлетворять ряду требований: достаточности, достижимости, осуществимости, региональности и времени действия. Необходима разработка системы экологических регламентов и положения о компенсации населению за негативные изменения экосистем в городе и окружающей его природной среде, которые должны быть утверждены городской Думой и стать своеобразным законом для города.

Экономическая система. Это ключевая система, организующая финансовые потоки между уровнями системы управления и создающая финансовые емкости на всех уровнях для реализации экологически сбалансированной деятельности в городе.

Экономический механизм должен базироваться на следующих основных экономических принципах:

- самостоятельного экономического регулирования внутригородских проблем охраны окружающей среды и природопользования;

- пропорциональной экономической ответственности;

- платности природопользования (право пользования, сверхлимитное и несанкционированное использование и пр.);

- принципе "платит тот, кто загрязняет и наносит ущерб";

- экономического стимулирования рационального природопользования путем экономически обоснованной кредитной и налоговой политики;

- квотирования средств на финансирование работ по восстановлению и охране природы из бюджета города;

- формирования межрегиональных экономических отношений и возмещения трансграничного ущерба окружающей среде;

- экологического страхования, предусматривающего ответственность предприятий - источников повышенного экологического риска за причинение ущерба и убытков третьим лицам от аварийного или внезапного загрязнения среды;

- совершенствования системы экологических фондов.

Контрольно-информационная система. Включает сопряжение федеральных, муниципальных и производственных служб контроля окружающей среды; экологический мониторинг на территории районов, зон с напряженной экологической ситуацией и всего города; информационное обеспечение принятия управленческих решений и безвозмездный обмен информацией для обеспечения нужд органов самоуправления, бюджетных организаций и общественных объединений.

Просветительско-образовательная система. Включает в себя систему эколого-культурного просвещения и образования, обеспечивающую постоянную и профессионально прокомментированную информацию о состоянии природной и культурной среды города в учебных заведениях, в печатной, радио- и телепродукции.

Научное обеспечение - изучение состояния, оценка и прогноз развития эколого-экономической системы города и сопредельных территорий, выбор и научное обоснование путей решения задач настоящей Концепции (см. приложение 4).

Организационная структура. Важным этапом реализации новой политики экологической безопасности и устойчивого развития является совершенствование структуры контроля и управления природоохранными службами в городе как путем более полной реализации возможностей действующих структур и нормативных актов, так и организационного и нормативно-правового совершенствования управления.

Система материально-технических и трудовых ресурсов. Сегодня в городе функционирует 16 организаций, выполняющих тот или иной объем природоохранных работ; имеется два специализированных научно-исследовательских института экологического профиля; в 17 школах (лицеях, гимназиях) ведется обучение по специализации "экология"; ведется подготовка инженеров-экологов в ТолПИ и Технологическом институте и Средневолжском университете; Социально-экологический Союз в г. Тольятти объединяет около 5 тыс. человек. Имеются формирования реагирования на чрезвычайные ситуации, сложились компетентные коллективы служб охраны природы на крупных предприятиях города.

В связи с необходимость экологизации всех сфер жизнедеятельности города процесс роста числа занятых в экологической сфере, их специализация и качественный уровень будут возрастать.

Материально-техническая база природоохранной деятельности включает приборы и оборудование всех контролирующих служб города и предприятий, инженерные очистные сооружения предприятий, систему водопотребления и очистки сточных вод, оборудование и технику служб реагирования на чрезвычайные ситуации, технику лесхозов и предприятий по озеленению города и пр. Увеличение и качественное улучшение материально-технической базы природоохранной деятельности в городе должно идти в направлении качественного и количественного роста всех этих составляющих. Кроме того, целесообразно формирование в городе предприятий, специализирующихся на изготовлении экологического оборудования и воспроизводстве природных ресурсов.

4. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ

Реализация данной Концепции в условиях кризисного состояния российской экономики и трудностей привлечения значительных бюджетных средств на цели экологического оздоровления требует подготовки реального пакета предложений по изысканию негосударственных источников финансирования.

Источниками финансирования могут стать:

- бюджетные ассигнования различных уровней (республиканские, областные, городские); на первом этапе реализации Концепции по г. Тольятти - до 3% расходной части бюджета (на втором - до 5%, на третьем - до 7%);

- средства внебюджетных экологических фондов всех уровней;

- средства, вкладываемые отечественными и зарубежными инвесторами в приватизацию экологически особо опасных предприятий, функционирование которых приносит наибольший ущерб окружающей среде;

- инновационные программы создания экологически чистой техники и технологии;

- ресурсы, образованные в результате создания системы страхования экологического риска;

- экологически инициированная кредитная и налоговая политика;

- в перспективе - средства, вырученные в результате проведения природоохранного займа.

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАМЕЧАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ

КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА

Эффективность достижения целей и решения задач настоящей Концепции с точки зрения социально-экономического эффекта заключается:

- в достижении экологической безопасности и здоровья населения города, нормативного качества окружающей среды;

- в повышении качества жизни горожан;

- в снижении экологического риска, ресурсоемкости производственной сферы и коммунального хозяйства города;

- в создании условий для устойчивого функционирования и развития города в окружающей природной среде;

- в обеспечении механизма судебной защиты прав граждан на компенсацию ущерба, наносимого их здоровью и имуществу загрязнением и разрушением природной среды;

- в недопустимости нарушения действующей законодательной практики на территории города любыми органами власти, должностными и юридическими лицами;

- в совершенствовании системы управления устойчивым развитием города и прилегающих территорий.

Эффективность затрат, направляемых на улучшение состояния городских экосистем, выражается в стоимостной оценке предотвращаемых потерь здоровья населения и ресурсов (природных, трудовых, материальных и финансовых, потерь качества продукции), достигаемых путем улучшения качества окружающей среды.

Наконец, эффективность достижения намеченных целей будет выражаться в превращении Тольятти из промышленного центра и города-производителя в культурный научно-промышленный центр Среднего Поволжья.

Настоящая Концепция отражает только экологические аспекты устойчивого развития города Тольятти. Для достижения целей устойчивого развития г. Тольятти в целом (в рамках "Повестки дня на XXI век") необходима разработка системы концепций устойчивого развития города в сфере культуры, экономики, градоустройства и управления.

Настоящая Концепция является основанием для общественного согласия и консолидации сил городского сообщества в сфере экологической безопасности населения и устойчивого развития г. Тольятти.

Спикер

городской Думы

А.Н.ДРОБОТОВ

Текст утащен отсюда: http://tolyatti.news-city.info/docs/sistemsq/dok_ieqexo.htm

Кстати, по ссылке есть и приложения интересные)

Previous post Next post
Up